Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:04, контрольная работа
1. Какие правила мышления выделяет И.Кант? Как понимается мышление в европейской традиции?
2. Что такое сознание? Как формулирует своё предназначение человек сознающий?
3. Каковы свойства гармонии, носителем которой является человек сознающий?
4. Что в философии понимается под «чистой мыслью», «чистым сознанием»?
5. Что выявляет Д.Хармс в своём стихотворении?
6. Какие два аспекта можно выделить в сознании? В чём заключается проблема «вещи в себе»?
7. Поясните – почему определения сознания представляют собой тавтологии? Есть ли аналогия между языком и сознанием?
8. В чём заключается идеологический момент всякой мысли?
9. Каковы особенности философского мышления? Кто такой философ?
10. Как соотносятся реальная философия и философия учений и систем?
Федеральное агентство связи
Федеральное
государственное бюджетное
«СибГУТИ» Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики.
Реферат
На тему : Сознание как философическая категория.
Автор: М.К.Мамардашвили.
Выполнил: студент I курса, ИЭФ, гр. ЭФ-22
Глухих Артём Дмитриевич.
Проверила: Кушнаненко Яна Владимировна.
Вопросы:
1. Какие правила мышления
2. Что такое сознание? Как формулирует своё предназначение человек сознающий?
3. Каковы свойства гармонии, носителем
которой является человек
4. Что в философии понимается под «чистой мыслью», «чистым сознанием»?
5. Что выявляет Д.Хармс в своём стихотворении?
6. Какие два аспекта можно выделить в сознании? В чём заключается проблема «вещи в себе»?
7. Поясните – почему определения сознания представляют собой тавтологии? Есть ли аналогия между языком и сознанием?
8. В чём заключается
9. Каковы особенности
10. Как соотносятся реальная философия и философия учений и систем?
Какие правила мышления выделяет И.Кант? Как понимается мышление в европейской традиции? «Как известно, у него мышление сводится к трем правилам. Первое правило: мыслить самому; второе - мыслить так, чтобы быть способным смотреть одновременно на мыслимое или на свое дело глазами другого (это и означает быть "гражданином мира"). И третье правило: мыслить непротиворечивым образом. То есть мыслить так, чтобы не противоречить самому себе. Или можно сказать иначе: чтобы мысль, находясь в движении, не разрушала бы сама себя. Мышление в европейской традиции, уже как бы изначально содержится сознание иного. Этим иным, или другим миром может быть другой человек, другая точка зрения, другая перспектива, вообще другой мир или другой космос. Все эти вещи стоят в одном ряду и являются расшифровкой слова "иное". Иная реальность!».
В моём понимании для Канта мышление сводится к трем правилам. Первое правило: мыслить нужно самому; второе - чтобы мысль совпадала с мнением окружающих, именно это правило и означает быть «гражданином мира»; третье – мыслить так, чтобы мысль не разрушала сама себя. Понятие мышление в европейской традиции – это реальность мира!
Что такое сознание? Как формулирует своё предназначение человек сознающий? «Сознание - это прежде всего сознание иного. Человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. термин "сознание" означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Назовем это условно обостренным чувством реальности. Оно связано в то же время с какой-то иномирной ностальгией. То есть сознание есть одновременно и различение. Поскольку оно "появляется" только в горизонте допущения иного, постольку и выделенная точка становится не необходимой, а лишь возможной. Как одна из возможностей, которая реализовалась.
Следовательно, проблема человеческой судьбы, человеческого предназначения начинает выступать при этом для человека, в душу которого запал осколок такого зеркала сознания, как задача нового рождения в реальном мире, хотя он является своеобразным гостем мира нереального, иного.»
Для меня сознание – это связь человека с реальность, где он понимает все что происходит вокруг него и знает что нужно делать и как вести себя в том или ином случае.
Каковы свойства гармонии, носителем которой является человек сознающий? «Гармония имеет свой режим жизни, в корне отличный от наших ежедневных психологических состояний. Ибо он характеризуется не только мгновенной координируемостью множества связей и элементов, но и одновременно какой-то неведомой способностью удерживать эту координацию во все разрушающем потоке времени. Ведь в обыденной жизни мы можем лишь вспоминать о том, что в какие-то мгновения находился или пребывали в них. Человек, в отличие от всех остальных известных нам существ, обладает сознанием. А это значит, что он имеет возможность переживать, испытывать как раз те вещи или состояния, которые естественным образом, в качестве продукта, скажем, какого-либо физиологического механизма, получить нельзя».
Гармония в моем понимание – это согласованность души и тела. Основными свойствами гармонии являются соединением внутреннего мира с духовным, то есть с реальностью.
