Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:31, реферат
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.
1. Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира, инструмент познания реальности.
2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное изменение форм отражения на различных уровнях развития материи.
3. Сознание и мозг. Техническое и физиологическое. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психики человека.
4. Сознание и язык. Идеальное и материальное. Сознание и самосознание.
5. Список литературы.
РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
на тему: «Сознание,
его происхождение и сущность»
План
1.Сознание как
форма жизнедеятельности
Человек владеет прекрасным даром - разумом
с его пытливым полетом как в отдаленное
прошлое, так и в грядущее, миром мечты
и фантазии, творческим решением практических
и теоретических проблем, наконец, воплощением
самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой
древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания.
Сознание - это
высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности,
способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство
психических процессов, активно участвующих
в осмыслении человеком объективного
мира и своего собственного бытия и определяется
не непосредственно его телесной организацией
(как у животных), а приобретаемыми только
через общение с другими людьми навыками
предметных действий. Сознание состоит
из чувственных образов предметов, являющихся
ощущением или представлением и поэтому
обладающих значением и смыслом, знания
как совокупности ощущений, запечатленных
в памяти, и обобщений, созданных в результате
высшей психической деятельности, мышления
и языка. Таким образом, сознание является
особой формой взаимодействия человека
с действительностью и управления ею.
В течение многих веков не смолкают горячие
споры вокруг сущности сознания и возможностей
его познания. Богословы рассматривают
сознание как крохотную искру величественного
пламени божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания
по отношению к материи. Вырывая сознание
из объективных связей реального мира
и рассматривая его как самостоятельную
и созидающую сущность бытия, объективные
идеалисты трактуют сознание как нечто
изначальное: оно не только не объяснимо
ничем, что существует вне его, но само
из себя призвано объяснить все совершающееся
в природе, истории и поведении каждого
отдельного человека. Единственно достоверной
реальностью признают сознание сторонники
объективного идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между
разумом и миром, то материализм ищет общность,
единство между явлениями сознания и объективным
миром, выводя духовное из материального.
Материалистическая философия и психология
исходят в решении этой проблемы из двух
кардинальных принципов: из признания
сознания функцией мозга и отражением
внешнего мира.
Гельвеций говорил:
“Чувства составляют источник всех наших
знаний... Мы располагаем тремя главными
средствами исследования: наблюдением
природы, размышлением и экспериментом.
Наблюдение собирает факты; размышление
их комбинирует; опыт проверяет результат
комбинаций...
...всякое наше ощущение влечет за собой
суждение, существование которого, будучи
неизвестным, когда оно не приковало к
себе нашего внимания, тем не менее реально” [1] .
Данный фрагмент может служить иллюстрацией
теории ассоциаций, приверженцем которой
являлся Гельвеций и на основе которой
он объяснял природу сознания. Ее суть:
последовательно возникающие в мозгу
ощущения накладываются друг на друга
и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения
являются образами объективной действительности,
а возникающий на их основе логический
мыслительный процесс закономерно отражает
объективную причинную связь вещей и явлений.
^ Мнение З.Фрейда:
“Быть сознательным - это прежде всего
чисто описательный термин, который опирается
на самое непосредственное и надежное
восприятие. Опыт показывает нам далее,
что психический элемент, например, представление,
обыкновенно не бывает длительно сознательным.
Наоборот, характерным является то, что
состояние сознательности быстро проходит;
представление в данный момент сознательное,
в следующее мгновение перестает быть
таковым, однако может вновь стать сознательным
при известных, легко достижимых условиях.
Каким оно было в промежуточный период,
мы не знаем; можно сказать, что оно было
скрытым (латент), подразумевая под этим
то, что оно в любой момент способно было
стать сознательным. Если мы скажем, что
оно было бессознательным, мы также дадим
правильное описание. Это бессознательное
в такое случае совпадает со скрыто или
потенциально сознательным...
Понятие бессознательного мы, таким образом,
получаем из учения о вытеснении. Вытесненное
мы рассматриваем как типичный пример
бессознательного. Мы видим, однако, что
есть двоякое бессознательное: скрытое,
но способное стать сознательным, и вытесненное,
которое само по себе и без дальнейшего
не может стать сознательным... Скрытое
бессознательное, являющееся таковым
только в описательном, но не в динамическом
смысле, называется нами предсознательным;
термин «бессознательное» мы применяем
только к вытесненному динамическому
бессознательному; таким образом, мы имеем
теперь три термина: «сознательное» (Bw),
«предсознательное» (Vbw) и «бессознательное»
(Ubw)” [2].
Философия ставит в центр своего внимания
как основной вопрос отношение материи
и сознания, а тем самым и проблему сознания.
Значение этой проблемы обнаруживается
уже в том, что вид, к которому принадлежим
мы, люди, обозначают как человек разумный.
Исходя из этого, можно с полным правом
сказать, что философский анализ сущности
сознания исключительно важен для правильного
понимания места и роли человека в мире.
