Современная система образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых соци¬ально-экономических условиях жизни?
Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полно¬ценной жизни и труду?

Содержание работы

I. Введение
• Образование и общество
II. Основная часть
1. Непрерывное образование
2. Характеристика образовательной системы в России
• Центральное звено системы
- Соросовские учителя, их высказывания по реформированию школьного образования
• Дошкольные образовательные учреждения
- уникальность системы ДУ в России
- проблема преемственности (дет. сад – школа, дет. сад - прогимназия Нижний Новгород)
• среднее профессиональное образование
• высшая школа
- уровни высшего образования на современном этапе
- послевузовское образование
• частные и альтенативные образовательные учреждения
- вальдорфские школы
- школа Марии Монтессори
- национальные учебные заведения
III. Заключение
• Система образования как “фильтрующее устройство”
• “дистанционное обучение”

Файлы: 1 файл

240-3412.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

В то же время, если уже  имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Золотой  ключик», Москва, «Детская школа», Омск и др.), основанных на принципах гуманизации отходят на второй план, направляя педагогический процесс на «приведение» возможностей детей к некой единой норме. Ориентация на «среднего» ребенка приводит к тому, что развитие детей с более высоким уровнем искусственно тормозится и они не могут полноценно реализовать свои способности, а дети с темпом развития ниже среднего уровня вынуждены постоянно переживать неуспех, что отрицательно сказывается на их эмоциональном и психическом благополучии.

В то же время если уже  имеются первые попытки создания единых программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста («Золотой  ключик» (Москва),  «Детская школа» (Омск) и др.), основанных на принципах гуманизации и демократизации педагогического процесса, то средние и высшие педагогические учебные заведения, продолжают обучать студентов (факультеты дошкольного и начального школьного образования этому, т.е. практически изолированно друг от друга. Поэтому специалисты, окончившие факультет «Педагогика и психология начального школьного образования», совершенно не знают особенностей детей дошкольного возраста, и наоборот.

Не удивительно, что  учителя, принимая детей в первый класс общеобразовательной школы, зачастую тестируют их по школьным предметам, оценивая уровень развития в зависимости от знания определенной части учебного материала, а не от развития необходимых для обучения психических и физических качеств личности (память,  мышление,  воображение, любознательность, воля и др.). Воспитатели же, в свою очередь, предвидя такие требования школы, стремятся дать детям конкретный объем знаний, умений и навыков, механически «натаскивая» на школьную программу. Таким образом, и в детском саду задачи общего развития отходят на второй план, уступая место школьной подготовке. Нивелируется сама идея самоценности дошкольного детства и основных видов деятельности детей этого возраста.

Однако даже во вновь  учреждениях типа «детский сад-школа», призванных осуществить преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой, эти две ступени образования часто просто располагаются в одном здании, но существуют автономно, так как проблемы коренного изменения организации работы образовательного учреждения и интеграции содержания педагогического процесса (единого «сквозного» содержания образования с дифференциацией воспитания и обучения детей на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка) не решаются.

Решить проблему преемственности, на мой взгляд, возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Поэтому, прежде всего  необходимо пересмотреть и разработать:

• общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;

• общие   принципы   построения программ и методик;

• общие принципы отбора и подготовки кадров.

Думается, что только комплексное решение всех этих проблем  позволит на практике реализовать идею преемственности детского сада и школы.

В июне 1993 г. по многочисленным просьбам родителей между администрацией  Автозаводского района Н. Новгорода и дирекцией ОАО «ГАЗ» был заключен договор об открытии на базе ДОУ № 117 учреждения нового типа — Детский центр-прогимназия.

Режим пребывания в прогимназии  такой же, как и в детском  саду (с 6.00 до 18.00). Дети получают четырехразовое питание и комплекс таких услуг, как физиолечение, массаж, сауна, плавание, занятия в клубах, студиях, секциях и др. Вся нерегламентированная деятельность детей организуется в разновозрастном сообществе, создающем уникальную возможность контактов между детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Первоклассники-шестилетки, как и дошкольники, днем спят, а дети 2-4 классов имеют возможность просто отдохнуть (для этого имеются специальные зоны отдыха) или заняться по выбору любимым делом.

Оплата содержания детей  в детском центре-прогимназии  одинакова для дошкольных групп  и классов (20 % себестоимости).

В течение дня в  прогимназии с детьми работают воспитатели-гувернеры (в дошкольных группах — воспитатели), которые организуют режимные процессы, нерегламентированную деятельность, присутствуют на всех занятиях, проводят затем индивидуальную работу. Роль воспитателя (гувернера) как инициатора развивающего процесса очень важна: именно он является координатором всех педагогических воздействий на ребенка.

