Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:41, реферат
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия Соловьева – это идея положительного всеединства, синтез западной и восточной культур, синтез науки, философии и религии.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий философ и филолог, яркий представитель философии жизни, главным принципом которой у Ницше является воля к власти.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Онтология ………………………………………………………………………4
2. Гносеология……………………………………………………………………..6
3. Антропология …………………………………………………………………..7
4. Социальная философия ………………………………………………………..8
5. Этические взгляды ……………………………………………………………10
6. Эстетические взгляды ………………………………………………………..11
Таблица …………………………………………………………………………..12
Список литературы ……………………………………………………………...
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение ………………………………………………………
1. Онтология ……………………………………………………
2. Гносеология…………………………………………………
3. Антропология ……………………………………………
4. Социальная философия ………………………………………………………..8
5. Этические взгляды ……………………………………………………………10
6. Эстетические взгляды ………………………………………………………..11
Таблица …………………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………...13
Введение
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – русский религиозный философ, поэт, публицист. Философия Соловьева – это идея положительного всеединства, синтез западной и восточной культур, синтез науки, философии и религии.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий философ и филолог, яркий представитель философии жизни, главным принципом которой у Ницше является воля к власти.
Выбор этих философов для сравнения не случаен. И Вл. Соловьев и Ф. Ницше оказали огромное влияние на философию и культуру России и Европы. Становление и развитие двух выдающихся мыслителей конца XIX века происходило параллельно. Основные принципы и идеи, стиль их сочинений явно различны, но между ними также есть и определенное сходство. Целью написания данной работы является рассмотрение и анализ философских идей и принципов Соловьева и Ницше, их сходства и различия. А в качестве заключения представлена таблица «Сравнительная характеристика философских взглядов Вл. Соловьева и Ф. Ницше».
1. Онтология.
Главным принципом онтологии Соловьева является принцип всеединства бытия. Единство всего – эта формула в религиозной онтологии Соловьева, прежде всего, означает связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции1.
Свои метафизические взгляды Владимир Соловьев изложил в работе «Чтения о Богочеловечестве» (1890). По мысли Соловьева, мир есть проявление божественной воли, где все воплощает собой ту или иную идею Бога. И несовершенство мира в том, что каждая сущность (идея), получившая от Бога бытие, не обладает его всеединой волей, а только волей собственной. Таким образом, все эти сущности есть отдельные души. В идеале же они должны соединиться и стать Софией – мировой душой, которая тоже является божественной ипостасью, конечным выражением Бога. Таким образом, Соловьев называет три ипостаси Бога – дух как абсолютная потенция, идея (Логос, или Слово) и душа (София) 2.
Еще одной характерной чертой мировоззрения Соловьева является христианский универсализм. В «Трёх разговорах» миссия России заключается в реализации своей, наряду с другими народами части универсальной христианской идеи. Идеи, которая может быть воплощена лишь совместным творчеством всех христианских народов, которые призваны дополнять друг друга.
В «Чтениях о Богочеловечестве» Соловьев критически оценивает западное и восточное христианство. Запад выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе «богочеловека». Восток создал образ «человекобога», олицетворение универсализма. По Соловьеву задача состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа, «… и вследствие этого породить духовное человечество»3.
Метафизика Ницше носит своеобразный и по преимуществу прикладной характер. На место хрестоматийного понятия "бытие" как основы и сущности всего существующего Ницше выдвигает термин "жизнь", с ее вечным движением и становлением, лишенную традиционной атрибутики бытия.
Основа ницшеанской философии жизни основывается на его абсолютном волюнтаризме. Основной и единственный принцип всего совершающегося, то единое, что лежит в основе всего многообразного, по Ницше, является воля к власти. По словам Ницше: «Сущность вещей не заключается в слепом желании жить; жить – значит распространяться, расти и побеждать; правильнее будет сказать, что сущность вещей это есть слепое желание власти, и все явления, совершающиеся в человеческой душе, должны быть истолкованы как проявления этого желания»4.
