Сознание, его структура. Сознание и бессознательное. Проблема идеального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 14:49, доклад

Описание работы

Сознание - одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого содержания. Понятие "душа" шире понятия "сознание". Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Самые первые представления о сознании возникли в древности. По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей. По Платону помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воз-действует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возвращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 36.30 Кб (Скачать файл)

45. Сознание, его структура. Сознание  и бессознательное. Проблема идеального.

Сознание - одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого  содержания. Понятие "душа" шире понятия "сознание". Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Самые первые представления о сознании возникли в древности. По Сократу сознание человека не тождественно материальному бытию вещей. По Платону помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность (по возращении на землю в человеческом теле) воспринимать то, что она видела “там”. Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. Сознание - особое свойство высокоорг. материи. Это означает, что между созн. и материей сущ. и различие , и связь, и единство. Сущностью созн. является его идеальность, кот. выражается в том, что составляемые сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот. они возникли. Идеальное не явл. чем-то самостоятельным по отношению к созн. в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. Идеальное и матер. не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пресаженное в чел. голову и преобразованное в ей. Сознание сущ. не всегда. Оно возникло в ходе истор. развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Cтруктура сознания. Сознание структурно организованно, представляет систему элементов. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и актю внимания как свой необходимый компонент. Чувства, эмоции суть компоненты сознания. Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

 

Сознание и бессознательное. Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается в течение всей жизни и оседает в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. Два вида неосознанных действий: никогда не осознававшиеся и ранее осознававшиеся действия. Не все в бессознательном является ранее автоматизированным. Именно за счет неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики шире сознания как такового. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль, они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний. Сознание создает нормы, законы, заповеди, правила подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявляться только в анормальных или ненормальных областях.

 

 

Душа

 

Общее представление о душе

 

Духовный мир человека являет собой  нечто едино-цельное. Эта цельность  испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа внутри себя есть нечто функционально дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др.

 

Как это ни абсурдно, но с приходом к власти большевиков душа оказалась  под идеологическим подозрением. Она  была цензурно поставлена под запрет. Не только философия, но даже психология оказались без души. Считалось, что это религиозно-идеалистическое понятие. Слово «душа» осталось лишь на бытовом уровне, а в науке ее заменили словами «психика», «сознание».

 

Человек владеет прекрасным даром  — разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим воображением, умением решать практические и теоретические проблемы, наконец, возможностью воплощать самые дерзновенные замыслы. Наше сознание обладает способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никогда не смолкали горячие споры. Достижения человечества — искусство, религия, литература, философия и исторические науки — все это, по словам И.П. Павлова, соединяется, чтобы бросить луч света на этот мрак: на тайны души, сознания, разума.

 

Споры шли о сущности, возможности  и о путях познания сознания. Одни исходили из познаваемости природы души, сознания, другие утверждали, что понять сознание — столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или увидеть из окна самого себя идущим по улице. Одни отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи, рассматривая его как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Другие верят тому, что мир есть движущаяся материя, сознание является функцией мозга человека, а душа — это выдумка идеалистов и богословов. Однако, по представлениям гениальных и талантливых философов (во всяком случае их подавляющего большинства) всех времен и народов, человек обладает душой.

 

Другое дело — как понимать феномен  души? В рамках учебника мы не можем  вдаваться в тонкости этой проблемы, а ограничимся утверждением, что, анализируя психику, сознание, мы, по существу, анализируем феномен души, тем самым продолжая традицию всей истории философско-психологической мысли.

 

Духовный мир человека — прежде всего едино-цельный феномен; он конкретен и притом конкретен не в том смысле, что он слагается или срастается из множества самостоятельных образований, скажем, интеллекта, воли, памяти, как из первичных монад, а в том смысле, что реальная ткань этого мира непрерывна и сращенно-сплошна, и только в своем функционировании это едино-цельное образование проявляет себя по-разному — интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеполагающе.

 

Душа индивидуальна и  субъективна. Эта субъективность выступает как обособленность природной определенности характера, темперамента, таланта или тупости, смекалки, воли, словом, духовной физиономии человека. Индивидуальные души отличаются друг от друга. Это бесконечное множество модификаций. От природных данных души ребенка следует отличать то, чем стал человек благодаря своей деятельности, а также благодаря воспитанию и образованию. Природные данные — это скорее возможности, дающие лишь направление нашего развития. Воспитание и обучение совершенствуют природные данные, придавая им широту и более или менее глубокое понимание сути вещей в различных областях знания, тем самым шлифуя природные способности, поднимая их на более высокий уровень. Душа совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Душа человека являет собой нечто совершенно уникальное. Эта уникальность формируется и природной данностью, и воспитанием, которое получает человек на стадии детства в семье, школе и в обществе, в жизни среди своего народа, а также приобщаясь к Общечеловеческим ценностям культуры.

 

Итак, душа каждого человека —  сугубо индивидуальный феномен, она представляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. В этом выражается духовная определенность каждой индивидуальности. Индивидуальная особенность души, разумеется, являясь носителем и общих для человека свойств, существует как модус различного темперамента, характера, меры одаренности, своеобразия выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и т.п. Ведь в сущности именно благодаря своей душе я есть то, что я есть!

 

Быть может, «человеческая душа — это самая дивная на свете  сказка? Какой прекрасный мир заключен в нашей груди! Никакая вселенная  его не ограничивает, сокровища его  превосходят неизведанные богатства всего зримого мира! До чего мертвой, нищенской, слепой, как у крота, была бы наша жизнь, не надели мировой дух нас, наемников природы, неистощимой алмазной россыпью души, из которой нам светит в сиянии и блеске удивительное царство, ставшее нашим достоянием. Высоко одарены те, кто осознают в себе это богатство! Еще более одаренными и счастливыми должно почитать тех, кто не только умеет разглядеть в себе эту залежь драгоценных камней, но извлечь их наружу и огранить, чтобы они заиграли дивным огнем!».

 

Сознание

 

Что такое сознание

 

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем употреблять понятие «психика».

 

Как же можно определить сознание? Сознание —  это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.

 

Будучи адекватным осмыслением  реальности, сознание реализуется в  виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

 

Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель —  это идеализированная и  нашедшая свой предмет потребность  человека, такой субъективный образ  предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего, проявления в виде индивидуальных, социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию —  специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с потребностями. В основе целеполагающей деятельности человека лежит потребность изменить мир, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены личной и общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

 

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно  существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего Я и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном «духовном пространстве» движется и творит пытливая человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные, и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

 

Сознание неоднородно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивается его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

 

В более узком и специальном  значении под сознанием подразумевают  не просто психическое состояние, а  высшую, собственно человеческую форму  психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление в целом образуют ядро сознания. Оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

 

Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях, они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

Информация о работе Сознание, его структура. Сознание и бессознательное. Проблема идеального