Современная наука о строении и свойствах материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 21:43, реферат

Описание работы

Философия как наука играет огромную роль в исследовании понятий абстрактного характера или обобщенных понятий мира материального. Материя, как философское понятие, имеет весьма продолжительную и объёмную историю исследования, философского поиска наиболее полного определения. Она является одним из первичных предметов философского поиска, поскольку расценивается как первооснова окружающей нас реальности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1:Понятие материи. Философское и нефилософское понимание материи ……………………………………………………………………. 4
Глава 2:Современная наука о строении и свойствах материи. ………. 7
Заключение ………………………………………………………………. 16
Список литературы ……………

Файлы: 1 файл

философия (реферат).docx

— 52.31 Кб (Скачать файл)

      Категории пространства, времени и движения выражают важнейшие универсальные характеристики, необходимые свойства вещей, их атрибуты.

      Атрибут пространства характеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — последовательность их существования.

      В обыденной жизни эти категории не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.

      В истории философии вопрос о сущности этих категорий и их соотношении с категорией материи вызывал много споров. Многие вопросы остаются здесь открытыми до сих пор.

      Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы функционирования нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно. Основываясь на этом опыте, некоторые философы утверждают, что пространство, время и движение не существуют вне материи, являются ее свойствами и потому — относительны.

      Но есть и философы, которые, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от вещей и являются самостоятельными сущностями, модификациями духа. Иначе говоря, для этих философов данные категории абсолютны.

      В новейшей философии преобладает первый из указанных подходов. Ныне признается, что категории пространства, времени, движения возникли из нашего опыта, наших постоянных наблюдений, т.е. в них много субъективного, относительного.

      Так, пространство возникает из наблюдений, что каждая вещь имеет определенную протяженность. Каждая вещь занимает определенное место. Множество вещей существуют рядом друг с другом, граничат с чем-то. Пространство, следовательно, характеризует протяженность, порядок существования вещей, их позицию по отношению к другим материальным объектам. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и длину. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая. Но каждая из вещей, помимо указанных характеристик, имеет еще и определенное временное измерение. Это их свойство иногда называют четвертым измерением.

      Категория времени, так же, как и категория пространства, основывается на нашем опыте, наблюдениях. Например, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость.   Каждая вещь имеет начало и конец существования, не все явления существуют сразу, а есть определенная последовательность в смене

событий — прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определенный порядок смены друг друга. Время однонаправленно, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновение уже никогда не повторится.

      Пространство и время являются сложнейшими философскими категориями. Это заметил уже Аврелий Августин (354–430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое... время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».4

      Особенно сложно представить такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность.

      Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи.

      Относительность их выражается в том, что пространственные структуры и ритм времени определяются состоянием движущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Эйнштейна, современной экспериментальной физикой.

      Относительность времени представить сложно. Лучше всего это сделать путем сравнения временных характеристик разных материальных объектов, процессов.

      Так, историческое время, т.е. время существования цивилизованного человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет.

      Предысторическое время, т.е. время становления человека в период до появления первых цивилизаций, исчисляется несколькими миллионами лет.

      Геологическое время, т.е. время становления планеты Земля, составляет 6 млрд лет.

      Космическое время для нас бесконечно, хотя ныне существует мнение, что и оно имеет свою точку отсчета в виде момента «Большого взрыва», рождения бытия из небытия, происшедшего около 20 млрд лет тому назад.

      Для того чтобы осмыслить соотношение указанных типов времени ,нужно допустить, что человек существует на Земле несколько миллионов лет, и условно предположить, что эти несколько миллионов лет равны одному дню, тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего несколько последних минут этого дня.

      Таким образом, масштабы исторического, предысторического, геологического времени почти несоизмеримы, относительны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются.

      То же самое можно сказать и о пространственных свойствах разных объектов, например микромира, макромира и мегамира.

      Следовательно, категории пространства и времени тесно связаны с материей, неотделимы от нее. Каждый из нас живет в своем определенном пространстве — времени.

      Неотделимо от материи и еще одно ее универсальное свойство – движение.

      Что такое движение как универсальное свойство материи? Каковы современные представления об основных формах движения?

      Категории пространства, времени и движения теснейшим образом связаны между собой. В движении выражается единство пространства и времени.

      Под движением понимается единство перемещения вещей в пространстве и их изменения во времени.

      Движение материи абсолютно, ее покой относителен. Подчеркивая исключительную важность этого свойства природы, Аристотель говорил, что незнание движения необходимо влечет за собой и незнание природы. Ошибочно понимать под движением только механическое перемещение вещей в пространстве. Эта многогранная категория включает всякое изменение вещей и процессов во времени. Так, движущаяся автомашина одновременно перемещается в пространстве и амортизируется, стареет во времени. Не случайно при покупке подержанной машины обычно интересуются не только ее пробегом, но и датой выпуска. Книга, лежащая на библиотечной полке, перемещается меньше, чем автомашина, но также

стареет во времени.

