Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:27, контрольная работа
Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Художественное народное творчество: поэзия, сказки, а также религия — проявляют большой интерес к душе. Эти донаучные и в ненаучные представления очень своеобразны и отличаются от знаний о душе, которые развиваются в науке и философии, по способу их получения, по форме их воплощения, по своему назначению.
Содержание
Введение
1. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
2. Учения о душе
3. Учение о познании
4. Проблема чувств
Список используемой литературы
Контрольная работа: Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура
Содержание Введение 1. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии 2. Учения о душе 3. Учение о познании 4. Проблема чувств Список используемой литературы
Введение Представления о душе существовали
уже в древнейшие времена и
предшествовали первым научным взглядам
на ее природу. Они возникали в
системе первобытных верований
людей, в мифологии. Художественное
народное творчество: поэзия, сказки, а
также религия — проявляют
большой интерес к душе. Эти
донаучные и в ненаучные Душа рассматривается
здесь как нечто Античная же психология возникла
и развивалась в условиях античного
рабовладельческого общества как отражение
запросов социальной практики и в
тесной связи с наукой своего времени.
Изменения, которые претерпевали рабовладельческая
общественно-экономическая Античную психологию питал
гуманизм греческой культуры с ее
идеей полноты жизни как
1. Основные положения Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI —V вв. до н.э.). Вершиной античного На первоначальной стадии
существуют только тончайшие частицы
— атомы огня. Вселенная представляет
сплошной разум. Потом начинается движение
к отяжелению. Образование мира стоики
рассматривали как превращение
первоначального огня в парообразную
массу, из которой образуются сначала
неживая природа, затем растения,
животные и, наконец, человек. Через
некоторое время начинается обратный
процесс, когда все возвращается
к началу, снова превращается в
огненный пар. Мировой цикл завершается.
Потом следует новое На основе физических представлений
разрабатывалось 2. Учение о душе Демокрит понимал душу
как причину движения тела. Душа
материальна и состоит из самых
мелких, круглых, гладких, необыкновенно
подвижных атомов, рассеянных по всему
организму. Душа, как и огонь, состоит
из этих атомов: она — это атомы
огня по своей форме и активности.
Когда мелкие частицы проникают
в тяжелые, они вследствие того, что
по своей природе никогда не бывают
в покое, двигаясь, приводят тело в
движение, становясь душой этих тяжелых
тел. Таким образом, душа понимается
как продукт распределения Болезнь — это изменение
пропорции атомов. В старости число
подвижных атомов уменьшается. В
органах чувств мелкие атомы ближе
всего к внешнему миру, поэтому
они приспособлены для внешнего
восприятия. Особенно благоприятное
соотношение легких и тяжелых
атомов — в мозгу: он — место
высших душевных функций, способности
к познанию. Органом благородных
страстей является сердце, чувственных
желаний и вожделений — печень.
Таким образом, Демокрит дает естественное
понимание души. Душа выступает продуктом
организации тела, а не является
изначальным принципом. Она не существует
вне тела. Ограниченностью взглядов
Демокрита является количественный
принцип, не позволяющий отличить психические
процессы от материальных. Характерно,
что отличая душу от тела, Демокрит
считает ее телом, хотя и особым телом.
Античному материализму свойственна
материализация души: душа не только рассматривается
в единстве с телом — в этом
состоит признак всякого Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее "происходит семь других частей души, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Зрение — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до ушей; обоняние — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до носа; вкус — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до языка; осязание — это пневма, распространяющаяся от управляющей части до поверхности вещей, которых можно коснуться чувствами. Из остальных частей одна называется воспроизводящей — она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон-стоик называл голосом — она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи. Управляющая часть помещается, словно в мироздании, в нашей шарообразной голове". В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью души. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души. 3. Учение о познании В античном атомистическом материализме
различаются два вида познания —
ощущение (или восприятие) и мышление.
Началом и источником познания являются
ощущение и восприятие. Они дают
знания о вещах: ощущение не может
возникнуть от несуществующего. Это
верные знания, ощущения нас не обманывают.
Самое надежное, говорит Эпикур,
обращаться к чувствам внешним и
внутренним. Ошибки возникают от вмешательства
разума. Демокрит называет чувственное
познание "темным" родом познания.
