Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:48, реферат
Целью настоящей работы является исследование современной философии.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
- сформулировать понятие философии, ее функций в современном мире и формах;
- рассмотреть предмет и разделы философии;
- выделить современные направления философии.
Введение
1. Понятие, функции философии и формы философской деятельности
1.1 Понятие философии
1.2 Функции философии
1.3 Формы философской деятельности
2. Предмет и разделы философии
2.1 Предмет философии
2.2 Разделы философии
3. Современная философия
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие, функции философии
и формы философской
1.1 Понятие философии
1.2 Функции философии
1.3 Формы философской деятельности
2. Предмет и разделы философии
2.1 Предмет философии
2.2 Разделы философии
3. Современная философия
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной темы определяется дискуссией по проблемам востребованности в современной культуре философского знания. Наука ли философия, мировоззрение ли - что несет она современному человеку?
Объектом исследования является философия в современном мире.
Целью настоящей работы является исследование современной философии.
В связи с поставленной
целью можно формулировать
- сформулировать понятие
философии, ее функций в
- рассмотреть предмет и разделы философии;
- выделить современные направления философии.
Структура данной работы соответствует
поставленным целям и задачам. Работа
состоит из 3 разделов. В первом сформулированы
понятие, функции и формы философии,
во втором – предмет и разделы
философии, в третьем описываются
особенности современной
1. Понятие, функции философии
и формы философской
1.1 Понятие философии
Традиционно философия определяется
как исследование первопричин и
начал всего мыслимого —
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, "Существует ли Бог?", "Возможно ли объективное познание?", "Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?" Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.
Сам термин "философия" всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.
Гегель определял философию
как науку о мышлении, которая
имеет своей целью постижение
истины посредством развёртывания
понятий на основе развитого "субъективного
мышления" и метода, который "в
состоянии обуздывать мысль, вести
её к предмету и удерживать в нём".
В марксизме-ленинизме давалось
несколько взаимосвязанных
Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: "философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности".
1.2 Функции философии
По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.
1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
2. Критическая и
3. Позиция активного
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
мировоззренческую,
методологическую,
мыслительно-теоретическую,
гносеологическую,
критическую,
аксиологическую,
социальную,
воспитательно-гуманитарную,
прогностическую функции философии.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая
функция выражается в том, что
философия учит концептуально мыслить
и теоретизировать – предельно
обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно-
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
1.3 Формы философской деятельности
Философия как мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.
Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.
Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе "Смысл творчества" прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытие определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.
Философия как образ жизни
В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).
Философия и наука
Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:
Является ли философия наукой?
Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?
При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего с точки зрения "науки логики".
В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во время кризисов (примером может служить Лев Шестов).
Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии. Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым, определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук. Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно. Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов. Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и "заблуждающегося разума". Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений. Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремится свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.
Философия и религия
Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение.
Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.
Карл Ясперс писал: "Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя"
Философия и искусство
В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис "философия как искусство".
2. Предмет и разделы философии
2.1 Предмет философии
Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.
Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: "Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней".
Свои варианты ответа на вопрос
о предмете философии предлагали
разные школы. Один из наиболее значимых
вариантов принадлежит
Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:
"Что первично: дух или
материя?" Этот вопрос считался
одним из главнейших вопросов
философии, поскольку,
Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.
Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: "Что такое философия?". Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.
Философия отвечает на вопросы
"Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?"
"Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?"
Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа "Для чего?" (напр., "Для чего существует человек?". В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа "Как?", "Каким образом?", "Почему?", "Что?" (напр., "Как появился человек?", "Почему человек не может дышать азотом?", "Каким образом возникла Земля? "Как направлена эволюция?", "Что будет с человеком (в конкретных условиях)?").