Современные подходы к управлению социально-психологическим климатом в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:14, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния доминирующего стиля управления на социально-психологический климат коллектива. Задачи исследования:
проанализировать теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя;
определить понятие социально-психологического климата трудового коллектива;
изучить факторы, определяющие социально-психологический климат;
провести диагностику стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Анализ особенностей стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе………………………………………………..6
1.1 Теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя..6
1.2 Понятие социально-психологического климата трудового коллектива…..18
1.3 Факторы, определяющие социально-психологический климат………..….23
2 Экспериментальное исследование влияния стиля управления руководителя на социально-психологический климат в коллективе на предприятиях малого бизнеса……………………………………………………………………………………32
2.1 Диагностика стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива..………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи стиля управления руководителя и социально-психологического климата………………....41
2.3 Рекомендации руководителям о стиле и методах руководства………...….48
Заключение………………………………………………………………………..58
Глоссарий……………………………………………………………………….…61
Список использованных источников……………………………………………65

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Социально-психологический  климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в  таких групповых эффектах, как  настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Благоприятный социально-психологический  климат – одно из важнейших условий  эффективности производственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальное исследование включало  следующие этапы:

1. Диагностика стиля  управления руководителя и социально-психологического  климата в названных коллективах.

2. Анализ и интерпретация  результатов исследования.

3. Выработка рекомендаций  руководителям о стиле и методах управления трудовым коллективом.

В экспериментальном  исследовании использовались следующие  методики:

1. Тест «Стили руководства» (Приложение Б);

2. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова (Приложение В);

3. Методика определения психологического климата группы (Приложение Д);

4. Тест «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» (Приложение Е).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ  и  интерпретация результатов исследования взаимосвязи стиля управления руководителя и социально-психологического климата

 

 

Стиль управления руководителя непосредственно влияет на социально-психологический  климат в коллективе. При  проведении эмпирического исследования  было выявлено, что в магазине «Окей» у руководителя преобладает авторитарный стиль руководства, который характеризуется ярко выраженными лидерскими качествами и стремлением к единоличной власти, непреклонностью и решительностью в суждениях, энергичностью и жесткостью в требованиях, неумением учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкой критикой и предвзятостью в оценках, честолюбием и низкой совместимостью с заместителями, злоупотреблением наказаниями, пренебрежением общественным мнением, ориентацией на собственное мнение и оценки, уверенностью в себе, склонностью к жесткой формальной дисциплине, большой дистанцией с подчиненными, нежеланием признавать свои ошибки, игнорированием инициативы, творческой активности людей, единоличным принятием решений, контролем за действиями подчиненных.

В магазине «Айман» у  руководителя преобладает попустительский  стиль руководства, который характеризуется  стремлением переложить свои обязанности  на заместителей, пассивностью в руководстве  людьми, нетребовательностью и доверчивостью, страхом перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерной мягкостью к нарушителям дисциплины, склонностью к уговорам, отсутствием требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральностью, панибратством с подчиненными.

В магазине «Радуга» у  руководителя преобладает демократический  стиль руководства, который характеризуется  умением координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять  самостоятельность наиболее способным  подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу. Сравнительные данные представлены в таблицах 5 (самооценка стиля руководства) и 6 (оценка сотрудников).

Таблица 5 – Сравнительные  данные по применению теста «Стили руководства»

Магазин

Стиль руководства

Демократический стиль

Авторитарный стиль

Попустительский стиль

«Окей»

-

В

А

-

«Айман»

-

-

А

85

«Радуга»

А

В

-

-


 

Таблица 6 – Сравнительные данные по применению методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова

Магазин

Стиль руководства (средние значения)

Демократический стиль

Авторитарный стиль

Попустительский стиль

«Окей»

2,13

11,92

1,96

«Айман»

1,55

2,42

12,05

«Радуга»

12,71

1,88

1,42


 

Результаты применения обеих методик, направленных на определение  стиля руководства, не противоречат друг другу.

При проведении эмпирического  исследования социально-психологического климата коллектива было установлено, что в магазине «Окей» социально-психологический климат оценивается как средне благоприятный, в магазине «Айман» как низко благоприятный, а в магазине «Радуга» как высоко благоприятный. Сравнительные данные представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Сравнительные  данные по применению методики определения социально-психологического климата группы

Магазин

Степень благоприятности  социально-психологического климата  группы (средние значения)

Низкая степень благоприятности

Средняя степень благоприятности

Высокая степень благоприятности

«Окей»

-

13,46

-

«Айман»

7,71

-

-

«Радуга»

-

-

25,5


 

 Диагностика степени индивидуальной и групповой удовлетворённости работой показала следующие результаты: в магазине «Окей» сотрудники не вполне удовлетворены трудовой деятельностью, сотрудники магазина «Айман» не удовлетворены своей работой, а представители торгового предприятия «Радуга» удовлетворены своей трудовой деятельностью. Сравнительные данные представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Сравнительные  данные по применению теста «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой»

Магазин

Групповая удовлетворённость  работой (средние значения)

Удовлетворены работой

Не вполне удовлетворены работой

Не удовлетворены работой

«Окей»

-

39,67

-

«Айман»

-

-

45,92

«Радуга»

24,55

-

-


 

Среди статистик, характеризующих  связь между случайными величинами, наиболее важными являются: коэффициент  корреляции, корреляционное отношение, показатель корреляции рангов, а также  множественные и частные коэффициенты корреляции и корреляционные отношения.

