Специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:23, доклад

Описание работы

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности

Файлы: 1 файл

Философия 1 семинар.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 2. Специфика  философского знания 

1. Основная специфика  философского знания заключается  в его двойственности, так как  оно:

• имеет очень  много общего с научным знанием  — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде. 

Главное отличие  философии от всех иных наук заключается  в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний. 

Предмет философии  шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. 

2. Можно выделить  следующие особенности философского  знания:

• имеет сложную  структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно  общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые  лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно  — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли  на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время  динамично — постоянно развивается  и обновляется;

• опирается  на категории — предельно общие  понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными  способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность  материи или сознания, происхождение  жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3ВОПРОС 

Этапы становления, проблематика, специфические черты  и основные категории философии  Древней Индии.

 В обществе  варны:

Брахманы — жрецы и кшатрии — воины, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший общественный слой составляли шудры. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.

 Первым памятником  религиозно-мифологической мысли,  положившим начало философской традиции в Древней Индии, своеобразной предфилософией были Веды(«знания»), конец VIII в. до н.э.

Веды – священное  знание, которое рассматривалось  как «услышанное», т.е. имеющее сверхчеловеческое  происхождение.

 В настоящее  время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:

- самхиты - религиозные  гимны;

- брахманы - книги,  написанные индийскими жрецами  (брахманами);

- араньяки - книги  лесных отшельников;

- упанишады  (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

 Древнейшая  из Вед – «Ригведа» – гимн  богам и отдельным явлениям  природы. 

 Важнейшая  идея Вед - человек един с  природой, он ее часть. Люди, животные  и растения имеют тело и  душу. Тело смертно, душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником. Сансара – это обозначение «круговорота бытия» – цепи непрерывных существований, переселений. Представление о переселении души привело в Индии к требованию ахимсы (непричинение вреда, неубиение) всего живого.

 Карма (действие, поступок, жребий) – совокупность  всех добрых и дурных дел,  совершенных человеком в предыдущих  существованиях, которые определяют  его судьбу в последующих. Карма  – личный нравственный закон.

 Весь мир,  природа и человечество оказываются  в равной степени подчинены  закону космической эволюции  и порядка – Рита.

 Философская  традиция в Древней Индии выросла  из комментариев Вед. Первыми  текстами уже философского характера  явились Упанишады («сидящий у ног учителя», «тайное учение»).

 В Упанишадах  доминирует проблема первоначала  бытия, его первоосновы, природы  мировой души. Возникают две основные  категории – Брахман и Атман  в их единстве.

 Брахман –  безличное, абсолютное начало, космическая  душа, которая наполняет Вселенную и порождает все, что в ней находится. Атман (дыхание, «я») – это личное начало, индивидуальная душа, то собственное, «Я», что есть во всем. Центральная доктрина Упанишад – идея единства Брахмана-Атмана, мира и человека.

Мокша - (освобождение от цепи перевоплощений). Такое освобождение провозглашается высшей жизненной целью.

 Начиная с  VI – V вв. до н.э. возникают философские  школы. Их было 9. Они делятся  на ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

Ортодоксальные  школы признают авторитет Вед и следуют заложенным в них традициям. Это школы: веданта, вайшешика, миманса, йога, ньяя и санкхья.

Неортодоксальные  школы отрицают либо полностью, либо частично ведийские основоположения. К этим школам относятся буддизм, джайнизм и локаята (чарваки).

Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов  на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма  выступает личность, ее место в  мироздании. Джайнисты старались  освободить не только телесное, но и  духовное в человеке. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения.

Буддизм - религиозно-философская  концепция, которая возникла в VI-V вв. до н.э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них.

 Буддийская  мудрость выражается в так  называемых четырех благородных  истинах. 1. есть страдание. 2. есть  причина страдания. 3. есть освобождение  от страдания. 4. есть путь, ведущий  к освобождению от страдания.

 Будда указал  на восьмеричный путь к освобождению, суть которого в следующем.

1. истинное воззрение  («четыре благородных истины»),

2. истинное намерение  (отрешение от привязанности к  миру),

3. истинная речь (воздержание от слов, связанных  с миром),

4. истинные поступки (ненасилие и ахимса),

5. истинный образ  жизни, 

6. истинное усилие (бдительность в отношении дурных  мыслей и поступков),

7. истинное медитирование,  и, 

8. истинное конечное  сосредоточение.

 Последнее  как раз соответствует состоянию  просветления.

Нирвана - полное освобождение от всего земного. Нирвану  можно только ощутить. В состоянии  нирваны нет времени, оно вечно; в нем прекращаются страдания, волнения, желания; в нирване человек достигает  успокоения, избавляется от всего, что  его волновало в жизни. 
 

4вопрос 

Особенности философской  мысли Древнего Китая: этапы становления, проблемное поле, основные категории.

Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских  воззрений (предфилософия), который  характеризуется тесной связью с  мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

 Литературно-историческими  памятниками, в которых отразился  этап древнекитайской предфилософии  является «Пятикнижие».

 К этим  книгам относятся: «Ши цзин»  (Книга песен), «Шу цзин» (Книга  истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.

 Мифологическая  модель мира базировалась на  следующих двух идеях:

идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Возник и термин Поднебесная, ставший синонимом страны.

идея перемен, учение о действии противоположных  сил – «ян» и «инь» (света и  тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян».  

На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской  мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.

Конфуцианство (Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).

 В центре  социальной утопии, созданной Конфуцием,  стоит цзюнь-цзы — «благородный  муж», идеализированный облик правителя. 

1. Обязательное  качество — жэнь — гуманность. Слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта».

2. Обязательным  качеством цзюнь-цзы является  следование долгу. Долг — это  нормы отношений между пятью  парами социальных ролей: отца  и сына, старшего и младшего  братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

3. Сяо — «сыновняя  почтительность, благочестие и почитание  старшего брата».

4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя  в широком смысле правила поведения  на все случаи жизни. 

5. Чжи — «разумность».

 «Благородному  мужу» Конфуций противопоставляет  «низкого человека». 

Даосизм

 Основатель  этой школы — Лао-цзы. «Дао-дэ  цзин» — «Книга о Пути и  добродетели», ставшая главным каноном  даосизма.

 Дао —  «Путь». В даосизме Дао — это  всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.

 К ведущей  даосской концепции относится  также и концепция У вэй  — Недеяния. У вэй — это  отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление.

Легизм 

 Главным оппонентом  конфуцианцев по вопросу о  методах и формах государст­венного управления была школа фацзя, или легисты-законники.

 Легисты высказались  за приоритет закона.

 Отправной  точкой размышлений легистов  было уверенность в изначально  злой природе человека. Человек  изначально стремится не к  общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистический интересов. В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин).

Легизм - это  философское обоснование сильной  государственной власти, опирающейся, с одной стороны, на закон и  насилие, с другой стороны, на армию, чиновничество и земельную аристократию.

Специфика философии  Древнего Китая:

Философия в  Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла специфику  и систему ценностей китайской  культуры и цивилизации, менталитет китайской нации.

Информация о работе Специфика философского знания