Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:06, реферат
Термины «постмодерн» и «постмодернизм» уже долгое время широко используются. Но, несмотря на это, споры о постмодерне продолжаются до сих пор. Сложности при изучении этого явления возникают из-за того, что большинство «постмодернистов» либо не признают себя таковыми, либо не берут на себя задачу прояснить этот вопрос. Исключением среди них является «мэтр» постмодернизма Жан-Франсуа Лиотар. В своей работе «Состояние постмодерна» он дает определение «постмодерну», выделяет основную его проблему – проблему знания.
По поводу того кто ввел этот термин, что под ним подразумевалось тоже наблюдаются разночтения.
Постмодерн. «Состояние постмодерна».
Термины
«постмодерн» и «постмодернизм»
По поводу
того кто ввел этот термин,
что под ним подразумевалось
тоже наблюдаются разночтения.
Во многих источниках указывает
В 1979г. Ж.-Ф.Лиотар – один из теоретиков постмодернизма – в работе «Постмодернистское состояние: доклад о знании» выразил статус этой категории, «фиксирующей ментальную специфику эпохи в целом».
Определяя задачу, поставленную в своём сочинении, Лиотар говорит: «Предметом этого исследования является состояние знания в современных наиболее развитых обществах. Мы решили назвать его «постмодерн». Это слово обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве, в конце ХIХ века». Таким образом, Лиотар связывает постмодерн с ощущением изжитости основных принципов или метанарративов, на которых базировалась западная цивилизация. Тут же стоит привести еще один пример восприятия постмодерна. В работе Бекета Галымжановича Нуржанова, доктора философских наук, профессора КазНу им. аль-Фараби, выдвигается такое определение: постмодерн – «это ситуация вневременья, безвременья». «Не «эпоха», «стадия» или «фаза», а некая «культурная ситуация, состояние». Постмодерн - это ситуация неопределенности, зыбкости, подвешенности, отложенности на потом или, говоря словами Ж.-Ф. Лиотара, фундаментального кризиса оснований. Тогда постмодерн – это не просто ситуация настоящего, «а ситуация, которая часто возникала в прошлом в различных культурах и в различные эпохи» ( по Б.Г. Нуржанову).
Вернемся к Лиотару, основной проблемой постмодерна является кризис метанарратива. «Метанарратив»– это особый тип дискурса, возникший в эпоху модерна, и претендующий на особый статус по отношению к другим дискурсам (наррациям), стремящийся утвердить себя не только в качестве истинного, но и в качестве справедливого, т.е. существующего на законных основаниях. Этим термином и его производными («метарассказ», «метаповествование», «метаистория», «метадискурс») Лиотар обозначает все те «объяснительные системы», которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания – религию, историю, науку, психологию, искусство (иначе говоря, любое «знание»). Согласно Лиотару, о ситуации «постмодерн» можно говорить «как о недоверии в отношении метарассказов», разочаровании в них.
Таким образом, главной отличительной чертой эпохи постмодерна по Лиотару будет эрозия веры в «Великие метаповествования», легитимирующие, объединяющие и тотализирующие представления о современности, среди которых в качестве основных он выделяет эмансипацию личности, идею прогресса, просветительское представление о знании как о средстве установления всеобщего счастья и т.п.
Лиотар выдвигает
гипотезу о том, что с
О состоянии знания. Все передовые науки имеют дело с языком, нарративом: «фонология и лингвистические теории, проблемы коммуникации и кибернетика, современные алгебры и информатика, вычислительные машины и их языки, проблемы языковых переводов и исследование совместимости машинных языков, проблемы сохранения в памяти и банки данных, телематика и разработка "мыслящих" терминалов, парадоксологии- вот явные свидетельства и список этот не исчерпан. Влияние этих технологических изменений на знание должно быть, судя по всему, значительным. Им отводятся или будут отводиться две фундаментальные функции: исследование и передача сведений».
Все непереводимое на язык машин будет отброшено. В связи с этим, по всей видимости, будет выходить из употребления традиционный принцип, согласно которому получение знания неотделимо от формирования разума и личности. Отношение поставщиков и потребителей знания к самому знанию будет стремиться принять форму отношения производителя и потребителя товаров, т.е. знание приобретет стоимостную форму. Знание можно купить и продать. Этот процесс проведет четкую границу между развитыми и развивающимися странами. Знания рискуют стать тождественными деньгам. Будет устранено расслоение на знание/незнание, вместо него будет знание к оплате/знание к инвестиции. Знание будет формой обмена для поддержания обыденной жизни, восстановления рабочей силы, «выживания». Это потребует прозрачности и либерализма знаний. Однако существует возможность, что одни знания будут предназначены для лиц, принимающих решения, а другие для поддержания социальной связи. Такова перспектива знания по Ж.-Ф. Лиотару.
В заключении стоит сказать о том, что постмодерн переживает или пережил Запад. Поэтому об этом явлении мы можем судить пока только на примере Европы. Наша страна, на мой взгляд, в связи со своей устремленностью в будущее, уверенностью, в связи с наличием конкретных целей и задач в своем развитии, стоит на пути к модерну, или уже шагнула в этот период.