Специфика человеческого бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:19, доклад

Описание работы

Непосредственно существуя как природное тело, человек, как мы видели, подчиняется законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие человека.
Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 20.40 Кб (Скачать файл)

Специфика человеческого  бытия

Непосредственно существуя  как природное тело, человек, как  мы видели, подчиняется законам существования  и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы развития и  потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие человека. 
Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с проявлениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них. 
Существование человека - не внеприродное, а природно-телесное. Специфика его состоит в соединении - пересечении, взаимодействии - трех относительно разных бытийственных измерений. 
Реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это первое измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapies и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут - второе измерение бытия человека. Кроме того, человек существует также и как социально-историческое существо (третье измерение его существования). Все эти три измерения, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека. 
Мы уже говорили о преходящем характере бытия индивида, но поскольку жизнь его связана с жизнью рода, то для каждого из индивидов, живущих сейчас на Земле, есть место на едином гигантском "генеалогическом древе" человечества, идущем от самых первых человеческих существ, а через них - от животных предков человека и т.д. По существу, каждый из людей, ныне живущих на Земле, является потомком "знатного" рода, ибо все мы - через необозримое количество предков и поколений - восходим к тем первым представителям рода Homo sapiens, которые в незапамятные времена начали обживать нашу планету. И поэтому такие "стрелы" - ведущие и в самое отдаленное прошлое, и в будущее (которое, хочется верить, есть у человеческого рода) - характерны для бытия каждого индивида.

Вдумайтесь в то, сколь  уникальной является общность людей, ныне живущих на Земле! "Человечество" в самом широком бытийном смысле - это общность, в которую в  принципе входят все индивиды, когда-либо существовавшие на Земле, и те, кому еще предстоит родиться и прожить  свою жизнь. Но те люди, которые сейчас, в данный момент живут на Земле, - это человечество в реальном, конкретном смысле слова. Это "живое" бытие  человеческого рода, его "сегодняшний  день", неразрывно связанный с  настоящим и будущим. Каждое преходящее существование включено, таким образом, в необозримую историческую цепь человеческого бытия и цепь бытия  природы, в эволюцию социального  мира и образует одно из звеньев  социально-исторического бытия. 
 
Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание. 
 
 
Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Это очень важный и актуальный вопрос. Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых заключался в том, что человек - не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода рассматривалось лишь как "краткий" эпизод в безграничной длительности мира. Но сегодня все энергичнее развиваются другие идеи (их выражают не только философы): миллион лет, столетия и даже десятилетия жизни человека и человечества - важные "мгновения", ибо они включены в уникальный "человеческий эксперимент". Люди не просто существуют в мире, они способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за "судьбу бытия". Некоторые философы даже видят в способности человека "озаботиться" бытием главное его определение. Например, М. Хайдеггер пишет: "Ясно, что человек - нечто сущее. Как таковое он, подобно камню, дереву или орлу, принадлежит целому бытия. Здесь "принадлежит" все еще значит: "встроен в бытие". Но отличие человека покоится на том, что он как мыслящее существо открыт бытию, поставлен перед ним, пребывает отнесенным к бытию и так ему соответствует. Человек, собственно, есть это отношение соответствия, и только оно. "Только" значит здесь совсем не ограниченность, но избыток. В человеке правит принадлежность к бытию, и эта принадлежность прилежна и послушна бытию, ибо предана ему" [1]. Поэтому человек может и должен осознать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету Земля. И раз надежды возлагаются на духовное величие и разумность людей, то особенно важно осмыслить духовное как особое бытие.

ДУХ — понятие, употребляемое  в философии обычно как тождественное  понятиям «идеальное», «сознание», «мышление», «разум». В плане основного вопроса философии Д. (духовность) противопоставляется материи (материальности). Древнегреческие мыслители, говоря о Д., употребляют прежде всего термины «нус» (ум) и «логос». У Анаксагора нус (активное начало) является одновременно и духовной, и материальной силой. Платон и Аристотель мыслят его уже как чисто идеальную силу, формирующую (но не создающую) хаотическую материю. По Аристотелю, высшая форма Д.— ум, мыслящий сам себя, т. е. самосознающее мышление. Средневековые теологи (Ансельм, Фома Аквинский и др.) отождествляют Д. с богом («Бог есть дух»), видят в последнем существо, личность, к-рая творит материальный мир. В новое время философы, отстаивавшие линию субъективного идеализма, считали сущностью Д. какой-либо элемент сознания индивида. Так, согласно Юму, «дух состоит из одних только восприятий, следующих друг за другом». Те же, кто стоят на точке зрения объективного идеализма, усматривали основу Д. в мышлении, идее, оторванной от человека и человечества и наделенной самостоятельным существованием. По Гегелю, Д.— третья, и последняя (после логики и природы), ступень абсолютной идеи; он проходит три этапа развития, выступая сначала как субъективный Д. (индивидуальное сознание, изучаемое, напр., психологией), затем как Д. объективный (общество и общественное сознание— мораль, право и т. д.), наконец, как единство того и другого, т. е. абсолютный Д., принимающий форму искусства, религии и философии. Материализм всегда стремился понять Д. как свойство материи. Уже античный атомист Демокрит объясняет духовное сочетанием круглых огненных атомов. Материалисты нового времени (Спиноза, Гоббс, Гельвеций, Фейербах и др.) используют термины «Д.», «сознание», «ум» как идентичные. Правда, у каждого из них свое понимание сознания, в зависимости от того, делается ли упор на мышлении или на чувственных формах знания. Диалектико-материалистическая философия, подобно всякому материализму, рассматривает Д. (индивидуальное и общественное сознание) как производное от материальных факторов. Однако в последние она помимо природы включает и материальные общественные отношения.


Информация о работе Специфика человеческого бытия