Благодаря переходу на гибкие графики работы (в соответствии с конкретными обязанностями в определенное время и в определенной группе-классе) появилась возможность изменения штатного расписания (при сохранении общего количества штатных единиц и фонда заработной платы). За счет этого были выделены (а не введены!) ставки специалистов по словесности, математике, английскому языку, компьютерам, изодеятельности, ручному труду, природоведению и др., которые занимаются с детьми с 4 до 10 лет, прослеживая развитие каждого ребенка и «проживая» с ним совместную жизнь. Поэтому переход детей из дошкольных групп в прогимназические классы не вызывает каких-либо адаптационных трудностей, тем более что все педагоги имеют специальное образование и опыт работы с дошкольниками и младшими школьниками, что позволяет им осуществлять дифференцированный подход к детям. Это касается и материала, и процесса общения вообще.

Все уроки в прогимназии (как и занятия в Детском  центре) в основном проводятся подгруппами в специально оборудованных помещениях. Например, одна подгруппа детей занимается английским языком в лингафонном кабинете, другая — ручным трудом и конструированием в мастерских, после чего подгруппы меняются местами.

В некоторых исследованиях  приход в дошкольные образовательные учреждения нового типа «предметников» трактуется как отрицательный момент из-за их «несоответствия» психологическим особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Безусловно, если бы воспитатель или учитель мог объединить и «умственное, и нравственное развитие» (как мечтал К.Д. Ушинский), это было бы идеально! Но сегодня для этого необходимы не только глубокое знание педагогики и психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и высокий уровень культуры педагога, владение новыми областями знаний и навыков (иностранным языком, компьютерами, валеологией и др.), без чего нельзя ввести ребенка в современный мир; необходимо также уметь общаться с ним с позиции не «над», а «вместе» и т. д. К сожалению, такие высококвалифицированные и разносторонние педагоги — большая редкость... Поэтому именно на специалистов-предметников в учреждении, была возложена ответственная миссия — на основе имеющихся программ  разработать последовательные («сквозные») порциальные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, объединив их затем в комплексную    программу    «Синяя птица», построенную на единых подходах и принципах:

• непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (т.е. программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетентности);

• интеграция программных областей знаний, позволяющая осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира;

• развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;

• рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);

• обеспечение    психологического комфорта, повышенное внимание к здоровью детей;

• уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

• сотрудничество между детьми и педагогами,   предоставление  детям самостоятельности,   права  выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

• «выращивание»    универсальных или «сквозных» способностей (рефлексия, коммуникативность, самооценка, умение разрешать проблемные и межличностные ситуации и др.).

Таким образом, работа с  целостным преемственным содержанием  предполагает, с одной стороны, формирование базиса личностной культуры на этапах дошкольного и начального школьного возраста, а с другой стороны, «встраивание» этого содержания в обязательные требования государственных стандартов.

Еще рано говорить о результатах, но отдельные выводы уже можно сделать:

1. Благодаря  комплексному  подходу и системе в  работе  по  оздоровлению и физическому  воспитанию  дошкольников  и младших школьников, обеспечивается сохранность их здоровья, не усугубляются хронические заболевания, не наблюдается ухудшение зрения, отмечается низкая заболеваемость (в среднем 408 на 1000 детей).

2. Выпускники прогимназии  обладают высокой познавательной активностью, у них развита потребность в получении и поиске знаний.

В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад - начальная школа» (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10-11 лет. В таком образовательном учреждении обеспечиваются преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

Для современной системы  дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 1997 г. их было 800 тыс. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется «шефство» взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казённых учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

В тяжёлые годы после  второй мировой войны в Европе осталось много детей-сирот. В 1949 г. австриец Герман Гмайнер открыл первую «детскую деревню» - детский дом семейного типа. В настоящее время по модели детского дома Г. Гмайнера в 130 странах созданы учреждения для сирот. Стратегия воспитания представляется следующим образом: сначала излечить душу и тело ребенка, потом развить и выучить его, а после - помочь утвердиться в обществе в соответствии с его возможностями и силами. «Мать деревни» (официальное название новой профессии) вместе с работой выбирает и судьбу. Она живет с детьми, воспитывает их и самостоятельно ведет хозяйство. У нее 6-8 ребят, это названые и родные братья и сестры. В деревне таких домов обычно 10-12. Директор деревни не столько контролирует, сколько помогает и распределяет финансы. А в остальном всё, как в семье. Дети ходят в обычную школу, лечатся в обычной поликлинике. В 1996 г. приняла своих воспитанников первая российская детская деревня в подмосковном Томилино. В Лаврове под Орлом, где работает школа по подготовке «матерей», открывается вторая. Третья появится под Петербургом в г. Пушкине.

Согласно Закону РФ «Об  образовании» новой является трактовка  традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических Училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

Информация о работе Современная система образования в России