Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 10:14, дипломная работа
Цель исследования: изучение влияния доминирующего стиля управления на социально-психологический климат коллектива. Задачи исследования:
проанализировать теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя;
определить понятие социально-психологического климата трудового коллектива;
изучить факторы, определяющие социально-психологический климат;
провести диагностику стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива;
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Анализ особенностей стиля управления руководителя и социально-психологического климата в коллективе………………………………………………..6
1.1 Теоретические подходы к исследованию стиля управления руководителя..6
1.2 Понятие социально-психологического климата трудового коллектива…..18
1.3 Факторы, определяющие социально-психологический климат………..….23
2 Экспериментальное исследование влияния стиля управления руководителя на социально-психологический климат в коллективе на предприятиях малого бизнеса……………………………………………………………………………………32
2.1 Диагностика стиля управления руководителя и социально-психологического климата коллектива..………………………………………………32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи стиля управления руководителя и социально-психологического климата………………....41
2.3 Рекомендации руководителям о стиле и методах руководства………...….48
Заключение………………………………………………………………………..58
Глоссарий……………………………………………………………………….…61
Список использованных источников……………………………………………65
Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решением общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Благоприятный социально-психологический климат – одно из важнейших условий эффективности производственной деятельности.
Экспериментальное исследование включало следующие этапы:
1. Диагностика стиля
управления руководителя и
2. Анализ и интерпретация результатов исследования.
3. Выработка рекомендаций руководителям о стиле и методах управления трудовым коллективом.
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
1. Тест «Стили руководства» (Приложение Б);
2. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова (Приложение В);
3. Методика определения психологического климата группы (Приложение Д);
4. Тест «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» (Приложение Е).
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи стиля управления руководителя и социально-психологического климата
Стиль управления руководителя непосредственно влияет на социально-психологический климат в коллективе. При проведении эмпирического исследования было выявлено, что в магазине «Окей» у руководителя преобладает авторитарный стиль руководства, который характеризуется ярко выраженными лидерскими качествами и стремлением к единоличной власти, непреклонностью и решительностью в суждениях, энергичностью и жесткостью в требованиях, неумением учитывать инициативу подчиненных и предоставлять им самостоятельность, чрезмерно резкой критикой и предвзятостью в оценках, честолюбием и низкой совместимостью с заместителями, злоупотреблением наказаниями, пренебрежением общественным мнением, ориентацией на собственное мнение и оценки, уверенностью в себе, склонностью к жесткой формальной дисциплине, большой дистанцией с подчиненными, нежеланием признавать свои ошибки, игнорированием инициативы, творческой активности людей, единоличным принятием решений, контролем за действиями подчиненных.
В магазине «Айман» у руководителя преобладает попустительский стиль руководства, который характеризуется стремлением переложить свои обязанности на заместителей, пассивностью в руководстве людьми, нетребовательностью и доверчивостью, страхом перед необходимостью самостоятельно принимать решения, чрезмерной мягкостью к нарушителям дисциплины, склонностью к уговорам, отсутствием требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральностью, панибратством с подчиненными.
В магазине «Радуга» у руководителя преобладает демократический стиль руководства, который характеризуется умением координировать и направлять деятельность коллектива, предоставлять самостоятельность наиболее способным подчиненным, всемерно развивать инициативу и новые методы работы, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-психологические процессы коллектива, развивать гласность и критику, предупреждать конфликты и создавать доброжелательную атмосферу. Сравнительные данные представлены в таблицах 5 (самооценка стиля руководства) и 6 (оценка сотрудников).
Таблица 5 – Сравнительные данные по применению теста «Стили руководства»
Магазин |
Стиль руководства | ||
Демократический стиль |
Авторитарный стиль |
Попустительский стиль | |
«Окей» |
- |
В |
- |
«Айман» |
- |
- |
А |
«Радуга» |
А |
- |
- |
Таблица 6 – Сравнительные данные по применению методики определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова
Магазин |
Стиль руководства (средние значения) | ||
Демократический стиль |
Авторитарный стиль |
Попустительский стиль | |
«Окей» |
2,13 |
11,92 |
1,96 |
«Айман» |
1,55 |
2,42 |
12,05 |
«Радуга» |
12,71 |
1,88 |
1,42 |
Результаты применения обеих методик, направленных на определение стиля руководства, не противоречат друг другу.