      Именно поэтому верно утверждение, что материя не может существовать без движения. Как верен и тезис о том, что движение не может существовать без какого-либо материального носителя: вещества или поля.

      В неразрывном единстве материи и движения последнее все же подчинено первой. Материя исходна, а движение производно.

      Движение — универсальное свойство материи, но оно в свою очередь обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств.

     Перечислим важнейшие из них:

Движение объективно, т.е. оно существует независимо от сознания человека. Иначе говоря, причина движения, изменения материи заключена в ней самой. Отсюда вытекает и положение о бесконечности взаимопревращений материи как субстанции вечной и бесконечной.

 Движение характеризуется и таким качеством, как всеобщность. Это означает, что в природе нет таких явлений, которые были бы лишены движения, а само существование материальных объектов во всех своих моментах и связях определяется движением.

Современная философия отвечает и на вопрос об источнике движения, усматривая его в борьбе объективно существующих в предметах противоположностей, таких, например, как: действие и противодействие в механическом движении; более низкая и более высокая температура в тепловом движении; положительный и отрицательный заряд в электричестве; полярные интересы отдельных людей и их объединений в общественном развитии.

И наконец, еще одно качество движения определяется как его абсолютность. Конечно, современная философия не отвергает существования в мире моментов устойчивости, равновесия, покоя, стабильности. Однако при этом подчеркивается относительный характер таких состояний материальных объектов. Покой есть лишь

момент движения, он преходящ, временен, относителен. О покое можно говорить только по отношению к определенной точке отсчета, при более широком взгляде покой всегда оказывается лишь моментом движения.

      Многообразие мира, форм его движения породило потребность  упорядочении, классификации его конкретных форм, которые тесно связаны со своим носителем.

Так, Ф. Энгельс выделял из множества форм движения пять основных: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Сегодня классификация Энгельса выглядит устаревшей. Современная наука значительно углубила и конкретизировала представления о формах движения материи. В настоящее время их классификация включает в себя такие основные формы, как:

  • пространственное перемещение;
  • движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц;
  • гравитационную форму движения;
  • ядерное взаимодействие;
  • химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов;
  • геологическую форму движения, связанную с изменениями в материках, слоях земной коры;
  • биологическую форму движения;
  • социальную форму движения.

      Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить новые коррективы в ныне существующую классификацию.

      Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность попыток сведения высших форм движения к низшим: социальных — к биологическим, биологических — к физико-химическим и т.п. На практике эта несводимость подтверждается малой результативностью попыток создания «человека-робота», электронных аналогов человеческого мозга и т.п.

Современная наука, стремясь глубже проникнуть в тайны природы,сегодня значительно расширила наши представления о еесвойствах, дополнив их перечень рядом новых ее характеристик.

      Современное видение природы основывается на выделении некоторых ее новых качеств. Подчеркивается важное значение следующих ее особенностей:

      Природное бытие ныне рассматривается как результат длительной универсальной эволюции; причем ее результатом являются не только живые, но и все другие известные науке естественные системы, вся Вселенная в целом. Таким образом, признается, что феномен эволюции не локален, как думали раньше, а универсален.

      В качестве главного механизма универсальной эволюции рассматривается столь же универсальная способность всех природных и социальных систем к самоорганизации, под которой понимаетсяс амопроизвольный переход системы на более высокий уровень организованности, упорядоченности. Причем феномен человека рассматривается в качестве высшей точки развития природных процессов самоорганизации.

      Фундаментальной характеристикой мироустройства является его системная организация, т.е. мир представляется не как существование разрозненных элементов, а как бытие некоторых совокупностей этих элементов, находящихся в тесных связях и отношениях друг с другом, причем каждая из этих совокупностей образует некоторую целостность, единство; в связи с этим в современной философии и науке все прочнее утверждается системный подход к действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

      Изучение проблем структуры бытия, материи и ее свойств является необходимой предпосылкой формирования того или иного миропонимания.

      Вместе с тем полная картина бытия, действительности включает не только материальное, но и идеальное, духовное бытие. Анализ сущности идеального в некоторых отношениях представляется для теории и практики даже более значимым, чем рассмотрение проблем материи.

      Обосновывая эту мысль, русский философ начала XX в. Лев Шестов писал: «Материя — на самом деле самая покорная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и беспощадный враг — это

идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира».

      Поэтому для формирования цельного философского мировоззрения необходим также анализ сущности и форм идеального бытия, человеческого сознания, мышления, языка.

      В основе  всех естественнонаучных дисциплин  лежит понятие материи, законы  движения и изменения которой  изучаются. Неотъемлемым атрибутом  материи является ее движение, как форма существования материи, ее важнейший атрибут. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен.

Информация о работе Современная наука о строении и свойствах материи