В тех случаях, когда  единицы изучаемой частичной  совокупности могут быть в отношении  некоторого признака расположены в  определённом порядке по возрастающим или по убывающим номерам, или  рангам в качестве статистики связи служит показатель корреляции рангов.

Для определения зависимости  социально-психологического климата  от стиля управления руководителя применялся расчёт коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ( ).

Полученные в эксперименте первичные данные представляют собой два ряда порядковых величин для переменной Х (стиль управления) и для переменной У (социально-психологический климат в первом случае и удовлетворённость работой во втором). Для расчета величины применялась следующая формула:

Где  N – число сравниваемых пар величин двух переменных;

d – квадрат разностей рангов этих величин.

Табулирование первичных  результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ( ) представлено в таблице 9 (Х – стиль управления; У – социально-психологический климат) и в таблице 10 (Х – стиль управления; У – удовлетворённость работой) .

Таблица 9 – Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ( )

1 Магазин «Окей»

2 Магазин «Айман»

3 Магазин «Радуга»

Х

У

R

R

Х

У

R

R

Х

У

R

R

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

12

6

12,5

21

10

7

20,5

15

9

30

24

4

2

10

15

19,5

7,5

10

9

20,5

7

14

23

6,5

18

3

14

10

4,5

17

12

6

13

19

10

27

22

11

4

13

5

9,5

23

14

11

4,5

1,5

10

34

22

1

5

11

6

15,5

21

14

5

4,5

22,5

12

20

17,5

20,5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

6

9

12

23,5

13

12

8

13

11,5

14

20

6,5

20,5

7

14

6

4,5

21

10

4

20,5

24

14

26

6,5

12

8

10

7

19,5

18,5

14

9

4,5

7

12

33

17,5

2

9

10

14

19,5

9

13

10

9,5

3,5

10

29

22

7

10

12

11

12,5

15

11

6

16,5

19

14

28

6,5

9,5

11

14

29

4,5

1

9

5

24

22,5

13

28

13

9,5

12

14

13

4,5

11

14

8

4,5

11,5

12

25

17,5

14

13

12

15

12,5

7,5

10

7

20,5

15

14

24

6,5

16,5

14

10

20

19,5

3,5

10

9

20,5

7

14

21

6,5

19

15

14

19

4,5

5,5

12

6

13

19

12

25

17,5

14

16

13

11

9,5

15

14

8

4,5

11,5

13

24

13

16,5

17

11

7

15,5

18,5

12

9

13

7

15

19

1

22,5

18

9

20

23,5

3,5

14

6

4,5

19

12

30

17,5

4

19

14

11

4,5

15

14

7

4,5

15

14

25

6,5

14

20

10

17

19,5

6

12

9

13

7

14

30

6,5

4

21

10

24

19,5

2

10

8

20,5

11,5

13

14

13

24

22

12

19

12,5

5,5

14

6

4,5

19

12

29

17,5

7

23

14

13

4,5

11

13

10

9,5

3,5

14

29

6,5

7

24

14

13

4,5

11

11

11

16,5

1,5

14

19

6,5

22,5


Примечание: Х – стиль  управления; У – степень благоприятности  социально-психологического климата

 

         ;  ; 

Таблица 10 – Табулирование  первичных результатов для расчёта  коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ( )

1 Магазин «Окей»

2 Магазин «Айман»

3 Магазин «Радуга»

Х

У

R

R

Х

У

R

R

Х

У

R

R

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1

12

40

12,5

11

10

46

20,5

15

9

22

24

16,5

2

10

42

19,5

6

10

48

20,5

9

14

21

6,5

19

3

14

46

4,5

1

12

45

13

16,5

10

25

22

11

4

13

38

9,5

16,5

14

44

4,5

18

10

24

22

14,5

5

11

40

15,5

11

14

40

4,5

22,5

12

30

17,5

2

6

9

37

23,5

19,5

12

42

13

19,5

14

26

6,5

7,5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

7

14

41

4,5

8,5

10

41

20,5

21

14

20

6,5

22,5

8

10

35

19,5

23

14

37

4,5

24

12

27

17,5

6

9

10

38

19,5

16,5

13

49

9,5

5,5

10

25

22

11

10

12

36

12,5

21,5

11

45

16,5

16,5

14

28

6,5

4,5

11

14

39

4,5

13,5

9

49

24

5,5

13

24

13

14,5

12

14

41

4,5

8,5

14

48

4,5

9

12

22

17,5

16,5

13

12

43

12,5

4

10

40

20,5

22,5

14

21

6,5

19

14

10

34

19,5

24

10

42

20,5

19,5

14

19

6,5

24

15

14

39

4,5

13,5

12

47

13

12,5

12

25

17,5

11

16

13

38

9,5

16,5

14

50

4,5

2,5

13

26

13

7,5

17

11

37

15,5

19,5

12

48

13

9

15

23

1

15

18

9

40

23,5

11

14

47

4,5

12,5

12

25

17,5

11

19

14

42

4,5

6

14

49

4,5

5,5

14

28

6,5

4,5

20

10

45

19,5

2,5

12

52

13

1

14

33

6,5

1

21

10

36

19,5

21,5

10

47

20,5

12,5

13

29

13

3

22

12

38

12,5

16,5

14

50

4,5

2,5

12

25

17,5

11

23

14

42

4,5

6

13

47

9,5

12,5

14

20

6,5

22,5

24

14

45

4,5

2,5

11

49

16,5

5,5

14

21

6,5

19

Информация о работе Современные подходы к управлению социально-психологическим климатом в трудовом коллективе