Оно ограничено в своих возможностях,
так как не может проникнуть до
слишком малого, до атома, до сокровенного,
по Эпикуру. В материалистическом учении
Демокрита об ощущении содержится непоследовательность,
связанная с различением Теория Демокрита —
наивный способ решения проблемы
процесса восприятия, но важно, что
им сделана попытка объяснить
процесс восприятия материалистически
вполне естественным путем. Представление
Демокрита о чувственном Лукреций останавливается
на некоторых вопросах восприятия:
о силе воздействия, способной производить
ощущение, о восприятии расстояния
и др. "Чувств опровергнуть ничем
невозможно", они дают истинное познание.
Стоики внесли ряд новых моментов
в учение об ощущении. "Стоики говорили:
когда человек рождается, его
управляющая часть души подобна
листу папируса, готовому воспринять
надписи. Именно на душе человек записывает
каждую свою мысль, и его первая запись
производится чувствами. Постигающие
представления, т. е. представления, "которые
у них считаются критерием
всякого предмета", являются продуктом
особого процесса — каталепсии,
предполагающего участие Продолжением ощущения является мышление. Демокрит называет его светлым родом познания, истинным, законным познанием. Оно более тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению, скрытый от него. По Эпикуру, в отличие от ощущения, мышление дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большее количество частных явлений — в этом его преимущество по сравнению с ощущением, которое дает единичное представление. Для Демокрита, а также Эпикура, Лукреция и стоиков характерно такое понимание процесса познания, при котором его чувственная ступень не отрывается от мышления, хотя они, безусловно, различаются. Мышление сходно с ощущением по своим механизмам: в основе того и другого лежит истечение образов от предметов. "...Ощущение и мышление возникают вследствие того, что приходят извне образы. Ибо никому не приходит ни одно ощущение или мысль без попадающего в него образа". Стоики различали внешнее
и внутреннее мышление. Внутренний
разум — это способность 4. Проблема чувств Чувства рассматривались
в системе атомистического По Эпикуру, чувства есть некоторая помеха, и для удовлетворенного состояния необходимо избегать душевных тревог. В то же время Эпикур утверждал, что целью жизни является разумное удовольствие. Удовольствие — это свобода от неудовольствия, бестревожность — атараксия. Между этими высказываниями нет противоречия. Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал "не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении ... но ... свободу от телесных страданий и душевных тревог". Главными чувствами, нарушающими спокойствие духа, являются страх смерти и страх перед богами, от которых, якобы, зависит судьба человека. "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения". Надо освободиться и от страха перед богами. Эпикур не отрицал существования богов, но призывал к правильному представлению о них. Оно достигается теоретическим познанием "...если мы будем относиться ко всему со вниманием, то будем правильно определять причины, вызывающие смятение и страх, и, определяя причины небесных явлений и остальных спорадически случающихся фактов, мы устраняем все, что крайне страшит отдельных людей". По Лукрецию, чувства целиком зависят от разума. В противном случае, они вводят нас в заблуждения. Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах. Аффекты — это чрезмерные
противоразумные и Стоики различали три стадии нарастания аффективного состояния. 1. Под влиянием внешних воздействий наступают физиологические изменения в организме: аффекты, как и любое другое проявление души, телесны, без телесных изменений нет аффектов. 2. Непроизвольно наступает мнение о том, что произошло и как нужно реагировать. Это психический, но непроизвольный компонент. 3. Должен вмешаться разум. Возможны два случая: а) разум не дает влечению
сделаться аффектом, составляя суждение
о ценности происходящего с точки
зрения блага или зла (благо, зло
и безразличное — основные понятия