Уже поэтому проблема сознания изначально
привлекала самое пристальное внимание
философов при выработке ими исходных
мировоззренческих и методологических
установок.
При этом рассмотрение отдельных аспектов
сознания как специфически человеческой
формы регуляции взаимодействия человека
с действительностью в рамках различных
дисциплин всегда опирается на определенную
философско-мировоззренческую установку
в подходе и сознанию. Это придает решению
вопроса о природе сознания с философских
позиций особый, дополнительный смысл
и значение. При этом философия, в отличие
от других наук, исследует общую природу
сознания, изучает его прежде всего под
углом зрения своего основного вопроса.
Идеалистический подход фактически мистифицирует
сознание, поскольку рассматривает его
в качестве продукта души, превращая сознание
в нечто таинственное и недоступное рациональному,
с научных позиций исследованию. Материализм,
напротив, снимает с сознания покров таинственности
и исходит из того, что оно есть функция
мозга, во-вторых, рассматривает сознание
как отражение материи, отражение внешнего
мира и, наконец, с материалистической
точки зрения оно является продуктом развития
материального мира. При подобном подходе
оказывается, что сознание при всей его
сложности вовсе не является чем-то абсолютно
непостижимым и непознаваемым.
Действительно, значительный материал
о физиологических основаниях сознания
могут дать исследования физиологии высшей
нервной деятельности, поскольку сознание
органически связано с материальными,
физиологическими процессами в мозгу,
выступает как специфическая сторона.
Обширные данные для понимания сознания
дает исследование человеческой деятельности
и ее продуктов, поскольку в них реализованы,
запечатлены знания, мысли и чувства людей.
Наряду с этим сознание проявляется в
познании, вследствие чего и этот источник,
изучение познавательного процесса, открывает
различные стороны сознания.
Наконец, очень тесно можно сказать, органически
связаны между собой сознание и язык, в
силу чего и научный анализ такого явления,
как язык во всей его многосложности, немаловажен
для осмысления сущности, природы сознания.
При этом главное, о чем следует постоянно
помнить, состоит в том, что «нельзя отделить
мышление от материи, которая мыслит».
Сознание, как и материя, это реальность.
Но если материя это объективная реальность,
характеризующаяся самодостаточностью
и самообоснованностью, то сознание - это
реальность субъективная, это субъективный
образ объективного мира. Оно не существует
само по себе, а имеет основание в ином,
в материи. Иными словами, диалектико-материалистический
подход к сознанию исходит из примата
бытия по отношения к сознанию, что не
только не исключает, а предполагает, что
сам способ бытия человека в мире всегда
предполагает сознание, что человеческая
деятельность вся пронизана сознанием
и без него не существует. Но бытие - более
широкая система, и сознание выступает
как условие и средство для того, чтобы
человек мог вписаться в эту более широкую,
целостную системы бытия.
Сознание, как определяемое бытием, и выступает
прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной
материи и одновременно как продукт эволюции
материи, усложнения форм отражения в
ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных
форм и кончая мышлением. При этом сама
эволюция форм отражения определяется
не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений
носителей отражения с окружающей средой.
У человека это взаимодействие реализуется
в практически - преобразующей деятельности,
осуществляемой в рамках определенных
сообществ. Поэтому сознание - не просто
функция мозга, оно - общественный продукт.
Общественная природа сознания отчетливо
видна в его органической связи с языком
и в особенности - с практической деятельностью,
в которой сознание, его продукты опредмечиваются
и которая придает сознанию объективный
характер, направленность на внешний мир
с целью не только его отражения, познания,
но и его изменения. К тому же сознание
не только изначально формировалось в
первичных формах общества, но и сегодня
оно закладывается и развивается у каждого
нового поколения только в обществе через
деятельность и общение с себе подобными.
Сознание невозможно вывести из одного
лишь процесса отражения объектов природного
мира: отношение “субъект-объект” не
может породить сознания. Для этого субъект
должен быть включен в более сложную систему
социальной практики, в контекст общественной
жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,
наследует духовную культуру, которую
мы должны освоить, чтобы обрести собственно
человеческую сущность и быть способными
мыслить по-человечески.
Общественное сознание возникло одновременно
и в единстве с возникновением общественного
бытия. Природе в целом безразлично существование
человеческого разума, а общество не могло
бы без него не только возникнуть и развиваться,
но и просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная
реальность, общественное бытие и общественное
сознание как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие
статично и даже мертво.
Сознание реализуется в двух ипостасях:
отражательной и активно-творческой способностях.