При проведении эмпирического исследования социально-психологического климата коллектива было установлено, что в магазине «Окей» социально-психологический климат оценивается как средне благоприятный, в магазине «Айман» как низко благоприятный, а в магазине «Радуга» как высоко благоприятный. Сравнительные данные представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Сравнительные данные по применению методики определения социально-психологического климата группы
Магазин |
Степень благоприятности социально-психологического климата группы (средние значения) | ||
Низкая степень благоприятности |
Средняя степень благоприятности |
Высокая степень благоприятности | |
«Окей» |
- |
13,46 |
- |
«Айман» |
7,71 |
- |
- |
«Радуга» |
- |
- |
25,5 |
Диагностика степени индивидуальной и групповой удовлетворённости работой показала следующие результаты: в магазине «Окей» сотрудники не вполне удовлетворены трудовой деятельностью, сотрудники магазина «Айман» не удовлетворены своей работой, а представители торгового предприятия «Радуга» удовлетворены своей трудовой деятельностью. Сравнительные данные представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Сравнительные данные по применению теста «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой»
Магазин |
Групповая удовлетворённость работой (средние значения) | ||
Удовлетворены работой |
Не вполне удовлетворены работой |
Не удовлетворены работой | |
«Окей» |
- |
39,67 |
- |
«Айман» |
- |
- |
45,92 |
«Радуга» |
24,55 |
- |
- |
Среди статистик, характеризующих
связь между случайными величинами,
наиболее важными являются: коэффициент
корреляции, корреляционное отношение,
показатель корреляции рангов, а также
множественные и частные
В тех случаях, когда единицы изучаемой частичной совокупности могут быть в отношении некоторого признака расположены в определённом порядке по возрастающим или по убывающим номерам, или рангам в качестве статистики связи служит показатель корреляции рангов.
Для определения зависимости социально-психологического климата от стиля управления руководителя применялся расчёт коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ( ).
Полученные в эксперименте первичные данные представляют собой два ряда порядковых величин для переменной Х (стиль управления) и для переменной У (социально-психологический климат в первом случае и удовлетворённость работой во втором). Для расчета величины применялась следующая формула:
Где N – число сравниваемых пар величин двух переменных;
d – квадрат разностей рангов этих величин.
Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ( ) представлено в таблице 9 (Х – стиль управления; У – социально-психологический климат) и в таблице 10 (Х – стиль управления; У – удовлетворённость работой) .
Таблица 9 – Табулирование первичных результатов для расчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену ( )
№ |
1 Магазин «Окей» |
2 Магазин «Айман» |
3 Магазин «Радуга» | |||||||||
Х |
У |
R |
R |
Х |
У |
R |
R |
Х |
У |
R |
R | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
12 |
6 |
12,5 |
21 |
10 |
7 |
20,5 |
15 |
9 |
30 |
24 |
4 |
2 |
10 |
15 |
19,5 |
7,5 |
10 |
9 |
20,5 |
7 |
14 |
23 |
6,5 |
18 |
3 |
14 |
10 |
4,5 |
17 |
12 |
6 |
13 |
19 |
10 |
27 |
22 |
11 |
4 |
13 |
5 |
9,5 |
23 |
14 |
11 |
4,5 |
1,5 |
10 |
34 |
22 |
1 |
5 |
11 |
6 |
15,5 |
21 |
14 |
5 |
4,5 |
22,5 |
12 |
20 |
17,5 |
20,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
