Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:53, реферат
Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Познание — это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отражение действительности, а конструирование ее моделей, образцов, в которых присутствует активность сознания (вспомните феноменологов, их внимание к процессу воображения).
Введение;
Сознание;
Познание;
Заключение;
1) исследовательский (поисковый) эксперимент,
который направлен на обнаружение новых,
неизве ных науке явлений или свойств
предметов;
2) проверочный (контрольный)
эксперимент, в хо-де которого осуществляется
проверка каких-либо те оретических предположений
или гипотез;
3) физический, химический,
биологический, со циальный эксперименты
и др.
Особым
видом эксперимента считается мыслительный
эксперимент. В процессе такого эксперимента
заданные условия являются воображаемыми
но обязательно соответствующими законам
науки и правилам логики. При проведении
мыслительного эксперимента ученый оперирует
не реальными объектами познания, а их
мыслительными образами или теоретическими
моделями. На этом основании данный вид
эксперимента относят не к эмпирическим,
а к теоретическим методам научного познания.
Можно сказать, что он является как бы
связующим звеном между двумя уровнями
научного познания — теоретическим и
эмпирическим.
Из других
методов, относящихся к теоретическому
уровню научного познания, можно выделить
метод гипотезы, а также формулирование
научной теории.
Сущностью
метода гипотезы является выдвижение
и обоснование некоторых предположений,
с помощью которых можно дать объяснение
тем эмпирическим фактам, которые не укладываются
в рамки прежних объяснений. Целью проверки
гипотезы является формулирование законов,
принципов или теорий, объясняющих явления
окружающего мира. Такие гипотезы называются
объяснительными. Наряду с ними существуют
так называемые экзистенциальные гипотезы,
представляющие собой предположения о
существовании таких явлений, которые
еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре
будут открыты (примером такой гипотезы
может служить предположение о существовании
еще не открытых элементов периодической
таблицы Д. И. Менделеева).
На основе
проверки гипотез происходит построение
научных теорий. Научной теорией называется
логически непротиворечивое описание
явлений окружающего мира, которое выражено
особой системой понятий. Любая научная
теория помимо описательной функции выполняет
еще и функцию прогностическую: она помогает
определить направление дальнейшего развития
общества, происходящих в нем явлений
и процессов.
Познанием называется процесс деятельности
человека, основным содержанием которого
является отражение объективной реальности
в его сознании, а результатом — получение
нового знания об окружающем мире.
Главной особенностью
социального познания как одного из видов
познавательной деятельности является
совпадение субъекта и объекта познания.
В ходе социального познания общество
познает себя. Такое совпадение субъекта
и объекта познания оказывает огромное
влияние как на сам процесс познания, так
и на его результаты. Получаемое социальное
знание всегда будет связано с интересами
индивидов — субъектов познания, и этим
обстоятельством во многом объясняется
наличие разных, часто противоположных
выводов и оценок, возникающих при изучении
одних и тех же общественных явлений.
Социальное
познание начинается с установления социальных
фактов. Фактом называется фрагмент уже
состоявшейся действительности. Различают
три вида социальных фактов:
1) действия или поступки
отдельных индивидов или больших социальных
групп;
2) продукты материальной
или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные
факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и
интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов
во многом зависят от мировоззрения исследователя,
интересов той социальной группы, к которой
он принадлежит, а также от задач, которые
он ставит перед собой.
Целью социального
познания, как и познания в целом, является
установление истины. Однако установить
ее в процессе социального познания нелегко,
потому что:
1) объект познания, а им является
общество, достаточно сложен по своей
структуре и находится в постоянном развитии,
на которое оказывают влияние как объективные,
так и субъективные факторы. Поэтому установление
социальных закономерностей крайне затруднено,
а открытые социальные законы носят вероятностный
характер, ибо даже аналогичные исторические
события и явления никогда полностью не
повторяются;
2) ограничена возможность
применения такого метода эмпирического
исследования, как эксперимент, т. е. воспроизведение
изучаемого социального явления по желанию
исследователя практически невозможно.
Социальный эксперимент носит конкретно-исторический
характер и может приводить в разных обществах
к разным (зачастую прямо противоположным)
результатам. Поэтому наиболее распространенным
методом социального исследования является
научная абстракция.
Главным
источником получения знаний об обществе
является социальная действительность,
практика. Поскольку общественная жизнь
изменяется достаточно быстро, то в процессе
социального познания можно говорить
об установлении только относительных
истин.
Понять
и правильно описать происходящие в обществе
процессы, открыть законы общественного
развития можно только при использовании
конкретно-исторического подхода к социальным
явлениям. Основными требованиями данного
подхода являются:
1) изучение не только ситуации,
сложившейся в обществе, но и тех причин,
результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных
явлений в их взаимосвязи и взаимодействии
друг с другом;
3) анализ интересов и действий
всех субъектов исторического процесса
(как социальных групп, так и отдельных
личностей).
Если в процессе
познания социальных явлений между ними
обнаруживаются некоторые устойчивые
и существенные связи, то обычно говорят
об открытии исторических закономерностей.
