Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:19, доклад
Непосредственно существуя как природное тело, человек, как мы видели, подчиняется законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие человека.
Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела.
Специфика человеческого бытия
Непосредственно существуя
как природное тело, человек, как
мы видели, подчиняется законам
Можно сказать, что особенность человеческого
существования состоит в возникновении
специфической, уникальной для живой природы,
"нежесткой" и неуниверсальной обусловленности
бытия человека со стороны его тела. Нежесткость
проявляется в таких, например, фактах,
как способность человека регулировать,
контролировать свои фундаментальные
потребности, удовлетворяя их не в простом
соответствии с проявлениями природы,
а в пределах и формах, определяемых обществом,
историей, собственной волей и самосознанием
индивида. Неуниверсальность же состоит
в том, что многие действия человека, которые
могли бы определяться (и иногда определяются)
своего рода эгоизмом телесных потребностей,
очень часто регулируются другими мотивами
- духовно-нравственными, социальными.
Наиболее ярко это проявляется в жертвенных
поступках, но не только в них.
Существование человека - не внеприродное,
а природно-телесное. Специфика его состоит
в соединении - пересечении, взаимодействии
- трех относительно разных бытийственных
измерений.
Реально существует отдельный человек,
прежде всего как данная мыслящая и чувствующая
"вещь" (тело). Это первое измерение
человеческого существования. Но одновременно
человек существует как индивидуальная
особь, принадлежащая к виду Homo sapies и взятая
на данном витке его развития, эволюции
мира. Тут - второе измерение бытия человека.
Кроме того, человек существует также
и как социально-историческое существо
(третье измерение его существования).
Все эти три измерения, взятые в единстве,
- исходные характеристики бытия человека.
Мы уже говорили о преходящем характере
бытия индивида, но поскольку жизнь его
связана с жизнью рода, то для каждого
из индивидов, живущих сейчас на Земле,
есть место на едином гигантском "генеалогическом
древе" человечества, идущем от самых
первых человеческих существ, а через
них - от животных предков человека и т.д.
По существу, каждый из людей, ныне живущих
на Земле, является потомком "знатного"
рода, ибо все мы - через необозримое количество
предков и поколений - восходим к тем первым
представителям рода Homo sapiens, которые в
незапамятные времена начали обживать
нашу планету. И поэтому такие "стрелы"
- ведущие и в самое отдаленное прошлое,
и в будущее (которое, хочется верить, есть
у человеческого рода) - характерны для
бытия каждого индивида.
Вдумайтесь в то, сколь
уникальной является общность людей, ныне
живущих на Земле! "Человечество"
в самом широком бытийном смысле
- это общность, в которую в
принципе входят все индивиды, когда-либо
существовавшие на Земле, и те, кому
еще предстоит родиться и прожить
свою жизнь. Но те люди, которые сейчас,
в данный момент живут на Земле, -
это человечество в реальном, конкретном
смысле слова. Это "живое" бытие
человеческого рода, его "сегодняшний
день", неразрывно связанный с
настоящим и будущим. Каждое преходящее
существование включено, таким образом,
в необозримую историческую цепь
человеческого бытия и цепь бытия
природы, в эволюцию социального
мира и образует одно из звеньев
социально-исторического бытия.
Человеческое бытие
- реальность, объективная по отношению
к сознанию отдельных людей и поколений.
Люди существуют до, вне и независимо от
сознания каждого отдельного человека.
Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо
от сознания, от духа, ибо является комплексным
и уникальным единством природного, вещественного
и духовного, индивидуального и родового,
личностного и общественного. Каждый из
нас - реальность для самого себя. Мы существуем,
а вместе с нами реально существует наше
сознание.
Каково же место и значение бытия человека
в целостном единстве бытия? Это очень
важный и актуальный вопрос. Было немало
философских идей и концепций, общий смысл
которых заключался в том, что человек
- не более чем песчинка в необозримом
мире. Даже бытие человеческого рода рассматривалось
лишь как "краткий" эпизод в безграничной
длительности мира. Но сегодня все энергичнее
развиваются другие идеи (их выражают
не только философы): миллион лет, столетия
и даже десятилетия жизни человека и человечества
- важные "мгновения", ибо они включены
в уникальный "человеческий эксперимент".
Люди не просто существуют в мире, они
способны особенно мощно (в том числе и
пагубно) влиять на мир и на самих себя.
Но они же способны познавать собственное
бытие и бытие как таковое, испытывать
тревогу за "судьбу бытия". Некоторые
философы даже видят в способности человека
"озаботиться" бытием главное его
определение. Например, М. Хайдеггер пишет:
"Ясно, что человек - нечто сущее. Как
таковое он, подобно камню, дереву или
орлу, принадлежит целому бытия. Здесь
"принадлежит" все еще значит: "встроен
в бытие". Но отличие человека покоится
на том, что он как мыслящее существо открыт
бытию, поставлен перед ним, пребывает
отнесенным к бытию и так ему соответствует.
Человек, собственно, есть это отношение
соответствия, и только оно. "Только"
значит здесь совсем не ограниченность,
но избыток. В человеке правит принадлежность
к бытию, и эта принадлежность прилежна
и послушна бытию, ибо предана ему" [1].
Поэтому человек может и должен осознать
свою противоречивую роль в единой системе
бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью.
Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности
каждого человека за судьбы человечества,
за бытие человеческого рода и человеческой
цивилизации, за планету Земля. И раз надежды
возлагаются на духовное величие и разумность
людей, то особенно важно осмыслить духовное
как особое бытие.
ДУХ — понятие, употребляемое
в философии обычно как тождественное
понятиям «идеальное», «сознание», «мышление»,
«разум». В плане основного вопроса
философии Д. (духовность) противопоставляется материи (