Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 19:54, реферат
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Культурно – исторические предпосылки и ключевые идеи просветительской философии Вольтера, Руссо, Дидро……………………......5
2 Проблематика философии Просвещения в воззрениях Ф. Вольтера и Ж.-Ж. Руссо……………………………………………………………………………….7
3 Французский материализм у Дидро: учение о природе, теория познания и атеистические взгляды …………………………………………………………………………………….17
4 Заключение……………………………………………………………………..18
5. Список литературы
Основная тема философских размышлений Руссо - судьба личности, судьба человека, находящегося в современном обществе с его сложной культурой, с его противоречиями. В основе знаменитого трактата «Об общественном договоре» (1762) лежит мысль о том, что насилие не может быть источником права. Сущность общественного договора в том, что каждое отдельное лицо отказывается от всех своих прав и передает их в пользу общества. При этом человек остается неотъемлемым членом общества. Таким образом, Руссо преобразует само понятие о личном праве и превращает его в право политическое. Всемирную славу Руссо создали его знаменитые сочинения -- роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль или О воспитании» (1762).
Центром концепции Дидро была природа, которая выступала как единственная реальность и естественное благо. Все, что не является природой, согласно ему, есть лишь зло и обман: Бог, общество, спекулятивная философия предшествующих веков. Весьма оригинальна у Дидро концепция человека. Человек есть часть природы, природное существо, поэтому не следует противопоставлять его природе, искать каких-то высших сил, законов и целей, управляющих его жизнью; как природное существо он подчиняется тем же законам, движим теми же силами, что и вся природа, и именно в ней находит он свои цели и средства их достижения.
Именно разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатились сегодня.
5 Список используемой
литературы
1. Введение в философию: в 2-х т. М., 1990.
2. Волгин В. П. Развитие общественной мысли
во Франции XVIIIв. М., 1977
3. Каменский З.А. Философские идеи русского
Просвещения. М., 1971
4. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов
А.Ф. Западноевропейская философия XVIII
века. М.,1983.
5. Радугин А. А. Философия. М., 1997.
6. Радугин А. А. Философия. М., 1997.
7. Философский энциклопедический словарь.
М., 1989.
Информация о работе Сравнительный анализ философских учений Вольтера, Руссо, Дидро