Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:00, контрольная работа
1. Социальные и духовные предпосылки возникновения средневековой философии.
2. Основные черты средневековой философии.
3. Блаженный Августин – выразитель идей патристики.
4. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «философия»
на тему «средневековая философия»
Выполнил:
Студент факультета МНИ
15 группы
Вахабов Эльнур Имдадович
Проверил:
Проф. Мамедова Т. Ш.
Москва 2014
План.
1. Социальные и духовные предпосылки возникновения средневековой философии.
2. Основные черты средневековой философии.
3. Блаженный Августин – выразитель идей патристики.
4. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.
1. Возникновение философии вызвано четырьмя причинами: социальными, экономическими, классовыми и гносеологическими.
Согласно Платону, начало философии в удивлении (изумлении).
Согласно Аристотелю, люди начали философствовать, избегая незнания. Она возникает там, где некоторые люди стали иметь досуг, и у них возникло свободного времени. Философствование, утверждает Аристотель, — это лучшая форма времяпрепровождения, тем более что стремление к мудрости добродетельно.
Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г. Возникновение и развитие феодальной общественно-экономической формации было прогрессивным шагом всемирной истории после того, как рабовладельческая формация исчерпала свои поступательные возможности, достигнув апогея в первые столетия нашей эры в Римской империи. Византия, мусульманский и западноевропейский мир складываются на развалинах Римской империи.
Но только в Западной Европе феодализм достиг полного развития, создав предпосылки капитализма. Причина этого лежит прежде всего в том, что крушение рабовладельческого строя только в Западной Римской империи произошло путем органического сочетания «революции рабов», т. е. внутренних классовых битв, с вторжением варваров.
Самый переход к феодализму на Западе представляет картину глубокого упадка культуры, техники, хозяйства, упадка, гораздо более наглядного, чем в Византии или в мусульманском мире. Ни Византия, ни арабский халифат не знали такого глубокого упадка торговли и обмена, такого почти полного торжества натурального хозяйства, как Западная Европа в раннее средневековье. В сознании непосредственных наблюдателей, начиная от Августина, естественно, складывалось представление о конце всей предшествовавшей истории и о наступлении совершенно нового порядка жизни. Однако упадок этот был только выражением совершавшегося исторического перелома, подготавливавшего условия для дальнейшего движения вперед.
Натурально-хозяйственный строй феодального поместья не был простым возвратом к доменовому первобытному состоянию. Напротив, он в известной мере представлял собой предпосылку для нового развития товарного хозяйства, разрывая общество на отдельныеячейки, которые впоследствии вступят друг с другом в товарные рыночные отношения. Простейшая клеточка феодального общества — хозяйство непосредственного производителя-крестьянина, способное самостоятельно воспроизводиться, — была продуктом относительно высокой экономической зрелости человеческого общества. Византия и халифат никогда не достигли такой высокой ступени феодального развития, как народы Западной Европы.
Если хозяйство непосредственного производителя-крестьянина было основной клеточкой нового феодального общества, то хозяйство это неотделимо от противоположного полюса — от собственника земли, монополизированной классом феодалов. Оба полюса связаны отношением эксплуатации. Вокруг этого основного отношения вырастает вся сложная структура феодального общества. Иными словами, основным социальным расчленением феодализма является классовая противоположность крестьян и феодалов-землевладельцев.
2. Основные черты средневековой философии.
В целом философия средневековья
характеризуется следующими чертами:
- во-первых, ей был свойственен
Библейский традиционализм и ретроспективность,
поскольку Библия стала отправным источником
и мерой оценки любых теорий философии;
- во-вторых, поскольку Библия
понималась как свод законов бытия и повелений
Бога, особое значение приобретала экзегетика
- искусство правильного толкования и
разъяснения положений Завета;
- в-третьих, философии средневековья
была присуща тенденция к назидательству
и учительству.
Средневековье - это период VII-XV вв., хотя и эта периодизация во многом условна. Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миром, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству.
Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества.
Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются “купить” ее расположение и содействие.
Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание.
Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия. Богословские сочинения нацелены на рациональные обоснования догматов христианской веры, и философия играет роль методологической основы, не претендуя на отыскание истины, которая трактуется как откровение.
Центральными проблемами средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры и разума, которая легко интерпретируется как проблема соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского.
3. Блаженный Августин – выразитель идей патристики.
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв. (т.н. «святых отцов церкви» – Филон Александрийский, Юстин, Титиан, Теофил, Климент Александрийский, Ориген Александрийский, Тертуллиан), имевших гл. целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии. На этапе патристики происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе учения Иисуса Христа и философской системы Платона.
