Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:08, контрольная работа
Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей своей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы сознания человека.
Введение…………………………………………………………….………………..3
Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития…………………..…………………………………………………………..4
Структура сознания. Сознание и язык…………………….……………..8
Что такое бессознательное как феномен психики? Соотношение понятий: психика – сознание – бессознательное………...……………………….10
Заключение………………………………………………………….………………14
Литература…………………………………………………………………………..15
Сознание можно определить как продукт общественно-трудовой деятельности, как целенаправленное отражение, как субъективный образ объективного мира. Оно – продукт развития материи, одно из ее свойств; оно – функция мозга, действующего на основе потребностей человека.
Бессознательное. Категория бессознательного прочно вошла в обиход науки ХХ века. Она настолько укоренена в нашем сознании, что рассуждения о нем, изучение его невозможны без этой категории.
Бессознательное также реально, как и сознание. Какова его природа?
Для психоаналитической
философии (прежде всего – для
учения Фрейда) более важно не содержание
внешнего мира, а исследование того
малого мира, которым является человеческое
бытие. Фрейд не столько отворачивается
от онтологической проблематики, сколько
переносит ее в глубины человеческого
существа. Он представил бессознательное
как могущественную силу, которая
противостоит сознанию. Всякий душевный
процесс, по Фрейду, существует сначала
в бессознательном и только потом
может оказаться в сфере
В 20-е годы
Фрейд несколько уточняет структуру
личности. Она состоит из трех слоев:
«Оно», «Я» и «Сверх-Я». Бессознательное
«Оно» представлено у Фрейда в
качестве того глубинного уровня, в
недрах которого скрытые душевные движения,
выражающие безотчетные движения человека.
Сознательное «Я» – посредник
между «Оно» и внешним миром.
«Сверх-Я» олицетворяет собой как
требования, так и запреты морально-
Для понимания существа этих отношений Фрейд прибегает к образным сравнениям. «Оно» и «Я» – это лошадь и всадник. «Я» пытается подчинить себе «Оно», как всадник – более сильную, чем он, лошадь. В конечном счете оказывается, что если всадник идет на поводу у неукрощенной лошади, то и «Я» фактически подчиняется воле «Оно», создавая лишь видимость своего превосходства над ним. Итак «Я» является верным слугой «Оно», старающимся получить расположение этого господина.
Не менее сложными оказываются отношения между «Я» и «Сверх-Я». Так же, как и «Оно», «Сверх-Я» может властвовать над «Я», выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. Это адвокат внутреннего мира.
В итоге «Я» оказывается в тисках глубочайших противоречий со стороны «Оно» и «Сверх-Я».
Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, - это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.
Уход от неудовлетворяющей
действительности завершается по выражению
Фрейда «бегством в болезнь». Невротические
заболевания – типичный его пример.
Лучший выход из состояния невроза
– это мобилизация человеком
всех своих сил с целью
Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». В частности, Юнг выделил в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой – коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют, по Юнгу, общечеловеческие первообразы – архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т. д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы способны насильно вторгаться в психику индивида. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Коллективное бессознательное – это образ мира, сформировавшийся в незапамятные времена. Человек, таким образом, - это прежде всего существо архетипное.
Главные отличия
философии Юнга от Фрейдизма: введение
понятия коллективного
Таким образом,
разработка проблемы бессознательного
внесла существенный вклад в исследование
структуры индивидуального и
общественного сознания, разграничив
область человеческой психики на
сферу сознательного и
Психика – сознание – бессознательное. Для Фрейда бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия – неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.
Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.
В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина "сознательный". Но во фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное – лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психического находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых – и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психическая жизнь человека. Каждый душевный акт и каждый человеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон.
Заключение
Изучив данную тему и подводя итоги, можно сказать следующее:
1. Сознание – это высшая, свойственная
только людям и связанная с
речью, функция мозга,
2. И психика, и сознание идеальны. То есть представляют собой деятельность, в которой непрерывно воспроизводится идеальное отношение представленности внешнего мира в структурах головного мозга. При этом представляющие структуры оказываются в своем существовании относительно автономными и изолированными от представляемой ими внешней реальности. Понятия «психика человека» и «сознание» отличаются друг от друга потому, что вовсе не вся собственная психическая активность человеком осознается.
3. Бессознательное
– те формы душевной жизни,
которые, обладая всеми
Литература
Информация о работе Сознание как предмет философского анализа