Сущность сознания в том и состоит, что
оно может отражать общественное бытие
только при условии одновременного активно-творческого
преобразования его. Функция опережающего
отражения сознания наиболее четко реализуется
в отношении общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью
в будущее. Это неоднократно подтверждалось
в истории тем обстоятельством, что идеи,
в частности социально-политические, могут
опережать наличное состояние общества
и даже преобразовывать его. Общество
есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений,
идей, теорий, чувств, нравов, традиций
и т.п., то есть того, что составляет содержание
общественного сознания и образует духовную
реальность, выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано
сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая единство общественного
бытия и общественного сознания, нельзя
забывать и их различие, специфическую
разъединенность. Историческая взаимосвязь
общественного бытия и общественного
сознания в их относительной самостоятельности
реализуется таким образом, что если на
ранних этапах развития общества общественное
сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это
воздействие приобретало все более опосредованный
характер - через государство, политические,
правовые отношения и др., а обратное воздействие
общественного сознания на бытие приобретает,
напротив, все более непосредственный
характер. Сама возможность такого непосредственного
воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности
сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая
деятельность представляет собой единство
двух нераздельных сторон одного и того
же процесса: в своем влиянии на бытие
оно может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать
его перестройке. В этом и заключается
та исторически сложившаяся функция общественного
сознания, которая делает его объективно
необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает
в себя разные уровни (обыденно-житейское,
теоретическое, общественную психологию,
идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем
сознания общественное бытие отражается
по-разному, как раз и составляет реальную
сложность в понимании феномена общественного
сознания. И поэтому нельзя рассматривать
его как простую сумму понятий “сознание”
и “общественное”.
Обладая объективной природой и имманентными
законами развития, общественное сознание
может как отставать, так и опережать бытие
в рамках закономерного для данного общества
эволюционного процесса. В этом плане
общественное сознание может играть роль
активного стимулятора общественного
процесса, либо механизма его торможения.
Мощная преобразовательная сила общественного
сознания способна воздействовать на
все бытие в целом, вскрывая смысл его
эволюции и предсказывая перспективы.
В этом плане оно отличается от субъективного
(в смысле субъективной реальности) конечного
и ограниченного отдельным человеком
индивидуального сознания. Власть общественного
целого над индивидом выражается здесь
в обязательном принятии индивидом исторически
сложившихся форм духовного освоения
действительности, тех способов и средств,
с помощью которых осуществляется производство
духовных ценностей, того смыслового содержания,
которое накоплено человечеством веками
и вне которого невозможно становление
личности.
2.Материальные
предпосылки возникновения
Положение Маркса о том, что нельзя отделить
сознание, мышление от материи, которая
мыслит, о том, что сознание производно
от материи, предельно просто и понятно.
Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке,
а во-вторых, в обосновании. И первое, что
следует решить - это вопрос о предпосылках
возникновения сознания в природе, а точнее
- в неживой природе, в самом фундаменте
материи.
Действительно, если мы утверждаем, что
не дух породил материю, а материя породила
дух, то наши оппоненты вправе спросить
нас: а есть ли на самом фундаменте материи,
в неживой природе какие-либо основания
для порождения сознания? Эта проблема
стояла и перед старым материализмом,
однако не была решена им. Одна часть материалистов
просто обходила эту сложную проблему,
другая - вставала на позиции гилозоизма
(от греч. Гиле- материя, зоо - жизнь), наделяла
вопреки фактам всю материю способностью
чувствовать и даже мыслить и по существу
снимала вопрос о возникновении сознания
и о необходимых для этого предпосылках.
На позициях гилозоизма стоял, в частности,
французский материалист Д. Дидро, но он
в то же время ближе других подошел к реальному
решению проблемы. Наделяя всю материю
свойством чувствительности, он считал,
что неживой материи свойственна пассивная,
а живой - активная чувствительность.
Ясно одно: найти материальные предпосылки
возникновения сознания в самих основаниях
материального мира, значит, подвести
под материализмом надежный и прочный
фундамент. И наоборот - если таких предпосылок
найти не удастся, то возникновение сознания
придется признать чудом и здание материализма
просто рухнет. Однако такие опасения
излишни: реальные предпосылки для порождения
сознания в самом фундаменте материального
мира имеются. Они были установлены Лениным.
И решающей предпосылкой является открытое
им и присущее всей материи свойство отражения.
Наличие именно этого свойства у всех
видов материи, в том числе и нежимой, неорганической,
образует объективную основу для возникновения
в процессе развития все новых и притом
все более сложных форм отражения вплоть
до его высшей формы - человеческого сознания.
Но что представляет собой это всеобщее
свойство материи?
Отражение - это свойство материальных
систем, объектов воспроизводить в ходе
взаимодействия с другими системами, объектами
в изменениях своих свойств и состояний
их различные особенности и характеристики.
Простые примеры отражения: отпечаток
предмета на воске, объект и негатив на
фотопластинке, изменения в приборах,
фиксирующие перемену силы тока или атмосферного
давления, и т.д. Практически все измерительные
приборы базируются на использовании
свойства отражения. Уже в пределах неживой
природы отражение усложняется с переходом
от одной формы движения материи к другой
и выступает в виде механического, физического,
химического отражения.
Вместе с тем отражение, начиная с простейших
форм, характеризуется рядом свойств:
1) оно предполагает не просто изменения
в отражающей системе, а изменения, адекватные
внешнему воздействию; 2) отражение зависит
от отражаемого, оно вторично по отношению
к нему; 3) отражение зависит от среды и
особенностей отражаемой системы, играющей
в процессе отражения активную роль. Эти
особенности отражения находят свое наиболее
яркое проявление на уровне сознания.
