Сравнительная характеристика двух философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Начиная с Платона, воплощает себя эпоха синтетических систем античной философии, в которых ищется объединение нескольких более простых философских построений. Платон глубоко и систематично развивает идеи о двух реальностях, высказанные Сократом.

Файлы: 1 файл

Реферат философия.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

 

 

 

Факультет Менеджмента

 

Направление «Менеджмент»

 

Кафедра предпринимательства  и

управления

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Сравнительная характеристика двух философов

 

 

 

Проверил(а):       Выполнил(а):

Щукина Р.И.       Студент(ка) 2курса,

(К.ф.н.,)                           группа МКБ-2011

               (Ф.И.О. звание, должность)              Конюхова Е.А.

____________            _________________                                             (ф.и.о.)                                            

(личная подпись)      (расшифровка подписи)

 

 

 

Оценка:

«_______________»

«____»_________2012 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В своей работе я решила сравнить философские взгляды двух величайших философов античности - Аристотеля и Платона.

Принято считать, что  Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами.  В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Начиная с Платона, воплощает себя эпоха синтетических систем античной философии, в которых ищется объединение нескольких более простых философских построений. Платон глубоко и систематично развивает идеи о двух реальностях, высказанные Сократом. 

 

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.

Цель работы – сравнить философские взгляды Аристотеля и Платона

Задачи:

 

1.Сравнительная характеристика  философских взглядов

 

    1. Онтология Платона.

 Согласно Платону,  есть два мира – мир чувственных вещей и мир сверхчувственных идей (эйдосов). Основой первого мира является материя – начало хаоса и небытия. Подлинное бытие принадлежит лишь миру идей. Идеи вечны и неизменны. Возможно, каждая материальная вещь обладает своей идеей, которая представляет из себя вещь в своем совершенстве. Например, для всех стульев есть идея Стула, для всех людей есть идея Человека, для всех круглых предметов есть идея Круглости, и т.д. В идее вещи воплощены только существенные признаки вещи, без которых исчезает сама вещь. Например, существенным свойством стула является его способность быть опорой при сидении. Количество ножек, окраска, материал – все это несущественные признаки, если только они не влияют на свойство стула служить опорой. Существенные признаки объекта – это обычно и его общие признаки со множеством других объектов такого же класса. Так идеи проявляют себя в материальном мире, распадаясь на множество своих материальных реализаций, каждая из которых ослабляет и искажает природу идеи, разбавляя ее несущественными признаками. Каждая идея – это единое, синтез, для множества материальных вещей. Множество идей – множество малых единств, надстоящих над материальным миром.  Между материальным миром и миром идей существует третье начало – начало души, соединяющее два мира. Душа – это и принцип воплощения идеи в материю, и самостоятельное начало. Душа похожа на идеи своей бессмертностью, она не имеет конца существования во времени. Но душа до некоторой степени напоминает материальные вещи тем, что она имеет начало во времени, она когда-то была создана. Душа проявляет себя не только в живых существах, но и во всех материальных вещах, обеспечивая те или иные степени и формы их причастности миру идей.

    1. Гносеология Платона.

Истина – это мир  идей. Идеи отражаются в человеческой душе в виде понятий. Человек обладает бессмертной душой, которая проходит последовательность перевоплощений в  разных физических телах в разных жизнях. Между воплощениями душа пребывает в мире идей и созерцает абсолютную истину. В момент рождения в физический мир душа забывает это знание. Но знание об истине не исчезает, и человек может его вспомнить. Процесс познания – это и есть на самом деле процесс воспоминания той истины, которой душа изначально обладает. Существуют различные средства, позволяющие облегчить познание-воспоминание. Это разного рода факторы, утоньчающие природу человека, делающие ее не столь тесно связанной с природой материального мира. Это и занятия более возвышенными, творческими видами деятельности, нравственный образ жизни, развитие мышления, занятия философией… Слишком большое внимание к данным внешних органов чувств может в этом случае, считает Платон, скорее затруднить проникновение в мир идей. Поэтому Платон может быть отнесен к рационалистам. В структуре разума ближе к природе истины не столько рассудочное рассуждение, опирающееся на самотождество понятий, сколько диалектика. Рационализм Платона имеет характер диалектического и антиномического рационализма. Метод познания Платон развивает в полном согласии с методом Сократа – как восхождение от анализа-без-синтеза (полилог) и синтеза-без-анализа (монолог) к синтезу-анализа-и-синтеза (диалектика).

    1. Аксиология Платона.

Аксиология – учение о ценностях и ценностном мире. Вновь для Платона высшими ценностями являются идеи. Материя стремится достичь своего усовершения в максимальном приобщении к миру идей. Сила такого рода устремления – эрос, сила любви. Когда материи удается выразить природу идей, то материя предстает не только как истинная, но и как красивая и добрая. Степени причастности бытия миру идей оказываются одновременно ступенями красоты. Низший вид красоты – красота материальной вещи, например, совершенного человеческого тела. Более высокая ступень красоты – красота души. Наконец, высшая степень красоты – красота чистых идей. Человеческая душа состоит из трех более частных видов души – растительной, животной и разумной. Растительная душа присуща всему живому. Она проявляет себя в функциях питания, роста и размножения. Животная душа есть только у животных и человека. Ее проявления – способность обладания представлениями, эмоциями и волевыми побуждениями. Наконец, разумной душой обладает только человек, благодаря чему он способен мыслить, владеть речью, переживать высшую чувственность и совершать далеко планируемую деятельность.

1.4 Антропология Платона

Тело и душа четко  отделены друг от друга, причем душе подобает господствовать над телом. Из пифагорейских  и орфико-культовых источников Платон черпает представление о бессмертии души. Его аргументы таковы:

- душа- однородная субстанция, что по аналогии приравнивается  к непреходящему бытию идей

- подобное называется подобным  – раз душа познает чистое  бытие (идеи), она подобна ему  и имеет тот же источник

- самодвижение души

- диалектический выводо о том,  что душа. Сущностным признаком  которой является жизнь, не  может быть причастной ее противоположности-смерти


Информация о работе Сравнительная характеристика двух философов