Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 17:33, реферат
В нашей жизни мы часто сталкиваемся с вопросами, на которые можно дать неоднозначные ответы. В противовес точным наукам, подобным математике, физике и прочим, определенных ответов для подобных задач не существует, а если и существуют, они настолько имеют настолько размытые границы и могут нести в себе столько смыслов, что невольно задаешься вопросом, а ответ ли это или начало новой загадки?
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
Философия
История появления и развития философии...............................................4
Философия как предмет науки....................................................................5
Религия
История зарождения и развития религии..................................................7
Религия как предмет изучения....................................................................9
Сравнительный анализ философии и религии
Сходства......................................................................................................11
Различия......................................................................................................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................13
ЛИТЕРАТУРА...........................................................................................................14
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Кафедра
административного и
Дисциплина: «Философия»
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
(реферат)
Выполнила:
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
ЛИТЕРАТУРА....................
ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни мы часто сталкиваемся с вопросами, на которые можно дать неоднозначные ответы. В противовес точным наукам, подобным математике, физике и прочим, определенных ответов для подобных задач не существует, а если и существуют, они настолько имеют настолько размытые границы и могут нести в себе столько смыслов, что невольно задаешься вопросом, а ответ ли это или начало новой загадки?
Я считаю, что философия и религия как раз-таки сочетают в себе большую часть подобных вопросов, нежели остальные науки и/или способы познания мира.
Философия и наука очень схожи между собой, но при этом они различаются. В данной работе мне хотелось бы провести сравнительный анализ и сделать выводы по каждому виду человеческого мировоззрения, а также по философии и религии в целом.
I. ФИЛОСОФИЯ
1. История появления и развития философии.
Самой первой формой философии считается VI век до н.э., «Осевое время», время зарождения мифов о духах в таких в таких первобытных общинах, как Древний Китай, Древняя Индия и Древняя Греция. Мир мифов был построен на чувствах, он быстро и часто видоизминелся, потому что чувства и эмоции безостановочно сменяют друг друга.
Есть несколько видов
Философия, как предмет изучения, зародилась в VI веке до н.э. и продержалась до VI века н.э., тот период носит название Античная философия или Классическая философия, которая длилась около 2 веков. Это философия древних греков и древних римлян. Именно древним грекам принадлежит фраза «Разум — отличительная черта человека», ими же введена доказательственная теория, после чего последовало распространение философского взгляда на мир.
Классическая философия
529 год считается концом эры
Классической философии. Это
Вторым важным периодом в философии считается период Эллинизма. В это время процветает философия таких философов как Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий, Перон, Прокол, Парфилий и многих других, а также таких философских течений, как стоицизм, эпикуризм, сенктицизм и неоплатонизм.
Важной датой в Китае
Также, говоря об истории философии, нельзя не сказать о философии Индии и зарождении философии Будды, которая в последствии станет одной из трех мировых религий.
2. Философия как предмет науки.
Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения вещей, которые проявляются везде и всегда. Например, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, необходимость и случайность и т.п. Эти и подобные им понятия отображают характеристики вещей и процессов во всем мире.
Кроме того, философия открывает и фиксирует всеобщее в виде частных и общих законов, т.е. таких законов, которые вообще не имеют границ применимости. Они действуют в любых природных и общественных процессах, а также в познании и в мышлении. Такие законы назвали всеобщими. С содержанием этих законов, заслуга в открытии которых принадлежит именно философии. Таким образом, предметом философии является исследование наиболее общих законов развития природы, общества и познания.
Вопрос о предмете той или
иной науки всегда непрост. Было время,
когда предметом философии
Если мы посмотрим в историю философии, то увидим, что представления о предмете философии менялись от эпохи к эпохе. Дискуссии на эту тему продолжаются и сейчас, что вполне естественно. И всё же, несмотря на обилие различных философских наставлений, и школ, можно выделить некоторое общее основание, которое всех их объединяет, т.е. всеобщность.
II. РЕЛИГИЯ
1. История зарождения и развития религии
Над ответом возникновения религии ученые спорят до сих пор, и уже имеются несколько гипотез, каждая из которых имеет свое место быть. Одно известно точно — религия возникла на основе мифологического сознания, т.е. можно считать, что религия — вторая, более высокая ступень освоения мира.
Развитие культуры у разных народов шло неравномерно, поэтому трудно датировать возникновение тех или иных феноменов общественного развития. Существует множество точек зрения, по-разному трактующих этот вопрос. Предлагаю рассмотреть три основные концепции происхождения религии.
Первая концепция была сформулирована в околоцерковных кругах и вошла в историю изучения религии как концепция «прамонотеизма». Она утверждает, что сначала существовала вера в единого Бога. Затем, в силу того что все народы развивались своим путем, вера в единого Бога была забыта и заменена верой во многих богов. И только на следующем этапе у некоторых народов восстанавливается первоначальная вера в единого Бога.
Это точка зрения не подтверждается конкретными исследованиями. Археологические раскопки показывают, что в первобытном обществе люди поклонялись стихийным силам природы, которые олицетворялись в виде большого количество богов. Этот факт находит отражение и в мифологии. Затем, по мере классового разделения общества и появления государства, во главе которого стоял один человек, в общественном сознании складывается представление о том, что существует единый Бог на небе, как единый правитель на земле.
Вторая концепция утверждает, что существовал безрелигиозный период в истории человечества. Она основывается на предположении, что первобытный человек был слабо развит интеллектуально и не мог сформировать абстрактные представления о богах или божественных, сверхъестественных силах. Однако все исследования первобытных племен: археологические, этнографические и др. — показывают, что у всех племен существовали, хотя бы в зачаточном состоянии, элементы религиозных верований. Прежде всего об этом говорят захоронения. Останки животных находят в беспорядочном состоянии, в то время как человеческие — покоятся с соблюден нем определенных правил. Это говорит о существовании веры в потустороннюю жизнь, которая так или иначе связана с настоящим.
Третья концепция основывается на данных современной науки. Согласно ей простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного, который был способен к созданию определенного рода абстракций. О существовании религиозных воззрений в то время говорит практика захоронения первобытных людей, а также пещерные рисунки. Эти факты свидетельствуют о наличии у первобытного человека веры в большое количество богов, которые воплощали в себе стихийные силы природы.
Религиозные представления прошли длительный путь развития, что доказывает многообразие видов религии.
2. Религия как предмет изучения
Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, - опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
Основой для выделения отдельных видов религии могут быть различные качества:
По причине того, что мы уже говорили о развитии религии, давайте рассмотрим религии с точки зрения количества богов.
Количество богов, которым поклоняются
представители определенного
III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ
1. Сходства
Отмечая сходства философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания.
Так, Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны".
Информация о работе Сравнительная характеристика философии и религии