Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

Существует множество подходов к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Содержание работы

Введение
1. Сознание
1.1. Понятие сознания и его определение
1.2. Структура и источники сознания
1.3. Функции сознания
2. Самосознание
Понятие самосознания
Структура и формы самосознания
Предметность и рефлексивность самосознания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

                Тема: Сознание и самосознание

                               

Введение

1. Сознание 
     1.1. Понятие сознания и его определение

     1.2. Структура и источники сознания

     1.3. Функции сознания

2. Самосознание

    1.  Понятие самосознания
    2. Структура и формы самосознания
    3. Предметность и рефлексивность самосознания

Заключение 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема сознания и самосознания всегда привлекала пристальное  внимание и становилась предметом исследования множества наук. Учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач формирования мировоззрения, воспитания человека, всесторонне и гармонически развитой личности.

Существует  множество подходов к вопросу  о сущности сознания, о характере  его отношения к бытию, но все  они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

Сознание выступает  как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически- преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

Вместе с тем возникла проблема самосознания: еще с незапамятных времен зародился интерес человека к себе, своему «Я» - исконный и вполне понятный. Гераклит говорил, что всем людям свойственно «познавать самих себя и мыслить». Каждый имеет множество образов своего «Я», просматриваемых в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и пр.

Проблема сознания и самосознания разрабатывается в контексте  различных наук, что естественно  порождает многообразие подходов к  ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом. Проанализированы - во многом весьма обстоятельно - разные ее стороны. Тем не менее, проблема самосознания все еще остается недостаточно разработанной.    

 

1. СОЗНАНИЕ

1.1. Понятие сознания и его определение

 

На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Существует достаточно большое количество формулировок данного понятия.

Наиболее полно его  сущность отражает следующее: «сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Сознание является частью психики. Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам. Такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, следовательно, совершаемые со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует, называются сознательными процессами психики.

Внешними детерминантами сознания, т.е. факторами, определяющими, обусловливающими возникновение и развитие сознания, являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной  жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Таким образом, говоря о  сознании как единстве двух детерминант, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность, — вторичной.

Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание – это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентаций, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

Особенности человеческой психики и сознания в большой  степени также проблема философская  и социологическая.

Сознание в целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную. Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.

Обычное представление, что сознание человека отличается от психики животных лишь развитием рациональной ступени, является неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо более высоком уровне, чем чувственность животных.

Следующей особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека рациональной формы сознания сравнительно с чувственной.

Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании  качества этой рациональной ступени, состоящей:

а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;

б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;

в) во все большем отдалении абстракций от непосредственного практического приложения.

Еще одна особенность сознания связана с развитием у человека особых, новых сравнительно с животными форм рационального познания: понятийного мышления и связанной с ним членораздельной речи, оценочного мышления и целевого характера мышления и поведения.

Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии, идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в содержание сознания каждого человека.

 

1.2. Структура и источники сознания

 

Понятие «сознание» неоднозначно. В  широком смысле слова под ним  имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном.

В более узком и  специальном значении под сознанием  подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Создание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое, религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Уровень ясности сознания — еще одна сторона структуры  сознания. Одним из низших уровней  ясности сознания является спутанное  сознание. Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других в период перехода от сна к бодрствованию. Оно отмечается и в состоянии тяжелого утомления. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.

Самосознание — это  осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива.

Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность (выражается как в форме внутреннего напряжения сознания: сила мысли, чувств и воли, так и в форме внешнего ее проявления - деятельности); константность (относительная его неизменчивость, устойчивость), целостность, преемственность и ясность.

Перейдем теперь к  вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остается предметом анализа философов и естествоиспытателей. Выделяют следующие источники:

1) внешний предметный и духовный мир: природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов; однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности.

2) социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом. знания; здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности.

3) весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое прошлое, конструировать свое будущее и т.п.

4) мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.

Отметим, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от общества), включается в сознание.

Таким образом, источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи  и не сам по себе мозг. Источник сознания отображаемое – предметный мир; реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга.

 

     1.3. Функции сознания

Функции сознания — это такие  его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.

Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью.

Информация о работе Сознание и самосознание