При этом отражение в неживой природе
есть лишь предпосылка и базис формирования
в ходе эволюции более высокой формы отражения
- отражения биологического. Дело в том,
что отражение в неживой природе (исключая
некоторые технические средства) не становится
для отражающего предмета каким бы то
ни было ориентиром его собственной активности.
Напротив, в биологических системах результаты
отражения, несущие информацию об окружающей
среде, используются в качестве ориентиров,
определяющих активность этих систем,
их целесообразное реагирование на внешние
воздействия. Поэтому отражение, связанное
с активным использованием результатов
внешних воздействий, можно назвать информационным,
причем под информацией в данном случае
понимается свойство явлений способствовать
активной ориентации в окружающем мире.
Отражение приобретает на уровне живого
по меньшей мере две важные особенности.
Во-первых, дальнейшее развитие приобретает
избирательность отражения, активность
отображающей системы: оно ориентировано
на жизненно важные для нее факторы внешней
среды; во-вторых, отражение выступает
как важнейшее средство приспособления
организма к условиям среды, предполагает
целенаправленное реагирование на содержащуюся
в отражении информацию. В этом смысл и
значение отражения в живой природе. Оно
выступает в качестве источника данных
для управления живыми системами, их поведением.
Можно поэтому сказать, что извлечение
жизненно важной информации об окружающей
среде и целенаправленное ее использование
для регулирования поведения живых организмов
является фундаментальным свойством живого.
При этом отражение на уровне живого проходит
в своем развитии ряд этапов.
Исходной формой отражения в живой природе
является раздражимость, т.е. способность
живого реагировать на воздействия извне
процессом внутреннего возбуждения, обеспечивающим
целесообразную реакцию на раздражитель.
Эта форма возникает с самого начала существования
живого, еще до возникновения нервной
системы и специализированных органов
отражения. Более высокой ступенью является
чувствительность, т.е. способность к ощущениям.
Если раздражимость свойственна и растениям,
то чувствительность специфична для живого
мира. При этом ощущения, информация, которую
они несут, становятся материалом для
внутренней работы организма с целью выработки
соответствующей реакции. Для этого в
живых организмах формируются специфические
органы по подобной переработке информации
- нервные ткани, а затем и сложные нервные
ткани. Отражение в итоге поднимается
на следующую ступень - нейрофизиологического
отражения, присущего только высшим животным,
проявляющегося уже не только в прямой
реакции на раздражитель, а в целой системе
расчлененной, организованной последовательности
действий, лишь в конечном счете подчиненной
жизненно важной цели, в активной реализации
в столкновении с внешней средой своей
внутренней программы, «видового опыта»
организма.
Таким образом, на этой стадии отражение
выступает в виде диалектического единства
воздействия внешней среды и реализации
внутренних целей, установок, программ
живого существа в процессе построения
схемы поведения, отвечающей как реальной
ситуации, так и внутренним целям и потребностям.
Это единство внутренней активности и
внешнего воздействия находит свое более
полное выражение на стадии психического
отражения, свойственного высшим животным
с достаточно развитой и централизованной
нервной системой.
Психическое отражение возникает там
и тогда, где и когда ресурсы и механизмы
нейрофизиологического отражения с характерным
для него автоматизмом оказываются недостаточными
и необходим активный поиск того, что требуется
организму для решения вставшей перед
ним задачи, необходима ориентировочная
деятельность в обследовании реальной
ситуации. Здесь становятся необходимыми
психические образы, формирующиеся на
основе реального ориентировочного движения
в действительности. Через образ живое
существо прослеживает новые для него
отношения и связи между явлениями внешнего
мира, используемые для решения стоящей
перед ним задачи. Психический образ выступает
как отражение объективной реальности,
сформировавшееся в процессе активной
поисковой деятельности и служащее схемой
действия организма, закодированной в
нейродинамических структурах.
Развитие психической формы отражения
и подготовило тот качественный сдвиг,
который ознаменовал переход к человеческому
сознанию. Дальше мы подробнее остановимся
на происхождении сознания, здесь же отметим
лишь некоторые специфические черты отражения
на уровне человеческого сознания. Во-первых,
отражение наряду с чувственно - образным
приобретает характер абстрактно - понятийного.
В итоге в громадной степени расширяется
информационная нагрузка отражения. Действительно,
восприятие отражает один предмет, понятие
же замещает огромное количество предметов.
Благодаря образованию понятий емкость
человеческого мышления в сравнении с
животными формами психики, связанными
с чувственно-индивидуальными представлениями,
возрастает в миллиарды раз, позволяет
человеческому мозгу вобрать в себя и
неизмеримо большее количество информации
и оперировать им. Во-вторых, с возникновением
абстрактного мышления психика человека
перестала быть привязанной к непосредственным
чувственным образам, появилась возможность
отлета мысли от непосредственно данного,
возможность не только отражать действительность
и приспосабливаться к ней, но и изменять
ее, творить новую действительность, т.е.
формируется творчески-конструкторская
функция сознания. Активная роль отражения,
опосредованного практикой, поднимается
на новый уровень. Правда, следует признать,
что с развитием абстрактного мышления
появилась и возможность «больной фантазии»,
преувеличения относительной самостоятельности
мысли, ее отрыва от действительности,
формируются религия, а затем и идеализм.
Наконец, отражение приобретает социально
- детерминированный характер. Это находит
свое выражение прежде всего в общественной
природе сознания, что проявляется, в частности,
в возникновении языка и в нерасторжимом
его единстве с мышлением. Наряду с этим
социальная обусловленность сознания
обнаруживается в его зависимости от общественных
отношений, в том, что сознание людей меняется
с развитием общества, а общественное
сознание, о чем мы подробно будем вести
речь в дальнейшем, является отражением
общественного бытия.
Мы рассмотрели вопрос об отражении и
эволюции его форм в процессе развития
материального мира. Уже усложнение форм
отражения тесно связано с уровнем организации
материи, особенно с усложнением нервно-физиологических
систем. Мыслит материя, но, как уже было
отмечено выше, сознание присуще не всей
материи, а лишь особым образом организованной
материи, человеку разумному. Этот аспект
соотношения материи и сознания и предстоит
рассмотреть дальше.
3.Сознание и
мозг. Техническое и физиологическое.
Уже анализ развития психики животных
показывает, что уровень ее развития, а
значит, и степень развитости форм отражения
являются функцией сложности их поведения,
а главное - сложности организации органов
отражения внешнего мира, центральной
нервной системы.
Низшим формам живого, у которых отсутствуют
специализированные органы отражения
и центральная нервная система, присуща
только раздражимость. С усложнением организации,
с формированием у животных центральной
нервной системы и специализированных
органов чувств отражение поднимается
на более высокую ступень. В ходе развития
над раздражимостью надстраивается чувствительность,
затем – нервно - физиологическое отражение
и далее - психика животных. Наконец, у
человека наибольшей сложности достигает
структура центральной нервной системы,
прежде всего головного мозга, и соответственно
отражение выступает в наиболее сложной
форме - в виде человеческого мышления.
Действительно, человеческий мозг представляет
собой сложнейшее материальное образование
объемом в среднем в 1400 куб.см (у приматов
мозг по объему в 3-4 раза меньше), состоящее
из 10-14 млрд. нейронов, связанных между
собой синапсами и дендритами.
Мозг имеет весьма сложное строение, в
нем прослеживается своеобразное «разделение
труда» между его отделами. Наиболее простые
формы анализа и синтеза внешних раздражений
и регуляции поведения осуществляются
низшими отделами центральной нервной
системы - спинным, продолговатым и промежуточным
мозгом, а самые сложные верхними этажами,
прежде всего большими полушариями головного
мозга, особенно их корой.
Уже то, что богатство и содержательность
форм отражения связаны со сложностью
и совершенством нервной системы, степенью
ее централизации, само по себе подтверждает
материалистический тезис: сознание есть
функция мозга. Этот тезис надежно подкрепляется
и данными физиологии и патологии высшей
нервной деятельности, в частности, тем,
что нарушения в психике часто связаны
с повреждением определенных участков
мозга.
Проблема сознание и мозг включает два
главных аспекта. Первый - как соотносятся
явления сознания, психическое с физиологическими
процессами в мозгу. Это так называемая
психофизиологическая проблема. И второй
аспект, тесно связанный с первым - соотношение
идеального и материального.
Остановимся последовательно на каждой
из этих проблем. Психофизиологическую
проблему материализм и и идеализм всегда
решали по-разному. Правда, и среди представителей
идеализма нет полного единообразия в
решении этой проблемы. Часть идеалистов,
а вместе с ними и представители дуализма
решают ее в форме психофизиологического
параллелизма: психические и физиологические
процессы протекают параллельно и независимо
друг от друга и в то же время необъяснимым
образом соответствуют друг другу.
Второе решение выступает в виде идеи
психофизиологического взаимодействия,
хотя вопрос, как могут взаимодействовать
идеальное, психическое и материальное,
физиологические сторонники этой позиции
оставляют открытым. Третьим, крайним
вариантом является идея психофизиологического
тождества, сведения физиологического
к психическому, идея, свойственная субъективному
идеализму. Так, махист Авенариус отрицал
всякую связь сознания с мозгом. Мышление,
по его мнению, не есть обитатель или повелитель,
половина или сторона и т.д., но и не продукт
и даже не физиологическая функция или
даже состояние мозга. Однако и в материализме
психофизиологическая проблема не нашла
единого решения. Представители вульгарного
материализма, отвергая идеализм, впали
в другую крайность, отождествив сознание
и материю, объявив и мысль материальной.
Так, Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из
этой школы, считали, что мозг так же выделяет
мысль, как печень- желчь. В 3О-х годах нашего
столетия наблюдался рецидив подобных
воззрений в связи с успехами электрофизиологии:
отдельные физиологи и психологи стали
приравнивать мысль к электромагнитным
колебаниям.