Ницше подвергает резкой критике христианство. «В глубине христианства живет злоба больных людей, инстинкт, направленный против здоровых, против здоровья»5. По утверждению Ницше, религия исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни. Ницше выдвинул положение: "Бог умер! Бог мертв" И это мы Его умертвили!"
Общим во взглядах на онтологию Соловьева и Ницше является критика позитивизма, как одного из ярких проявлений глубокого кризиса западной философии, обусловленным, прежде всего культом науки и научности, сведением человека к познающему субъекту6.
2. Гносеология.
В гносеологии Владимир Соловьев пытается найти гармонию в «цельном знании». Оно представляет собой синтез трех разновидностей философствования и состоит, по мнению Соловьева, из трех частей любой традиционной системы философии – логики, метафизики, этики7.
По мнению А.И. Введенского, в теории познания Соловьева два главных элемента: мистицизм и критицизм. Соловьев допускает существование мистического восприятия, которое он сам называет иногда этим же именем, а иногда религиозным восприятием. В основу всей своей философии он кладет то, что считает предметом мистического восприятия, он называет его различными именами: Бог, божество, абсолютное духовное начало, истина, всеединое сущее. Синтез мистического, иначе религиозного, знания с философией и положительными науками Соловьев называет цельным знанием. Поэтому в его теории познания мистицизм вступает в самую тесную связь с критицизмом8.
Принципиальной установкой гносеологии Ницше становится перспективизм, согласно которому каждое живое существо наделяется особой точкой видения этого мира вечно меняющейся перспективы. "Мы не можем ничего сказать о вещи самой по себе, так как в этом случае мы лишаемся точки зрения познающего"... который как бы останавливает на мгновенье этот вечно становящийся мир с тем, чтобы логизировать и схематизировать его. При этом никто не в состоянии обосновать истинность своей перспективы. Процесс познания превращается, таким образом, в оценку, интерпретацию и созидание мира, когда все от начала и до конца обусловлено деятельностью самого субъекта. "Есть только одно — перспективное "познание", и чем больше позволяем мы аффектам говорить о вещи, тем больше глаз, различных глаз имеем мы для созерцания вещи, тем полнее будет наше "понятие" о вещи, наша "объективность"9.
Ницше развивает свою идею об исключительно служебной роли познания и о том, как возникают и само сознание, и разум, и логика, и все важнейшие мыслительные категории, являющиеся, в конечном счете, только результатом приспособления организма к среде, схематизации и упрощения мира.
Ницше, как и все
представители философии жизни,
является иррационалистом, отдающим приоритет
инстинктивно-бессознательному, непосредственно-интуитивному в познании.
Это вытекает из противопоставления им
разума жизни, разума как неспособного
понять последнюю, умертвляющего или в
лучшем случае деформирующего ее — "каким
холодом и отчужденностью веет на нас
до сих пор от тех миров, которые открыла
наука". Разум случаен, "даже в самом
мудром человеке он составляет исключение:
хаос, необходимость, вихрь — вот правило".
Не лгут, по Ницше, только чувства, "мы
сами вносим ложь в их свидетельства,
приписывая явлениям единство, вещественность,
субстанцию, положительность и т.д.".
Только в инстинкте непосредственно находит
свое проявление принцип всего существующего
— воля к власти; только инстинкт является
ее аутентичным выражением10.
3. Антропология.
И Владимиру Соловьеву, и Фридриху Ницше принадлежит идея сверхчеловека. Весьма различные по содержанию, но «сходящихся» в ряде пунктов убеждения обоих мыслителей в том что, говоря словами Вл. Соловьева, «если бы и не было перед нами действительного «сверхчеловека», то во всяком случае есть сверхчеловеческий путь, которым шли, идут и будут идти многие на благо всех…».11
Для Соловьева стать
сверхчеловеком означает «стать больше
и лучше в своей
Соловьев в своей статье «Идея сверхчеловека» осмысливает эту идею как «перерастание» собирательным человечеством своей наличной действительности на пути к грядущему бессмертию, однако ницшеанского сверхчеловека он считает прообразом антихриста, противопоставляя ему богочеловека Христа, победившего смерть телесным воскрешением»13.
