Сознание, язык, мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 19:26, реферат

Описание работы

Язык также древен, как и сознание. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления.

Речь – это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями. Язык – это система содержательных, значимых форм. Он выполняет роль механизма социальной наследственности.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 21.57 Кб (Скачать файл)

 

 Министерство образования и науки российской федерации

                ФГБОУ ВПО «Кубанский Государственный университет»

                Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

 

 

 

                    Кафедра дефектологии и специальной психологии

                                Реферат

                                    по дисциплине:

Тема: философия

Сознание, язык, мышление

 

 

Работу выполнил студент:

                                            Чайка

                                             Анна

                                             Юрьевна

                                            1 курса заочного отделения

             Специальное (дефектологическое)

                                            Проверил преподаватель:

 

 

 

 

Язык также древен, как и сознание. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. 
 
Речь – это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями. Язык – это система содержательных, значимых форм. Он выполняет  роль механизма социальной наследственности. 
 
Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух процессов: выражения мыслей и их восприятия.  
 
Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существующих свойств в отношении вещей. Это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Практическое мышление направлено на решение частных, конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей. 
 
Основные формы мышления  

  1.  
    Понятия – это мысль, в которой отражены общие, существующие свойства, связи предметов и явлений;

  1.  
    Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо; суждение – развернутое понятие;

  1.  
    Умозаключение – операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение;

  1.  
    Гипотеза – предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений;

  1.  
    Теория – система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящая факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющая определенный класс явлений и осуществляет научное предвидение. 

 
Тесная связь мышления и языка приводит к тому, что свое наиболее адекватное выражение мысль получает именно в языке. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается – мысли. 
 
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык – непосредственная деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. 
 
Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям. 
 
Язык и сознание едины – сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает ее в мыслях. Однако это единство противоречивое. Язык влияет на сознание: исторически сложившиеся языковые формы оттеняют различные признаки. 
 
Зависимость мышления от языка не абсолютна: язык может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления. Язык влияет на сознание, мышление в том, что он придает мысли некоторую принудительность, направляет ее движение по каналам языковых форм. Но все-таки не все выразимо с помощью языка. 
 
Язык является исходной знаковой системой. Знак – это материальный предмет, процесс, действие, выполняющее в общении роль представителя чего-то другого и используемое для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера. 
Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны: 
– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и 
– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир. 
Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями: 
1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм). 
2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т.д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм). 
3. Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм). 
4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм). 
Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями: 
1. Мир познаваем. 
2. Мир не познаваем. 
 
Помимо своего основного вопроса, философия пытается в отношении сознания решить также проблемы природы сознания и механизмов его работы. 
Относительно природы сознания общая позиция всех философских течений состоит в том, что сознание не материально по своей природе и не может быть объектом предметно-практической деятельности человека. 
Таким образом, сознание изначально всегда понимается только как субъективная реальность, только как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека. 
Что же касается механизмов работы сознания, то философия ограничивает здесь сферу своих интересов процессами интеллектуального порядка, а процессы, относящиеся к различным душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет другим наукам (психология, нейрофизиология). То есть философию интересует, и она исследует только то, что касается умственной деятельности человека. 
Умственная деятельность – это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью. 
В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов: 
1. Компонент чувственных ощущений (внутренних о себе и внешних, о мире). 
2. Компонент смыслообразования (преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции). 
Переход компонента ощущений в компонент смыслообразования, то есть восхождение сознания от единичных чувственных ощущений действительности (внешней и внутренней) на уровень сложного интеллектуального знания о ней, называется мышлением. 
В результате интеллектуализации мышлением чувственных ощущений, мышление создает знание о действительности, которое невозможно получить только средствами чувственного восприятия. 
Мышление, создавая интеллектуальное знание о действительности, осуществляет, тем самым, объективацию сознания. Объективация сознания – это превращение мышлением содержания сознания в объекты, с которым мышление может работать. Для получения таких объектов мышление выделяет в сознании элементы, формирующие содержание, и наделяет эти элементы свойствами объектов познания, для чего воплощает их в те или иные мыслимые формы: понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т.д. 
Таким образом, мышление своей деятельностью объективирует сознание в различные формы идеальных представлений, с помощью которых, затем, конструирует или метафизические идеи, не связанные с реальным опытом, или абстрактные образы реальных объектов действительности. 
Способность мышления создавать метафизические идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает метафизические идеи и модели реальной действительности из набора готовых интеллектуальных сведений, которые ему поставляет рассудок. 


Информация о работе Сознание, язык, мышление