Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:26, доклад

Описание работы

Сознание как субъективная реальность - это особое состояние, свойственное только человеку. По своей сущности оно идеально, а с точки зрения носителя выступает в двух основных формах: индивидуальной и общественной.
Процесс познания - это творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на постижение истины /соответствия нашего знания объективной реальности/, в котором выделяют два уровня: чувственный /опущение, восприятие, представление/ и рациональный (понятие, суждение, умозаключение). На уровне бессознательных структур психики особую роль в познании играет интуиция.

Файлы: 1 файл

ответ на вопрос.docx

— 21.47 Кб (Скачать файл)

Сознание 

 

Сознание как субъективная реальность - это особое состояние, свойственное только человеку. По своей сущности оно идеально, а с точки зрения носителя выступает в двух основных формах: индивидуальной и общественной.

Процесс познания - это творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на постижение истины /соответствия нашего знания объективной реальности/, в котором выделяют два уровня: чувственный /опущение, восприятие, представление/ и рациональный (понятие, суждение, умозаключение). На уровне бессознательных структур психики особую роль в познании играет интуиция.

 

Психика есть способность  живых существ создавать чувственные  и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения  сообразно своим потребностям, а  у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные  и бессознательные процессы. Сознательными  называются такие психические явления  и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются  ими, которые, следовательно, совершаются  со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. Перейдем к вопросу  к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение  и развитие сознания. Факторы, которые  определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами. Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного – природа; для человека – природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую  и физиологическую систему, без  коей невозможно сознание, как продукт  действия этой «машины». Но природа  детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она  действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную систему  действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы  и изменяются природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.

Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его  контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала  человека с его сознанием.

Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный  комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики  человека, факторов, действовавших  не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в  виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано  не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще  действию законов нейрофизиологии  и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую  детерминацию. При этом физиологическая  обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая  детерминация имеет субъективный, идеальный  характер. Внешняя детерминация –  воздействие на сознание объективного мира, природы и общества – является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность – вторичной. Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все  явления психики и сознания протекают  в тех формах, которые фиксируются  законами и категориями физиологической  и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение  и пр. Психологические формы –  это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все  содержание сознания. По своей форме  сознание не выходит за пределы психологических  процессов.

Содержание и форма  сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем  отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым  этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое  явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

В отдельных областях сознания последнее подчиняется также  и более специальным законам. Так, в области познания оно совершается  по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка  полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана  с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует  в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной  связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;

б) как члена общества, т. е. как социальную единицу;

в) как психологический, разумно-эмоциональный  комплекс в отличие от машины, на которой он работает.

Как же можно определить сознание?

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с  речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

 

Самопознание

 

Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции  по отношению к миру. Это выделение  себя, отношение к себе, оценка своих  возможностей, которые являются необходимым  компонентом всякого сознания, и  образует разные формы той специфической  характеристики человека, которая именуется  самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это – сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания – вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Самосознание обычно рассматривают  лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия  и психология рассматривает это  раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки  самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

Материалистическое понимание  самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют между собой или с внешним миром.

Однако способность «я»  в процессе самосознания отвлекаться  от всех переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего  тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше – предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью сознания  или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии.

Самосознание – это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.


Информация о работе Сознание