Эту позицию и в наши дни занимают отдельные
философы и психологи. Несостоятельность
подобного взгляда в том, во-первых, что
его сторонники смазывают качественное
своеобразие сознания как идеально-образного
отражения материи, а во-вторых, этот взгляд
ведет к смещению материализма и идеализма,
поскольку вслед за идеализмом признается
возможность самостоятельного, независимо
от мозга, существование мыслей.
Действительно, материалистическое решение
проблемы соотношения психического и
физиологического состоит в признании
психофизиологического единства, основу
которого образует материальный, физиологический
процесс, а психическое, идеальное составляет
его внутреннюю сторону, сторону отражения.
В конечном счете именно эта мысль просматривается
в хорошо известном высказывании К. Маркса:
«...Идеальное есть не что иное, как материальное,
пересаженное в голову и переработанное
в ней». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.
Т.23. С.21.).
^ Древняя Индия–
мнение:
“В философской системе «Йога Патанджали»
бессознательное трактовалось как высший
момент познания - интуиция. Причем бессознательное
понималось не как форма познания, предшествующая
сознанию, а, напротив, как сверхсознательное,
на основе которого осуществляется высшая
степень проникновения в сущность вещей.
Однако у «Йога Патанджали» понятие бессознательного
употребляется и для характеристики причин
Вселенной, первоначального продукта
развития «пракрити» - великого, включающего
в себя интеллект, самосознание и ум («читта»).
«Он («читта») в сущности бессознателен,
хотя становится сознающим, благодаря
отражению «Я», которое в нем находится»” [3] .
Шеллинг утверждает, что предусмотренная
гармония между идеальным и реальным мирами
является результатом как сознательной,
так и бессознательной деятельности. При
этом имеется в виду, «что деятельность,
которая в нашем поведении сознательно
продуктивна, в своем порождении мира
продуктивна бессознательно». Этим постулируется
наличие сознательной и бессознательной
деятельности в субъективном, то есть
в самом сознании, а объективный мир представляется
не чем иным, как первоначальной бессознательной
«поэзией абсолютного духа»“[4] .
Исходя из данной цитаты, можно заключить,
что для Шеллинга бессознательное является
отправной точкой, отрицательным стимулом
к развитию. В изначальном “абсолютном
тождестве” бытия и мышления имеет место
бессознательное хотение и действование,
в результате которого возникает природа.
Различные природные явления у Шеллинга
выступают как определенные формы бытия
и сознания мирового духа. Таким образом
происходит развитие путем постепенного
превращения бессознательного в сознательное.
Сознание - важнейшая сфера человеческой
психики, но не единственная, поскольку
последняя включает в себя и бессознательное.
Особое внимание вопросу о природе бессознательного
уделял в свое время австрийский врач-психиатр
и философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных
положений о сфере бессознательного.
Вместе с тем З. Фрейд преувеличил его
значение, отдал бессознательному первенствующую
роль, утверждая, что якобы оно определяет
и сознание, и все поведение человека,
причем особое значение он придавал врожденным
инстинктам и влечениям, ядром которых
считал половой инстинкт. Не соглашаясь
с подобной абсолютизацией места бессознательного
в жизни человека, было бы вместе с тем
неверно преуменьшать и тем более отрицать
его роль в познании и поведении людей.
Само бессознательное имеет три основных
уровня. К первому относится не- осознанный
психический контроль человека за жизнью
своего тела, координацией функций, удовлетворением
простейших нужд и потребностей. Второй,
более высокий уровень бессознательного
- это процессы и состояния, которые могут
реализоваться в пределах сознания, но
могут перемещаться в сферу бессознательного
и осуществляться автоматически и т.д.
Наконец, третий, высший уровень бессознательного
проявляется в художественной, научной,
философской интуиции, играющей важную
роль в процессах творчества. Бессознательное
на этом уровне тесно переплетено с сознанием,
с творческой энергией чувств и разума
человека.
Для самосознания личности эта информация
оказывается «закрытой», но она существует,
поступает в мозг, перерабатывается, и
на ее основе осуществляются многие действия.
Неосознанное отражение, играя вспомогательную
роль, освобождает сознание для реализации
наиболее важных, творческих функций.
Так, многие привычные действия мы выполняем
без контроля сознания, бессознательно,
а сознание, освобожденное от решения
этих задач, может быть направлено на иные
предметы.
4.Сознание и
язык. Идеальное и материальное.
Сознание и самосознание
Одной из предпосылок его возникновения
на биологическом уровне явились существующие
уже у высших животных системы звуковой
сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства
взаимного общения прежде всего высших
животных и послужили биологической предпосылкой
формирования человеческой речи. Развитие
труда способствовало тесному сплочению
членов общества. У людей появилась необходимость
что-то сказать друг другу. Потребность
создала орган - соответствующее строение
мозга и периферического речевого аппарата.
