Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:00, реферат
Существует множество подходов к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.
Введение
1. Сознание
1.1. Понятие сознания и его определение
1.2. Структура и источники сознания
1.3. Функции сознания
2. Самосознание
Понятие самосознания
Структура и формы самосознания
Предметность и рефлексивность самосознания
Заключение
Список использованной литературы
Тема: Сознание и самосознание
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сознания и самосознания всегда привлекала пристальное внимание и становилась предметом исследования множества наук. Учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач формирования мировоззрения, воспитания человека, всесторонне и гармонически развитой личности.
Существует множество подходов к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.
Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.
Вместе с тем возникла проблема самосознания: еще с незапамятных времен зародился интерес человека к себе, своему «Я» - исконный и вполне понятный. Гераклит говорил, что всем людям свойственно «познавать самих себя и мыслить». Каждый имеет множество образов своего «Я», просматриваемых в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и пр.
Проблема сознания и самосознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом. Проанализированы - во многом весьма обстоятельно - разные ее стороны. Тем не менее, проблема самосознания все еще остается недостаточно разработанной.
1. СОЗНАНИЕ
1.1. Понятие сознания и его определение
На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Существует достаточно большое количество формулировок данного понятия.
Наиболее полно его сущность отражает следующее: «сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
Сознание является частью психики. Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, следовательно, совершаемые со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует, называются сознательными процессами психики.
Внешними детерминантами сознания, т.е. факторами, определяющими, обусловливающими возникновение и развитие сознания, являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).
Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминант, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении.
Сознание детерминировано не только
действием внешних факторов. Сознание
человека подчинено еще действию
законов нейрофизиологии и
Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание – это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентаций, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.
Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема философская и социологическая.
Сознание в целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную. Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.
Обычное представление, что сознание человека отличается от психики животных лишь развитием рациональной ступени, является неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных.
Следующей особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы сознания сравнительно с чувственной.
Третья особенность сознания человека
заключается в
а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;
б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;
в) во все большем отдалении абстракций от непосредственного практического приложения.
Еще одна особенность сознания связана с развитием у человека особых, новых сравнительно с животными форм рационального познания: понятийного мышления и связанной с ним членораздельной речи, оценочного мышления и целевого характера мышления и поведения.
Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в содержание сознания каждого человека.
1.2. Структура и источники сознания
Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.
В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве.
Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Уровень ясности сознания — еще одна сторона структуры сознания. Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание. Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других в период перехода от сна к бодрствованию. Оно отмечается и в состоянии тяжелого утомления. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.
Самосознание — это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива.
Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность (выражается как в форме внутреннего напряжения сознания: сила мысли, чувств и воли, так и в форме внешнего ее проявления - деятельности); константность (относительная его неизменчивость, устойчивость), целостность, преемственность и ясность.
Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие источники:
1) внешний предметный и духовный мир: природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности.
2) социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом. знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.
3) весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.
4) мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.
Отметим, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.
Таким образом, источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания отображаемое – предметный мир; реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга.
1.3. Функции сознания
Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.
Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.
Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью.