Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 09:37, контрольная работа
Цель работы: изучить сознание как предмет философского анализа. Задачами данной работы являются:
- Раскрыть понятия : Материально и идеальное. Рассмотреть основные характеристики и каче¬ства сознания и определить предпосылки его возникновения и развития.
- Описать структуру сознания. Определить связь между сознанием и языком.
- Показать, что такое бессознательное как феномен психики. Объяснить соотношение понятий: психика - сознание - бессозна¬тельное.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития………………………………….4
2.Структура сознания. Сознание и язык………………………………………...7
3. Покажите, что такое бессознательное как феномен психики. Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное………………10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………...13
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития………………………………….4
2.Структура сознания. Сознание и язык………………………………………...7
3. Покажите, что такое бессознательное как феномен психики. Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное………………10
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.
Объектом данной работы является : Сознание как предмет философского анализа. Предмет работы: Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития; Структура сознания. Сознание и язык; Бессознательное как феномен психики. Соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное. Цель работы: изучить сознание как предмет философского анализа. Задачами данной работы являются:
- Раскрыть понятия : Материально и идеальное. Рассмотреть основные характеристики и качества сознания и определить предпосылки его возникновения и развития.
- Описать структуру сознания. Определить связь между сознанием и языком.
- Показать, что такое бессознательное как феномен психики. Объяснить соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.
1. Материальное и идеальное. Основные характеристики и качества сознания и предпосылки его возникновения и развития.
Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности». К. Маркс дает следующее определение идеального: «Идеальное –это материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Сознание есть акт соединения знания о предмете с самим предметом и соотнесения одного знания с другим. Сознание – синтез материального и идеального, объективного и субъективного. Идеальное же, рождается и существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности человека. Вследствие этого, сознание есть форма деятельности, идеальная форма, которая опредмечивается в материальном содержании деятельности. Через ощущения мы получаем всю информацию о внешнем мире. Эта информация, отражаясь в нашем сознании, рождает мысль – идеальный образ внешнего мира. Образ становится словом, переходя из расплывчатого, неявного отображения действительности, из мысли-эйдоса в конкретный символ, принимающий форму всеобщности, в слово-Логос, которое, возвращаясь в материальный мир, творит дело – создает новую объективную реальность, не существующую в предыдущем цикле деятельности. В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.Сознание — субъективный образ объективного мира. Субъективность образа — не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества. [2. с. 491.]Субъективность образа, за исключением случаев патологии, обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Именно это обеспечивает возможность познания человеком объективного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным. Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу. Последние строят образ, но не являются им. Физиологические процессы головного мозга выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными. Идеальное — это данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что творится в самом мозгу. И это потому, что человеку (да и животному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир — объект. Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни.
Одной из наиболее характерных
черт сознания является его идеальность. В современной европейской
культуре существует большое количество
определений сознания, в которых делается
акцент на различных его аспектах: идеальность,
конструктивность, адекватность, целенаправленность
и целеполагание, опережающее отражение
действительности, регулирование и самоконтролирование
деятельности. Сознание есть связанная
с деятельностью мозга способность человека
отражать и воспроизводить мир в идеальной
форме, способность целенаправленно, творчески
активно, опережающе и конструктивно отражать
действительность и преобразовывать ее
в своих интересах.Человеческое сознание включает
в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.
К. Маркс писал : “ Способ, каким существует
сознание и каким нечто существует для
него, это - знание”. В структуру сознания,
таким образом, входят важнейшие познавательные
процессы, с помощью которых человек постоянно
обогащает свои знания. К числу этих процессов
могут быть отнесены ощущения и восприятия
2. Структура сознания. Сознание и язык.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.
Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.
Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.
Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму, выполняющую иные свои функции в мышлении. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами. Суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.
Истинное суждение – суждение в котором мысль, отражая действительность, во-первых, связывает то, что связано в самой действительности; во-вторых, в истинном суждении мысль связывает предметы и разделяет их таким образом, каким они связываются и разделяются в самой действительности.
Ложное суждение – суждение в котором мысль, во-первых, связывает то, что не связано в самой действительности, и разделяет то, что в самой действительности связано, во-вторых, суждение ложно даже в тех случаях, когда оно, пытаясь соединить то, что соединено в самой действительности, связывает предметы не так, как они связаны в самой действительности.