Историческими закономерностями называются
общие черты, которые присущи определенной
группе исторических явлений. Выявление
таких закономерностей на основе изучения
конкретных социальных процессов в конкретных
обществах в определенный исторический
период и составляет сущность конкретно-исторического
подхода и в конечном итоге является одной
из целей социального познания.
Другой
целью социального познания является
социальное прогнозирование, т. е. получение
знаний о будущем общества, о том, чего
еще нет в действительности, но что потенциально
содержится в настоящем в виде объективных
и субъективных предпосылок ожидаемого
хода развития.
Современная наука насчитывает около
200 научных методов, специальных методик,
логических и технических средств социального
познания, из которых основными являются
пять:
1) экстраполяция;
2) историческая аналогия;
3) компьютерное моделирование;
4) создание сценариев будущего;
5) экспертная оценка.
В зависимости
от содержания и назначения социальных
прогнозов выделяют четыре их основных
типа (вида): поисковые, нормативные, аналитические
прогнозы-предостережения.
Поисковые
прогнозы (иногдаих называют изыскательскими
или реалистическими), отправляясь от
реалистических оценок существующих в
данное время тенденций развития в различных
сферах общественной жизни, составляются
непосредственно для того, чтобы выявить,
каким может быть будущее. Нормативные
прогнозы, ориентированные на достижение
в будущем определенных целей, содержат
различные практические рекомендации
для осуществления соответствующих планов
и программ развития. Аналитические прогнозы,
как правило, делаются для того, чтобы
в научных целях определить познавательную
ценность различных методов и средств
исследования будущего. Прогнозы-предостережения
составляются для непосредственного воздействия
на сознание и поведение людей с целью
заставить их предотвратить предполагаемое
будущее. Конечно, различия между этими
основными типами прогнозов условны: в
одном и том же конкретном социальном
прогнозе могут содержаться признаки
нескольких видов.
Социальное
прогнозирование не претендует на абсолютно
точное и полное знание будущего: даже
тщательно выверенные и взвешенные прогнозы
оправдываются лишь с определенной степенью
достоверности. Степень этой достоверности
зависит от нескольких факторов:
а) от того, в отношении какого
будущего делается прогноз — близкого
(20—30 лет), обозримого (большая часть следующего
столетия) или отдаленного (за указанными
пределами). В первом случае возможно получение
весьма достоверных прогнозов; во втором
— преобладают знания правдоподобные;
в третьем — сугубо гипотетические предположения;
б) от того, насколько даваемый
прогноз обоснован знанием соответствующих
закономерностей: ненадежность прогноза
тем больше, чем чаще при его построении
приходится прибегать к гипотезам о законах
вместо самих законов;
в) от того, насколько
системно дается прогноз, насколько он
учитывает всю сложность прогнозируемого
состояния общества или отдельного его
элемента.
Таким образом, социальное прогнозирование
можно определить как комплексное междисциплинарное
исследование перспектив развития человеческого
общества.
Заключение.
Подводя итог сказанному, отметим, что многообразие эмоциональных явлений, сопутствующих человеческой жизни, – существенный фактор формирования сознания. Не всякая эмоция оказывает воздействие на процесс зарождения и укрепления сознания. Первоочередное значение здесь имеют так называемые смыслообразующие эмоции. По мере обучения и воспитания человека, вовлеченности его в общественную жизнь складывается иерархия мотивов. Происходит их осознание. Человек научается и подготавливает себя к тому, чтобы строить свое поведение в соответствии с мотивами, реализация которых способствует утверждению его как личности. Его притязания все более соотносятся с ценностными установками на достижение социально значимых результатов. Выработка способности к достижению этих результатов – процесс длительный и охватывает все стадии, которые переживает человек с момента рождения до достижения зрелости и, неизбежно, смерти. Формирование личности начинается с биологической связи – в ходе взаимоотношений ребенка и матери. Конечно, эти связи социально опосредуются. Так называемый социум входит в жизнь ребенка миром многих (или, напротив, скудным и ограниченным) предметов, вещей, игрушек. Образы первых предметов, которые запечатлеваются неосмысленным, всегда удивленным взором ребенка, нередко сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В ходе игры ребенок выясняет и познает функциональное значение его вещей и игрушек. Он естественным, как это ни удивительно, способом овладевает речью. И вначале устный язык придает все ускоряющийся ритм вызреванию индивидуального сознания. Кристаллизируется зерно отношений, формирующих личность. Постепенно образуются связи мотивов, позволяющие осознанно относиться к желаниям, выбору средств их достижения. Завязываются узлы личности. Все это происходит на фоне развития воли – одного из главных элементов личности. Дальнейшее становление личности сопровождается процессом целеобразвания. Проблема цели – одна из сложнейших и древнейших в истории философии. Не вдаваясь в ее обсуждение, отметим, что в вопросе о сознании различают конкретную цель деятельности – некий идеальный образ предмета (или результата) практической деятельности человека и абстрактную цель стремления, иными словами, представление о некоем идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность.
Список использованной литературы