Для Ницше человек – это еще бесформенная масса, материал, требующий талантливого ваятеля для своего облагораживания. Только так человечество превзойдет самого себя и перейдет в иное, высшее качество – появится сверхчеловек. Который выступает как высший биологический тип, относящийся к человеку так же, как человек относится к обезьяне. Сверхчеловек превращается у Ницше в культ личности, культ «великих людей». «Мертвы все Боги; теперь мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек»14.
Позиции Соловьева и Ницше также совпадают в том, что в чисто биологическом отношении в человеке нет особого прогресса и прогрессирования. Однако в «духовном, душевном» аспекте Соловьев – в отличие от Ницше – допускает «беспредельный ряд ступеней … внутреннего возрастания: от дикаря-полузверя, который лишь потенциально выделяется из мира прочих животных, и до величайших гениев мысли и творчества»15. Ницше же считал, что весь путь развития человека не только не был прогрессом, но во многих отношениях оказался декадансом, падением, надломом и крахом, «крушением кумиров» и девальвацией ценностей16.
4. Социальная философия.
В своих работах Соловьёв критикует социализм и либерализм, как односторонние учения, не отражающие истинных, духовных задач и целей развития человечества, не способные выразить противоречивость природного и духовного бытия личности. Критике подвергается и отечественный консерватизм за непонимание важности для России общечеловеческого социально-нравственного прогресса, ценности личных прав и свобод.
Соловьёв выделяет три ступени развития человечества. Первая — экономическая — начинается с семьи, где преобладают материальные потребности. Следующая — политическая: общение всех индивидуумов между собой и самая высокая ступень — духовное общение, то есть церковь.
Общественным идеалом Соловьёва является свободная теократия — высшая цель развития христианского государства и нормального общества, где свершилось единство духовной и светской власти, личности и государства. Теократия представляет собой иерархическую организацию: во главе стоит папа, каждая часть света имеет своего патриарха, затем следуют митрополиты, епископы и т.д. Святые отцы – законодатели; помимо них Соловьев видит в обществе обширный слой производителей – ремесленников и землевладельцев. Особая роль в утопии Соловьева отведена женщинам: они – воспитательницы17.
В своей философии Ницше резко негативно относится к идеям социализма, утверждая, что социалисты "прокладывают посредственным натурам свободный путь", предлагают "додуманную до конца тиранию низших и глупейших". Также он отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему amor fati — любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» — тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством — серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».
5. Этические взгляды.
Этические взгляды Соловьева наиболее систематически представлены в работе «Оправдание добра» (1897-1899). Изначальная вера Соловьева в абсолютное значение нравственных норм («добро определяет мой выбор в свою пользу всей бесконечностью своего положительного содержания»), в единство Добра, Истины и Красоты становится основой осмысления морали и одновременно получает свое философское обоснование («оправдание»). По мнению Соловьева, чувство стыда отличает человека от животных. Стыд, жалость, благоговение – вот три элементарных переживания, из которых возникает нравственность. Из этих трех переживаний выводит Соловьев все богатство духовной жизни18.
Одним из главных принципов ницшеанской этики является понятие «нравственность нравов». Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом свободы человека. Он полагал, что свободный человек «хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции».
В работе «По ту сторону добра и зла» (1886) Ницше затрагивает проблему двойной морали – господ и рабов. Различия этих типов определяется различием моральных ценностей. Для морали господ характерна высокая степень самоуважения, гордое состояние души, ради которого можно пожертвовать и богатством, и самой жизнью. Мораль рабов, напротив, есть мораль полезности. Рабская мораль жаждет мелкого счастья и наслаждения19. Считая современную мораль насквозь фальшивой и враждебной жизни, Ницше выступает как «радикальный нигилист» и требует кардинальной переоценки ценностей культуры, философии, религии.
6. Эстетические взгляды.
Главные проблемы эстетики
Соловьев рассматривает в статье
«Красота в природе» (1889). Для Соловьева
красота – выражение «
Информация о работе Сравнительная характеристика философских взглядов