Каждое суждение обладает определенной структурой, состоящей из двух тесно связанных между собой компонентов: субъекта и предиката.
Субъект суждения – это понятие, о котором что-либо утверждается или отрицается.
Предикат суждения – это понятие о том, что именно утверждается или отрицается о некотором другом понятии.
Субъект и предикат называются терминами суждения. В этом состоит одна из логических функций понятий.
Термины суждения носят соотносительный характер. Один не существует без другого. Однако роль терминов в суждении далеко не одинакова. Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.
Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение.
Структура всякого умозаключения подразумевает посылки (исходные суждения), заключения (выводы из этих посылок) и логическую связь между посылками и заключением. Из этого можно сделать следующий вывод, что в посылках и умозаключении речь должна идти об одной и той же предметной области. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
Любое истинное умозаключение ведет мысль дальше того, что уже известно из посылок, присоединяет к ранее установленным истинам истину новую.Умозаключение есть извлечение новой истины из ранее признанных и известных истин.Умозаключение не просто присоединяет новую истину к известным, а выводит новую истину из посылок таким образом, что ее присоединение к посылкам сознается как совершенно необходимое и обязательное для мысли.Так как умозаключение дает в выводе новую мысль и раскрывает необходимость связи между посылками и выводом, то умозаключение является очень важной формой логического мышления.Интуиция - мыслительный процесс, состоящий в практически моментальном нахождении решения задачи при недостаточной осознанности логических связей.Сознание обладает творческим характером. Это не просто идеальное отражение действительности, оно содержательно, предполагает осмысление, понимание, оценку. Наблюдая за собой, легко убедиться, что всякий сознательный акт включает знание о себе, своей психической деятельности. В сознательном состоянии мы никогда не теряем чувства собственного Я. Поэтому сознание предполагает и включает самосознание, отображение индивидом самого себя и своего отношения к объекту. В этом проявляется активность сознания, поскольку оно есть целенаправленное, контролируемое и, в известной степени, управляемое личностью отражение.Цели и планы людей - идеальные модели будущего. Приступая к практической реализации, субъекты мысленно «проигрывают» различные варианты действий, опережая возможные события. Эта способность сознания проявляется в предсказании, предвидении, прогнозировании. В мысли человек удваивает, творит мир по своему усмотрению. Творить - значит создавать, открывать нечто новое. Творческий процесс ассоциативен. Самые причудливые фантазии обнаруживают вполне реальные компоненты в их необычных комбинациях. Человек создает такие продукты, которых нет в естественной природе: машины, технические сооружения, произведения искусства и т.п. Творчество имманентно присуще сознанию, мышлению, познанию, практике.Воображение - способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. Воображение — основа творческой деятельности. Деятельность воображения может опираться на комбинирование уже известных образов или же изобретать новые образы, связи между ними, ситуации. В зависимости от участия волевого усилия воображение может быть пассивным, непроизвольным, как бы “сном наяву”, и произвольным, способным намеренно вызвать в сознании определенные ряды образов, что является основой творческой деятельности. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого.Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление.Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли. Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств [1. с. 444-447]
3. Покажите, что такое бессознательное как феномен психики. Объясните соотношение понятий: психика - сознание - бессознательное.
Бессознательное— совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Концепция бессознательного была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал бессознательное как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных представлений, которые возвышаются подобно островкам над океаном темных восприятий.
Одно из основных психоаналитических положений сводится к тому, что собственно деятельными в психическом смысле признаются те психологические процессы, которые сами по себе бессознательны, а не процессы, составляющие содержание сознания. Для Фрейда, всякий психический акт существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания. Переход в сознание — не обязательный процесс. Далеко не все психические акты становятся сознательными[3. с. 605].
В классическом психоанализе, следовательно, бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных и не сводящихся друг к другу психических процессов. Согласно Фрейду, имеется двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Первый вид бессознательного он называет предсознательное, второй — вытесненное бессознательное. Отсюда — идея Фрейда о топике человеческой психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознания.
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособленность, адаптацию человека к внешнему миру. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Но многие поведенческие акты совершаются человеком на бессознательном уровне. Сознание и бессознательное – это качественно различающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования. С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.
Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.
Бессознательное – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции.
Информация о работе Сознание как предмет философского анализа