6 |
9 |
12 |
23,5 |
13 |
12 |
8 |
13 |
11,5 |
14 |
20 |
6,5 |
20,5 |
7 |
14 |
6 |
4,5 |
21 |
10 |
4 |
20,5 |
24 |
14 |
26 |
6,5 |
12 |
8 |
10 |
7 |
19,5 |
18,5 |
14 |
9 |
4,5 |
7 |
12 |
33 |
17,5 |
2 |
9 |
10 |
14 |
19,5 |
9 |
13 |
10 |
9,5 |
3,5 |
10 |
29 |
22 |
7 |
10 |
12 |
11 |
12,5 |
15 |
11 |
6 |
16,5 |
19 |
14 |
28 |
6,5 |
9,5 |
11 |
14 |
29 |
4,5 |
1 |
9 |
5 |
24 |
22,5 |
13 |
28 |
13 |
9,5 |
12 |
14 |
13 |
4,5 |
11 |
14 |
8 |
4,5 |
11,5 |
12 |
25 |
17,5 |
14 |
13 |
12 |
15 |
12,5 |
7,5 |
10 |
7 |
20,5 |
15 |
14 |
24 |
6,5 |
16,5 |
14 |
10 |
20 |
19,5 |
3,5 |
10 |
9 |
20,5 |
7 |
14 |
21 |
6,5 |
19 |
15 |
14 |
19 |
4,5 |
5,5 |
12 |
6 |
13 |
19 |
12 |
25 |
17,5 |
14 |
16 |
13 |
11 |
9,5 |
15 |
14 |
8 |
4,5 |
11,5 |
13 |
24 |
13 |
16,5 |
17 |
11 |
7 |
15,5 |
18,5 |
12 |
9 |
13 |
7 |
15 |
19 |
1 |
22,5 |
18 |
9 |
20 |
23,5 |
3,5 |
14 |
6 |
4,5 |
19 |
12 |
30 |
17,5 |
4 |
19 |
14 |
11 |
4,5 |
15 |
14 |
7 |
4,5 |
15 |
14 |
25 |
6,5 |
14 |
20 |
10 |
17 |
19,5 |
6 |
12 |
9 |
13 |
7 |
14 |
30 |
6,5 |
4 |
21 |
10 |
24 |
19,5 |
2 |
10 |
8 |
20,5 |
11,5 |
13 |
14 |
13 |
24 |
22 |
12 |
19 |
12,5 |
5,5 |
14 |
6 |
4,5 |
19 |
12 |
29 |
17,5 |
7 |
23 |
14 |
13 |
4,5 |
11 |
13 |
10 |
9,5 |
3,5 |
14 |
29 |
6,5 |
7 |
24 |
14 |
13 |
4,5 |
11 |
11 |
11 |
16,5 |
1,5 |
14 |
19 |
6,5 |
22,5 |
Примечание: Х – стиль управления; У – степень благоприятности социально-психологического климата
; ;
Таблица 10 – Табулирование
первичных результатов для
№ |
1 Магазин «Окей» |
2 Магазин «Айман» |
3 Магазин «Радуга» | |||||||||
Х |
У |
R |
R |
Х |
У |
R |
R |
Х |
У |
R |
R | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
12 |
40 |
12,5 |
11 |
10 |
46 |
20,5 |
15 |
9 |
22 |
24 |
16,5 |
2 |
10 |
42 |
19,5 |
6 |
10 |
48 |
20,5 |
9 |
14 |
21 |
6,5 |
19 |
3 |
14 |
46 |
4,5 |
1 |
12 |
45 |
13 |
16,5 |
10 |
25 |
22 |
11 |
4 |
13 |
38 |
9,5 |
16,5 |
14 |
44 |
4,5 |
18 |
10 |
24 |
22 |
14,5 |
5 |
11 |
40 |
15,5 |
11 |
14 |
40 |
4,5 |
22,5 |
12 |
30 |
17,5 |
2 |
6 |
9 |
37 |
23,5 |
19,5 |
12 |
42 |
13 |
19,5 |
14 |
26 |
6,5 |
7,5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
7 |
14 |
41 |
4,5 |
8,5 |
10 |
41 |
20,5 |
21 |
14 |
20 |
6,5 |
22,5 |
8 |
10 |
35 |
19,5 |
23 |
14 |
37 |
4,5 |
24 |
12 |
27 |
17,5 |
6 |
9 |
10 |
38 |
19,5 |
16,5 |
13 |
49 |
9,5 |
5,5 |
10 |
25 |
22 |
11 |
10 |
12 |
36 |
12,5 |
21,5 |
11 |
45 |
16,5 |
16,5 |
14 |
28 |
6,5 |
4,5 |
11 |
14 |
39 |
4,5 |
13,5 |
9 |
49 |
24 |
5,5 |
13 |
24 |
13 |
14,5 |
12 |
14 |
41 |
4,5 |
8,5 |
14 |
48 |
4,5 |
9 |
12 |
22 |
17,5 |
16,5 |
13 |
12 |
43 |
12,5 |
4 |
10 |
40 |
20,5 |
22,5 |
14 |
21 |
6,5 |
19 |
14 |
10 |
34 |
19,5 |
24 |
10 |
42 |
20,5 |
19,5 |
14 |
19 |
6,5 |
24 |
15 |
14 |
39 |
4,5 |
13,5 |
12 |
47 |
13 |
12,5 |
12 |
25 |
17,5 |
11 |
16 |
13 |
38 |
9,5 |
16,5 |
14 |
50 |
4,5 |
2,5 |
13 |
26 |
13 |
7,5 |
17 |
11 |
37 |
15,5 |
19,5 |
12 |
48 |
13 |
9 |
15 |
23 |
1 |
15 |
18 |
9 |
40 |
23,5 |
11 |
14 |
47 |
4,5 |
12,5 |
12 |
25 |
17,5 |
11 |
19 |
14 |
42 |
4,5 |
6 |
14 |
49 |
4,5 |
5,5 |
14 |
28 |
6,5 |
4,5 |
20 |
10 |
45 |
19,5 |
2,5 |
12 |
52 |
13 |
1 |
14 |
33 |
6,5 |
1 |
21 |
10 |
36 |
19,5 |
21,5 |
10 |
47 |
20,5 |
12,5 |
13 |
29 |
13 |
3 |
22 |
12 |
38 |
12,5 |
16,5 |
14 |
50 |
4,5 |
2,5 |
12 |
25 |
17,5 |
11 |
23 |
14 |
42 |
4,5 |
6 |
13 |
47 |
9,5 |
12,5 |
14 |
20 |
6,5 |
22,5 |
24 |
14 |
45 |
4,5 |
2,5 |
11 |
49 |
16,5 |
5,5 |
14 |
21 |
6,5 |
19 |