Специфика философского знания. Общие черты философии востока и запада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной философии. Нет единого "духа" западной или восточной философии, который определялся бы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 20.35 Кб (Скачать файл)

1.Специфика философского знания

Уже древнегреческие мыслители  указывали на два источника философского знания. Важно подчеркнуть, что они  отнюдь не исключают, а дополняют  друг друга. Один из них назвал Аристотель, другой — Сократ.

Все наше знание, считал Аристотель, а философское знание в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности человека удивляться. Чем  богаче, сложней духовный мир личности, тем сильней развита у нее  эта способность искренне, естественно  переживать радостное волнение от встречи  с еще не познанным, не разгаданным. Аристотель выразил оптимистический, рационалистический «дух Афин» — убежденность, глубокую веру человека в собственные силы, в разумность мира и в возможность его познания.

Способность удивляться (любознательность) — драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким  смыслом, ожиданием все больших  и больших радостей от свободной  игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. (Бог, но Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.)

Так же, как здоровому, физически  развитому человеку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна  и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», — писал великий философ  и ученый Р. Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими благами мира, говорили по-своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и А. Эйнштейн. Маркс добавлял: духовно богатый человек — всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить. А. Эйнштейн считал, что самой большой и удивительной загадкой мира является то, что он постижим разумом, познаваем.

Но человек не только познает  мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание  времени, т. е. конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н.э.) вдохновляющим гением философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование.

Все это придает философскому сознанию трагическую и возвышенную  тональность. Это особенно ярко выражено в восточной философии. Но и оптимистическая  философия рассчитана на мужественное принятие истины, на полный отказ от иллюзий. Вот почему чисто рационалистический, просветительский взгляд на философию  как на удовлетворение частной человеческой любознательности явно недостаточен. Он должен быть дополнен: философия  — это «ответ» человека на вызов  судьбы, поставившей его — смертное, но единственное в мире мыслящее существо — в положение *один на один» с  бесконечной, безразличной по отношению  к нему Вселенной.

Чисто интеллектуальный источник философской мудрости не просто дополняется, но вдохновляется смысложизненным, ценностным нравственным побуждением. По мнению Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство принадлежит последнему.

Говоря о специфике  и характере философского знания, нельзя обойти понятия социального  и духовного опыта, потому что  все наше знание (не только знание философское) имеет в конечном счете один универсальный источник — человеческий опыт. Но опыт, на который опирается философия, особого рода. Он отнюдь не есть ни непосредственная действительность, которая составляет материал для повседневной работы наших чувств, ни наблюдение, ни эксперимент ученого (естествоиспытателя). Никакая эмпирия, никакой эксперимент не могут 01М1 по себе служить основой для всеохватывающих, предельно широких обобщений, что нередко истолковывается (скептицизмом, позитивизмом) как аргумент против самой возможности объективного, достоверного философского знания, которое низводится тем самым на уровень только субъективных, не общезначимых мнений и предложений.

Не спасает положение  и другой (тоже позитивистский) взгляд на философское знание как на простое  «обобщение» опытной науки. Во-первых, такой взгляд неверен по чисто  историческим соображениям, так как  философия намного старше науки (античная и средневековая философия  не могла обобщать науку, которой  тогда еще не было). Во-вторых, если бы философия могла только что-то обобщать, она не несла бы в себе нового знания. Ценность ее в культуре, в жизненном мире людей была бы минимальной. В действительности же философия не отстает от науки, а  опережает ее. Как это возможно?

Ответить на этот вопрос — значит ответить и на вопрос, как  возможно знание о всеобщем. Эмпирический опыт такое знание дать не может: сбор, и накопление фактов всегда оставит процесс неполным, незавершенным. Но есть и другой путь — диалектический. Он возможен потому, что в мире есть история, развитие — движение от простого к сложному, от низшего к высшему. Познавая высшие, развившиеся формы (структурные образования), диалектический разум познает тем самым общую логику, общие законы движения, присущие не только самой этой форме, но и формам, ей предшествовавшим. Высшее есть в то же время и общее. Законы, действующие на самом высоком уровне эволюции, являются общими для всей эволюции и всего охваченного ею мира в целом.

Самая высшая в мире реальность — это человек и мир человека: социальный и духовный. В нем диалектика жизни достигла самого глубокого  и полного выражения. Законы этого  мира — ключ ко всей диалектике действительности. Это и дает философии как человекознанию право быть категориальным, всеобщим методологическим орудием познания, освоения, постижения всей бесконечной Вселенной, всех ее возможных форм и перевоплощений. Категории философии — это «узелки на память», оставляемые в наследство новым поколениям их предшественниками. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт человечества, зашифрован социогенетический код культуры. Только на этой основе возникает, работает человеческая мысль, в том числе и мысль философская.


 

3. Общие черты  философии востока и запада

Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая  и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной  и западной философией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной философии. Нет единого "духа" западной или восточной философии, который определялся бы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограниченный, а универсальный характер. Так, мистик - это универсальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики достаточно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индийские и китайские философы много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада.

В философском отношении  Запад интересен Востоку, а Восток Западу. Былой обособленности нет больше места. В своем единстве они призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего [1].

Под философией древнего Востока  подразумеваются философии древней Индии и древнего Китая, под философией древнего Запада - древней Греции и древнего Рима.

Сходство  в проблематике философии древнего мира Запада и Востока:

1) философия зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания.

2) философия зарождается  как форма общественного сознания  с возникновением классового общества и государства.

3) философия обращена  к общечеловеческим ценностям. В центре познания - проблемы добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и др.

4) мировоззренческий характер философского знания. Философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений). Однако, философские взгляды философов не выступают однозначно - только как материалистические или только как идеалистические. В них сочетаются те и другие идеи.

5) стремление философии  к научному поиску истинного  знания, имеющего методологическую значимость (методологическая функция философии). С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации.

6) философы вырабатывают свой собственный метод исследования, анализа, объяснения явлений. Два основных философских метода - диалектический и метафизический - используются философами стихийно. Философы схватывают общую взаимосвязь явлений, их противоречивость, движение и развитие, единство и многообразие мира.

7) философия оказала огромное  влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации

Формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток» в наше время  претерпевает изменение и звучит так: «Нет Востока без Запада и нет Запада без Востока»

Интерес к Востоку в  наши дни огромен и, скорее всего, будет возрастать и дальше. Он всеобъемлющ: история и культура, общество и  государство, человек и религия  и т.д.

Знаменитые  философы древнего Востока.

Китай: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу, Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, Ван Янмин, Моу Цзуньсань, Тан Цзюньи, Сюй Фугуань, Ду Вэймин, Чэн Чжунъин, Лю Шусянь, Чжуан Чжоу, Ле-цзы, Мо-цзы (Мо Ди), Хань Фэй, Ван Чун, Тань Сытун, Сунь Ятсен и др.

Индия: Джина Махавира, Сиддхартха Гаутама (Будда), Джаймини, Шанкара, Рамануджа, Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара [4]


Информация о работе Специфика философского знания. Общие черты философии востока и запада