Физиологический механизм образования
речи - условно-рефлекторный: произносимые
в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые
жестами, сочетались в мозгу с соответствующими
предметами и действиями, а затем с идеальными
явлениями сознания. Звук из выражения
эмоций превратился в средство обозначения
образов предметов, их свойств и отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает
себя общественная природа сознания. Язык
так же древен, как и сознание. Язык и сознание
представляют собой органическое единство,
не исключающее, однако, и противоречий
между ними.
Сущность языка обнаруживает себя в его
функциях. Прежде всего, язык выступает
как средство общения, передачи мыслей,
выполняет коммуникативную функцию. Мысль
представляет собой идеальное отображение
предмета и поэтому не может быть ни выражена,
ни передана без материального обрамления.
В роли материальной, чувственной оболочки
мысли и выступает слово как единство
знака, звучания и значения, понятия.
Речь представляет собой деятельность,
сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами
и т.п., осуществляемый с помощью языка
как средства общения. Но язык не только
средство общения, но и орудие мышления,
средство выражения и оформления мыслей.
Дело в том, что мысль, понятие лишены образности,
и потому выразить и усвоить мысль значит
облечь ее в словесную форму. Даже тогда,
когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая
мысль в языковые формы. Выполнение языком
этой своей функции обеспечивается тем,
что слово - это знак особого рода: в нем,
как правило, нет ничего, что напоминало
бы о конкретных свойствах обозначаемой
вещи, явления, в силу чего оно и может
выступать в роли знака - представителя
целого класса сходных предметов, т.е.
в роли знака понятия.
Наконец, язык выполняет роль инструмента,
накопления знаний, развития сознания.
В языковых формах наши представления,
чувства и мысли приобретают материальное
бытие и благодаря этому могут стать и
становятся достоянием других людей.
Итак, сознание и язык органически связаны
друг с другом. Но единство языка и мышления
не означает их тождества. Действительно
мысль, понятие как значение слова есть
отражение объективной реальности, а слово
как знак - средство выражения и закрепления
мысли, средство и передачи ее другим людям.
К этому следует добавить, что мышление
по своим логическим законам и формам
интернационально, а язык по его грамматическому
строю и словарному составу - национален.
Наконец, отсутствие тождества языка и
мышления просматривается и в том, что
порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная
с их помощью, остается для нас недоступной,
не говоря уже о том, что в одно и то же
словесное выражение люди с различным
жизненным опытом вкладывают далеко не
одинаковое смысловое содержание.
Эти особенности в соотношении языка и
мышления необходимо учитывать и в живой
речи, и в речи письменной. Естественные
языки - главное и решающее средство общения
между людьми, средство организации нашего
мышления. Вместе с тем по мере развития
познания и общественной практики, наряду
с языками, начинают все шире использоваться
и неязыковые знаки, и знаковые системы.
В конечном счете, все они так или иначе
связаны с естественным языком, дополняя
его и расширяя его диапазон и возможности.
К числу таких неязыковых знаковых систем
можно отнести системы знаков, используемых
в математике, химии, физике, нотную грамоту,
знаки дорожного движения и т.д. Больше
того, формируются искусственные языки
- язык математики, других наук, а в последнее
время и формализованные языки программирования.
Язык и сознание образуют противоречивое
единство. Язык влияет на сознание: его
исторически сложившиеся нормы, специфичные
у каждого народа, в одном и том же объекте
оттеняют различные признаки. Однако зависимость
мышления от языка не является абсолютной.
Мышление детерминируется главным образом
своими связями с действительностью, язык
же может лишь частично модифицировать
форму и стиль мышления.
Состояние проблемы соотношения мышления
и языка еще далеко до завершения, оно
содержит еще множество интересных аспектов
для исследования.
Физиологические механизмы психических
явлений не тождественны содержанию самой
психики, представляющей собой отражение
действительности в виде субъективных
образов. Диалектико-материалистическая
концепция сознания не совместима ни с
идеалистическими воззрениями, отрывающими
психические явления от мозга, ни со взглядами
так называемых вульгарных материалистов,
отрицающих специфику психического.
Отражение вещей, их свойств и отношений
в мозгу, разумеется, не означает их перемещения
в мозг или образования их физических
отпечатков в нем наподобие отпечатков
на воске. Мозг не деформируется, не синеет,
не холодеет, когда на него оказывают воздействие
твердые, синие и холодные предметы. Переживаемый
образ внешней вещи есть нечто субъективное,
идеальное. Он не сводим ни к самому материальному
объекту, находящемуся вне мозга, ни к
тем физиологическим процессам, которые
происходят в мозгу и порождают этот образ.
Идеальное есть не что иное, как материальное,
“пересаженное” в человеческую голову
и преобразованное в ней.
Духовный мир человека невозможно ни осязать,
ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо
приборами или химическими реактивами.
В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно
ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет
существования в физическом и физиологическом
смысле этого слова. Вместе с тем, мысли,
идеи реальны. Они существуют. Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”.
Однако, ее действительность, реальность
не материальна, а идеальна. Это наш внутренний
мир, наше личное, индивидуальное сознание,
а также весь мир “надличной“ духовной
культуры человечества, то есть внешне
объективированные идеальные явления.
Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее
- материя или сознание. Материя - объективная,
а сознание - субъективная реальность.
Сознание принадлежит человеку как субъекту,
а не объективному миру. Не существует
“ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое
ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль,
идея конкретного человека. Субъективность
же образа - это отнюдь не произвольное
привнесение чего-то от субъекта: объективная
истина есть тоже субъективное явление.
Вместе с тем, субъективное выступает
и в смысле неполной адекватности образа
оригиналу.
Содержание мысленного образа предмета
определяется не анатомо-физиологической
организацией человека и не тем, что познающий
субъект находит непосредственно в природе
на основе своего индивидуального опыта.
Его содержание представляет собой синтетическую
характеристику объекта, полученную в
ходе предметно - преобразующей деятельности.
Этим открывается принципиальная возможность
объективного изучения сознания: оно может
быть познано через формы своего выявления
в чувственно-практической деятельности.
Субъективный образ как знание, как духовная
реальность и физиологические процессы
как его материальный субстрат - качественно
разные явления. Непонимание этой качественной
специфики порождало механическую тенденцию
их отождествления. Абсолютизация же специфики
сознания как субъективного образа порождает
тенденцию противопоставлять идеальное
и материальное и доводить противопоставление
до полного распада мира на две субстанции
- духовную и материальную.
Сознание и объективный мир - противоположности,
образующие единство. Основой его является
практика, чувственно-предметная деятельность
людей. Именно она и порождает необходимость
психического сознательного отражения
действительности. Необходимость сознания,
и при этом сознания, дающего верное отражение
мира, лежит в условиях и требованиях самой
жизни.
Наконец, важнейшей составляющей сознания,
ставящей все остальные его компоненты
как бы за одну скобку, является самосознание.
Самосознание - своеобразный центр нашего
сознания, интегрирующее начало в нем.
Самосознание - это сознание человеком
своего тела, своих мыслей и чувств, своих
действий, своего места в обществе, проще
говоря, осознание себя как особой и единой
личности.
Самосознание - исторический продукт,
оно формируется лишь на определенной,
притом достаточно высокой стадии развития
первобытного общества. А наряду с этим
оно является и продуктом индивидуального
развития: у ребенка его основания закладываются
примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии,
динамике самосознания можно выделить
три уровня. Первый - уровень самочувствия,
сводящегося к элементарному осознанию
своего тела и его включенности в систему
окружающих человека вещей. Именно благодаря
этому человек не только выделяет себя
из предметного мира, но и имеет возможности
свободно ориентироваться в нем.
Второй уровень самосознания реализуется
в осознании своей принадлежности к тому
или иному сообществу, к той или иной культуре
и социальной группе. Самый высокий уровень
развития самосознания - возникновение
сознания «Я» как такого образования,
которая хотя и похоже на «Я» других людей,
но одновременно неповторимо, причем способно
не только совершать поступки, но и нести
ответственность за них, что предполагает
необходимость и возможность как контроля
за своими действиями, так и их самооценки.
Таким образом, самосознание характеризует
не только самопознание, но и сопоставление
себя с некоторым идеалом «Я», а значит,
контроль и самооценку, а также возникновение
на этой основе чувства удовлетворенности
или неудовлетворенности собой. При этом
само осознание человеком своего «Я» опять-таки
может реализоваться лишь через сопоставление
себя с другими людьми.
Это лишний раз свидетельствует об общественной
природе сознания, формирующегося в ходе
коллективной деятельности и человеческого
общения. Самосознание характеризуется
двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью
и рефлективностью. Первое свойство дает
возможность соотносить наши ощущения,
восприятия, представления, мысленные
образы с предметным миром вне нас, что
позволяет обеспечить нацеленность сознания
на внешний мир. Рефлексия же - это такая
сторона самосознания, которая, напротив,
сосредоточивает внимание на самих его
явлениях и формах.
В ходе рефлексии человек осознает свое
«Я», анализирует его, сопоставляя себя
с идеалом, размышляя о своем отношении
к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя
определенные жизненные ориентиры. При
этом в оценках и самооценках возможны
и ошибки. Проверка и корректировка здесь
возможны при условии внимательного отношения
к оценкам других людей и трезвого сопоставления
с ними своих самооценок. Поэтому самосознание
не есть некая константа, оно не только
возникает в процессе совместной деятельности
и общения с другими людьми, но и постоянно
проверяется и корректируется в процессе
углубления и расширения межличностных
отношений.
В заключение рассмотрения
темы необходимо резюмировать все вышесказанное
и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного
мира, свойственная только человеку. Оно
связано с членораздельной речью, логическими
обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом его существования
является знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением
труда.
4) Необходимость труда в процессе общения
вызвала появление языка. Труд и язык оказали
решающее влияние на становление человеческого
сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной,
физиологической системы - человеческого
мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру,
тем не менее оно - единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать
на окружающую его действительность. Оно
активно.
Список литературы.