этической части философии б) если же разум слаб или отягчен обычными предрассудками, он увлекается к неправильному суждению, и тогда возникает аффект. Таким образом, хотя аффект противоразумен, ибо находится в противоречии с правильными суждениями разума, свое основание он имеет в разуме, а именно в неправильном суждении. Поэтому стоики и называют страсть суждением. Быть или не быть аффекту также зависит от разума. Поэтому, где нет разума, там нет аффектов: у детей, у животных, слабоумных, хотя у них есть естественные влечения. Эти влечения нельзя считать аффектами, поскольку аффект основывается на неправильном суждении, Хризипп называет его ошибкой разума. Надо не допускать этой ошибки, и моральная задача, проповедуемая стоиками, сводилась не к смягчению аффектов, а безусловному их искоренению. Абсолютно отрицательное отношение к аффектам с моральной точки зрения сочетается у стоиков с положением о наличии добрых страстей. Их три: радость, осторожность и воля. Радость противоположна наслаждению и представляет собой разумное возбуждение; осторожность противоположна страху и представляет собой разумное уклонение (так, мудрец, не будет пуглив, но будет осторожен); воля противоположна желанию и представляет собой разумное возбуждение. Для случаев, когда аффект все же становится неизбежным, была разработана "рецептура" по борьбе с аффектами. Вот некоторые из рекомендаций стоиков: 1. не дать аффекту принять внешнее выражение: внешнее выражение укрепляет аффект. Поэтому чрезвычайно важно бороться с внешними проявлениями страстей; 2. не преувеличивать аффект воображением; 3. не спешить с одобрением аффекта, "оттянуть" последний этап нарастания аффективного состояния (например, сосчитать до 10) и этим создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта; 4. отвлечься на воспоминание другого рода, например, при страхе вспоминать примеры мужества, выдержки; 5. разоблачить действия, на которые толкает аффект, и др. Учение стоиков об аффектах и рекомендации по борьбе с ними занимают важное место в истории психологии. Особо следует отметить его воспитательное значение. Проблема воли и характера Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Органической частью материализма Демокрита является жесткий детерминизм: "Ничто не происходит случайно, но есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно". Все существующее в мире подчинено необходимости. Мир возник в результате вихреобразного движения атомов, в процессе которого атомы сталкиваются, кружатся, склеиваются и образуют небесные светила и другие сложные тела. Демокрит отвергает идеалистическое учение о целесообразности в природе, и движения души всецело обусловливаются извне. Но так механистически понимаемая детерминированность всего снимает всякую свободу и потому — моральную оценку. Уже античные комментаторы Демокрита видели противоречие его учения фактам. "От нас не ускользает, как велика разница между тем, когда человек ходит сам и когда его ведут, между свободным выбором и действием по принуждению...". В другом месте: "...тем самым способом, каким мы непосредственно воспринимаем самих себя, мы непосредственно же постигаем, что в нас происходит по свободному выбору, а что в силу внешнего воздействия". Характер — это определенность, печать своеобразия, которая отличает поступки одного человека от другого и выражает специфическое отношение человека к миру, к себе и к другим людям. "Великое дело играть всегда одну и ту же роль ...Потребуй от себя одного — каким ты был вначале, таким оставайся до конца. Сделай так, чтобы тебя хвалили, а не сможешь — так хоть чтобы узнавали",— писал Сенека. К наиболее ценным чертам характера стоики относили мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость. Характер основывается на мировоззрении, опирается на представления о благе, зле и безразличном. Жизненные трудности, с которыми встречается человек, приобретают значение технических помех. "В недосягаемом месте та душа, что покинула все внешнее и отстаивает свою свободу в собственной крепости: никакое копье до нее не долетит",— писал Сенека. Это высказывание не следует понимать как призыв к уходу от жизненных дел и обязанностей; стоики требовали от человека исполнения его гражданских, семейных и других обязанностей. Мудрец может отдать свою жизнь за отечество и за своих друзей. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков, а также с помощью наблюдения за поступками героев, размышления над ними. Каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер. "Если что-нибудь тебе не по силам, то не решай, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе". В целом в философии
стоицизма человек предстает
как свободное существо, хотя он
и действует в соответствии с
долгом: он делает то, что подобает делать.
Он склонен к внутреннему В строгой морали стоицизма
слишком много
Список используемой литературы 1. Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 688 стр. 2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней / А.Н. Ждан. – М.: Академический проект, 2004. – 576 стр. 3. Марцинковская Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2001. 544 стр. 4. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Мысль, 1976. – 463 стр. |
Информация о работе Сравнительный анализ материалистических концепций Демокрита и Эпикура