Средневековая европейская философия. Проблема универсалий: номинализм и реализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:06, контрольная работа

Описание работы

Средневековье – загадочная эпоха. Иногда Средние века называют «тёмными», как бы скрытыми от нас во тьме. Даже определить точно время, когда начинается эта эпоха и когда заканчивается, очень трудно. Обычно историки называют началом Средневековья V век, а концом XVI век. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.

Содержание работы

Введение
1. Основные проблемы Средневековой философии
2. Спор об универсалиях: реализм и номинализм
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СЕФ1.docx

— 24.60 Кб (Скачать файл)

Средневековая европейская  философия. Проблема универсалий: номинализм и реализм. 

 

Содержание

Введение

1. Основные проблемы Средневековой философии

2. Спор об универсалиях: реализм и номинализм

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Средневековье – загадочная эпоха. Иногда Средние века называют «тёмными», как бы скрытыми от нас  во тьме. Даже определить точно время, когда начинается эта эпоха и  когда заканчивается, очень трудно. Обычно историки называют началом Средневековья V век, а концом XVI век. Роль церкви в  жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или  христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли  всю жизнь человека феодальной эпохи  от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.

Средневековая церковь была организована на строго иерархических  началах. Во главе ее стоял римский  первосвященник - папа, имевший собственное  государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими  к верхушке феодального общества.

Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными  ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело, пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих  руках огромную власть: короли и  сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают  ее подарками и привилегиями, стараются  «купить» ее расположение и содействие. Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое  церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты  и книгопечатание. Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой  европейской средневековой философии  является теоцентризм (в центре Бог).

В этот период философия  развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому  большинство авторов называют ее служанкой богословия. Богословские сочинения нацелены на рациональное обоснования догматов христианской веры, и философия играет роль методологической основы, не претендуя на отыскание  истины, которая трактуется как откровение. Центральными проблемами средневековой  философии можно назвать проблему соотношения веры и разума, которая  легко интерпретируется как проблема соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и различные  способы доказательства бытия Бога, сформулированные в сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует  считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.

 

 

 

 

Философия Средневековья"

1. Основные проблемы Средневековой  философии

Фаза средневековой философии  длится, в общем, от VIII до XIV-XV столетий. Этот период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая  разработка христианской философии. В  самой схоластике различаются три  периода: ранняя схоластика - по XII в., период расцвета- XIII в. и поздняя схоластика- XIV-XV вв. Если в патристике аристотелизм практически не имел никакого значения (до половины ХII в. известен лишь «Органон» Аристотеля с несколькими комментариями Цицерона, Порфирия, Боэция и Абеляра), то с середины ХII и до конца ХIII в. происходит основательный переворот в христианском восприятии языческой философии. Огромное Аристотелево наследие приходит на христианский Запад в латинских переводах с арабского и греческого языков. Сопровождают их греческие и арабские комментарии. Поэтому историкам философии необходимо заниматься исследованием мощного потока арабской и еврейской философии, который в период от XII в. имел огромное влияние на христианский Запад. Всякое развитие мысли и философии в средние века происходит в религиозно-теологических рамках. В этом развитии отражены внутренние сложности и противоречивость социального и духовного процессов. Политическое развитие представлено неустанно соперничавшими и сталкивавшимися лагерями: церковными властями, светской или государственной властью, классом феодалов и восходящим классом буржуазии. Каждый из них был готов с изменением ситуации вступить в союз с кем угодно против кого угодно. Становление, решение и развитие философских вопросов, которые всегда концентрировались в проблемах отношений веры и разума, теологии и философии, происходили в конкретных исторических связях и зависимостях этих столкновений и борьбы.

Главная отличительная особенность  схоластики состоит в том, что  она сознательно рассматривает  себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». Начиная примерно с XI века в средневековых  университетах возрастает интерес  к проблемам логики, которая в  ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI-XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различий и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.

Схоластической диалектике противостояли  различные мистические течения, а в XV-XVI веках эта оппозиция  получает оформление в виде гуманистической  светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

Деятельность по переводу Аристотеля привела к серьезной конфронтации между греческим рационализмом, представленным Аристотелем и христианским, субрациональным пониманием мира. Постепенное принятие Аристотеля и приспособление его к потребностям христианского понимания мира имели несколько этапов и хотя этот процесс и контролировался церковью, не обошелся он без кризисов и потрясений.

На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе (Давид из Динанта) первоначально церковь ответила запретом изучения в Парижском университете Аристотелевских естественнонаучных произведений и даже «Метафизики» (декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа Григорий IX в 1231 г. эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специально созданной комиссии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно их возможного приспособления к католическому вероучению, что отражало тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходимостью для университетского образования и развития научно-философского знания в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить степень магистра, не изучив труды Аристотеля.

Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, связанное  с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля и арабским естествознанием потребовали обобщить все известные знания о мире в  строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потребность  реализовалась в больших Суммах - трудах, где исходным материалом являлся  христианский образ мира, охватывающий природу, человечество, духовный и видимый  мир. Теология тем самым представлялась как научная система, обоснованная философией и метафизикой.

В середине XIII в. победило мнение, согласно которому теология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел  спор, каким образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схоласты разделились на два главных лагеря. Консервативное учение настаивало на  сохранении основных положений Августина в теологических  вопросах, но с применением одновременно и философских элементов аристотелизма. Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля, хотя и здесь не было полного отмежевания от традиций августиновского мышления. Растущее влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теолого-философскую систему, которую создал Фома Аквинский.

В средние века выяснилось, что  августинизм не способен противостоять мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было «оседлать» аристотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от католической ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому учению стало жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили схоластики доминиканского ордена, наиболее выдающимися из них были Альберт Великий и Фома Аквинский. Сам Альберт не создал логически стройной, единой философской системы. Выполнил эту задачу только его ученик Фома.

2. Спор об универсалиях: реализм  и номинализм

Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении  общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.

Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью  обладают не единичные вещи, а только общие понятия - универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и  материального мира. Среди виднейших  представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского. Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Эти взгляды можно отнести к  умеренному реализму. Существовал и  крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм). Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции номинализма  универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания... Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т.е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Немало открытий и множество  терпеливых усилий еще потребуется  для того, чтобы мы были в состоянии, не боясь серьезных ошибок, подвести итог средневековой мысли. Однако нам  представляется, что уже сейчас собранные  отовсюду произведения той эпохи  позволяют окончательно отбросить  некоторые заблуждения, которые  долгое время рассматривались как  очевидные истины.

 

Прежде всего, ложным оказалось  утверждение, что средние века можно  определить просто как эпоху интеллектуального  поглощения и усвоения, все усилия которого были нацелены на обнаружение  капитала, собранного античностью. Разумеется - и факты постоянно напоминают об этом, - нельзя понять и даже представить  себе средневековую философию без  философии древнегреческой. Аристотель, Платон и неоплатоники воспитывали  и перевоспитывали человеческое мышление. Каждое обнаружение их произведений и каждый перевод, который делался  с него, были равнозначны для людей  средних веков открытию нового мира. Так что средневековая философия, предполагающая прежде всего хотя бы начальное усвоение греческой философии, сама была чем-то другим и гораздо большим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://diplom-dissertacia.ru/school/muddle-ages.htm

 

 


Информация о работе Средневековая европейская философия. Проблема универсалий: номинализм и реализм