Сравнительный анализ философской концепции Августина и Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Онтология Августина построена вокруг учения о Боге как принципе бытия. Бытие же самого Бога, считает Августин, можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности его мышления, в то время как бытие вещей - лишь более отдаленным образом.

Файлы: 1 файл

Avgustin_i_Platon.docx

— 17.47 Кб (Скачать файл)

Куракина Светлана

 Прикладная информатика

1 курс

Вариант 1

Сравнительный анализ философской концепции Августина  и Платона.

Онтология.

Бытие, по Платону, есть совокупность идей — умопостигаемых форм или  сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Онтология Августина  построена вокруг учения о Боге как принципе бытия. Бытие же самого Бога, считает Августин, можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности его мышления, в то время как бытие вещей - лишь более отдаленным образом.

Гносеология.

По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно  сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.

Августин считает, что человеческий разум - посредник между чувственным  миром и миром умопостигаемым. Этим посредником разум является в силу своей познавательной способности. С одной стороны, наш разум  может быть направлен на чувственный  мир, а с другой – на мир умопостигаемый. Он может познавать оба мира, однако особенность его положения состоит  в том, что ум выше чувственного мира, но ниже умопостигаемого.

Антропология.

Антропология Платона дуалистична и остается в рамках орфического противопоставления тела и души. Предзаданной целью человеческого существования является обретение душой бессмертия, т.е. освобождение от смертного тела. Земной путь освобождения состоит в культивировании познания, которое расценивается как очищение души. Причем процесс рационального познания со временем становится процессом морального обращения, преображения. В той мере, в какой познание ведет от чувственного к сверхчувственному, – один мир преображается в другой, из иллюзорного пространства душа попадает в подлинное.

Августин трактует проблему человека с точки зрения двух христианских догматов: с одной стороны, человек  – образ и подобие Божие, а  с другой – существо греховное, ибо  наши прародители совершили первородный  грех. Поэтому когда Августин описывает  человека как образ Божий, он часто  возвышает его, но тут же показывает, что человек, как существо греховное, не совершенен, и часто впадает  в кажущийся пессимизм. Говоря о  сотворении человека, Августин говорит, что человек сотворен из ничего –  и его тело и душа. Человек, по Августину, составляет единство души и  тела. Человек есть "состоящая  из тела и души, наделенная разумом  субстанция". Здесь он возражает  платоникам, утверждавшим, что сущностью  человека является лишь душа. Августин поправляет платоников, говоря, что  человек есть разумная душа, владеющая  своим телом.

Социальная  философия.

Государство, по Платону, возникает  из-за естественной потребности людей  к объединению с целью облегчения условий своего существования. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого  отдельного человека имеются одни и  те же начала. Трем началам человеческой души, а именно: разумному, яростному  и вожделеющему в государстве  соответствуют три аналогичных  начала – совещательное, защитное и  деловое, а последнее в свою очередь  формирует три сословия – философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться  справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет  в нем свое дело и не вмешивается  в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность  этих начал во имя сохранения целого.

Трактат Августина «О Граде Божием». Мировую историю отец церкви представляет как борьбу сторонников всего  земного, врагов Божьих, с одной стороны, и приверженцев царства Божия - с другой. История начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к нравственному совершенству, в котором человек обретает наконец «невозможность грешить». Августин вводит идею прогресса, в первую очередь морального и духовного. Реальные земные государства рассматриваются им как разновидности неизбежного зла. Человеческая история имеет цель, но эта цель, по мнению теолога, замышлялась не на земле. Цель заранее предопределена, и итогом истории будет сообщество праведных, Град Божий.

Этика.

Этика Платона  основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно - не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона - не индивидуальная, а социальная, она органически связана с политической теорией государства.

Августин последовательно провел основную, характерную для средневековой  этики идею божественного статуса  нравственности.

 

Бог является абсолютной творческой силой, он содержит цели своей деятельности в себе. Все является добром, поскольку  все от бога.

Источники:

  • http://platon-fil.narod.ru/gnoseologia.htm
  • http://intencia.ru/Pages-view-190-5-1.html
  • http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=658099
  • http://prepod.info/ru/article/filosofiya-platona/
  • http://lects.ru/phil/38_03.php
  • http://philosophy-ru.ru/?p=58
  • http://philotime.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=31&Itemid=135
  • http://abccba.ru/abc22.php
  • http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/103872/10/Shevchuk_-_Filosofiya__konspekt_lekciii.html

Информация о работе Сравнительный анализ философской концепции Августина и Платона