Что в философии понимается под «чистой мыслью», «чистым сознанием»? «Нельзя иметь мысли, полученные простым продолжением отпущенных человеку естественных психических сил, ибо это будут не его мысли. Или иметь чувства в силу опять же лишь данных человеку естественных психических способностей. В философии такого рода веши по традиции называют обычно "чистыми" ("чистое сознание", "чистая мысль", "чистая любовь" и т. д.). Но не в смысле продукта абстракции или обобщающего понятия, а в смысле, хотя и естественным образом для человека невозможного, но тем не менее случающегося с ним в каких-то особых состояниях. Какие же это состояния? Состояния, которые сопряжены или совмещены в человеке с символами. То есть они возможны у человека, попадающих в поле их силовых линий. Одним из таких символов (первичным для философии) является "смерть"».
«Чистая мысль» - это мысль без примесей, которые отвлекают сознание. Иногда ее называют мыслью прозрением, просветлением.
«Чистое сознание» - это своего рода фон, основа для других более грубых явлений, в которой время и пространства носят коренной причинный характер.
Что выявляет Д.Хармс в своём стихотворении? «Фактически поэт выявляет здесь то, что параллельно с Хармсом называлось в европейской традиции феноменом. Традиции, о которой Хармс, разумеется, не знал, просто сама проблематика тогда была конгениальна состоянию культур. И русской, и европейской.
То есть что мы в действительности видим? Мы видим крючки и дощечки, но не знаем, что это коньки или лыжи. И иногда знание того, что мы видим, несомненно, мешает нам видеть видимое».
Поэт Д.Хармс в своем стихотворение показывает, что видимое не всегда может совпадать с реальностью сознания и действительностью.
Какие два аспекта можно выделить в сознании? В чём заключается проблема «вещи в себе»? «Сознание - это выделенность, различенность. Так вот эта различенность имеет еще один весьма важный смысл с точки зрения сознания как свидетельства. В этом свидетельском сознании содержится, во-первых, что-то, что я сознаю или думаю или чувствую. И, во-вторых: я думаю, что я думаю. Или: я чувствую, что я чувствую».
Какие два аспекта можно выделить в сознании? В чём заключается проблема «вещи в себе»?
«Итак, мы видим следующую фундаментальную для построения философского аппарата вещь. А именно, что сознание - это выделенность, различенность. Так вот эта различенность имеет еще один весьма важный смысл с точки зрения сознания как свидетельства. В этом сви-детельском сознании содержится, во-первых, что-то, что я сознаю или думаю или чувствую. И, во-вторых: я думаю, что я думаю. Или: я чувствую, что я чувствую. Ну, скажем, я чувствую, что я люблю. Но это в принципе может не совпадать с тем, что я действительно люблю. Одно дело "я люблю" и совсем другое "я чувствую, что люблю". Или - "я мыслю", и "мыслю, что я мыслю". Эти вещи принципиально различны, и никакое преобразование, никакое допущение, никакое рассуждение не могут устранить этого различия. Эта испытываемая нами подчас сложность душевной жизни очевидна независимо от того, сумеем ли мы в ней разобраться, пытаться понять себя и других. " Между тем для Канта (как мы можем теперь судить) понятие "вещи в себе" и было связано с той простой, в сущности, философской дилеммой, вырастало из неминуемого допущения вот того дифференциала ("мыслю, что я мыслю", "думаю, что я думаю"), о котором я только что говорил. Так что здесь существует неизбежное различие.»
«Вещи в себе» - это когда принимается во внимание форма видимости предмета, которую следует искать не в предмете, а в субъекте, которому предмет является.
Поясните – почему определения сознания представляют собой тавтологии? «Есть ли аналогия между языком и сознанием? Есть какая-то мысль, к которой мы не можем прийти продолжением обработки эмпирии; которую мы не можем знать из опыта, как, например, невидимую для нас сторону домино, поскольку это имеет отношение к сознанию. А последнее фактически есть связность одного с другим. То есть связность с тем, что мы не могли бы понять, если бы уже не понимали. В этом смысле иметь сознание - значит иметь тавтологию: понимаем, потому что понимаем. Сошлюсь на простой геометрический пример того, что в принципе нельзя получить из опыта, с одной стороны, и с другой стороны, что нельзя понять, если уже не понимал».
Тавтология - отличающие слова от мысли в сознании. Это когда мысли в сознание не совпадают с реальностью и действительностью.
В чём заключается идеологический момент всякой мысли?
Идеологический момент всякой мысли - это момент, который определяется условиями определенных ситуаций, превращается в идеологию, то есть мы начинаем размышлять о том, что говорят в средствах массовой информации и в окружающем нас мире.
Каковы особенности философского мышления? Кто такой философ?
Философия переводиться с греческого как любовь к мудрости - стало быть философ - любящий мудрость, умеющий объяснить суть следствия причины и основания и доказать стройность своей системы.
Как соотносятся реальная философия и философия учений и систем?
Реальная философия - это часть нашей жизни, наша способность устанавливать, что есть на самом деле, в том числе и в отношении того, что мы чувствуем. Другими словами, философия позволяет нам понять, какими будут наши чувства, после того, как мы установили, что наши чувства значат на самом деле. Соотношение реальной философии и систем размышляя о действительности мы берем из разных источников информации.