Основные идеи патристики: теоцентризм (
Крупнейший мыслитель этого периода – Августин Аврелий (Блаженный), причисленный католической церковью к лику святых. Он был священником, а позже епископом. Он разработал теологию христианства (работы «Исповедь», «О граде Божьем»). В онтологии Августин обосновывал догмат о сотворении мира Богом «из ничего». Бог не только упорядочил, организовал мир из вечной первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства (в т.ч. время). С идеей времени связана концепция исторического прогресса – постоянное изменение и развитие (и материальное, и духовное) общества от низшего к высшему, от града земного к граду Божьему.
Мир, созданный Богом, представлял навсегда установленную им иерархическую структуру. Ее подножие составляет неодушевленные тела, которые просто существуют. Над ними возвышаются растения, которые не только существуют, но и живут. Далее следуют животные, у которых к этим функциям прибавляется еще и функция ощущения. Душой, по Августину, обладает только человек, ибо только он изо всех земных существ в какой-то степени напоминает Бога.
В обществе, как и во всем мире, наличествует строгая иерархия, в которой высшее место он отводил церкви (“Граду Божьему”), а подчиненное – светской власти (“граду земному”). До тех пор, пока она соблюдается, в государстве царит мир и гармония, но стоит только ее нарушить, начинаются беды и смуты, ведущие к падению государства. “Град земной” и “Град Божий” – не просто два уровня власти в государстве, это два антагонистических начала, постоянная борьба которых определяет весь ход всемирной истории. Смысл же истории Августин видит в окончательной победе “Града Божия”, то есть распространения христианства по всему миру.
Августин считал природу человека двойственной,
сочетающей духовное и телесное начала. Главная
способность человеческого духа – способность
верить в Бога. Другая человеческая способность
– разум, с помощью которого человек познает
природу и общество. Разум подкрепляет
положения веры, но сам истину найти не
может. Лишь сочетание этих способностей
дает человеку возможность отказаться
от зла, направить жизнь к добру. Любой
человек способен сделать этот свободный
выбор. Ценность
4.Философия Фомы Аквинского
– вершина средневековой
Виднейшим представителем схоластики считается Фома Аквинский (Томас Аквинат), годы его жизни: 1225-1274. Он выходец из состоятельной семьи, родился в Неаполитанском королевстве близ местечка Аквино - отсюда и приставка к его имени. Фома был монахом доминиканского ордена, преподавал теологию в Парижском университете и в доминиканских школах Италии. Он является автором обширных трудов, за что после смерти был объявлен "ангельским доктором" и причислен к лику святых.
В своем объемном труде "Сумма теологии" Фома дал образец схоластического мышления и основанных на нем методов изложения теоретических проблем. Вместе с тем, он проявил себя как мастер систематизации и компромисса; мы имеем дело с теолого-философским синтезом веры и разума. Сам факт такого синтеза отражал ту обстановку, которая складывалась к XIII ст. в богословии. Дело в том, что в Европу стали проникать новые идеи с арабского Востока, где лучше знали труды Аристотеля и могли толковать их более свободно. По поручению Римской курии Фома переработал учение Аристотеля в христианско-католическом духе.
Рассмотрим некоторое положение философии Фомы Аквинского. Прежде всего - вопрос о соотношении философии, веры и знания (науки). Если у Аристотеля это соотношение выглядело так:
sophia - мудрость, первая философия; обоснование основ бытия
episteme - подлинное знание, т.е. обоснование причин
techne - умение, искусство
empeiria - опыт, реальное бытие
то в переработанном Фомой виде соотношение стало таким:
3. теология - наука в высшем смысле
2. философия - (теория перспективы, например)
1. наука - в обычном понимании (арифметика, геометрия).
Здесь п.п. 1 и 2 дают разумные истины, п. 3 - сверхразумные истины. Мудрость же у Фомы не зависит от всякого иного знания (как было у Аристотеля), она есть мудрость сама по себе. Если наука и философия описывают окружающий мир, то теология "объясняет", например, чудеса, как-то: исцеление больных, воскресение из мертвых, чудеса природы и т.д. Все это доступно только божественному уму, человеку же - лишь отчасти и не всегда.
В связи с этим Фома сформулировал ряд принципиальных положений:
1. Теология самодостаточна: она использует науку и философию в целях лучшего понимания божественных истин, но не зависит от них.
2. Истины теологии имеют своим источником откровение, а истины науки - чувственный опыт и разум. Поэтому они (теология и наука) не мешают друг другу, а лишь дополняют одна другую, существую в согласии. Он говорит: "Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге". Как видно, Фома высказывает относительно мягкую позицию, как бы примиряя их. Он говорит, что с помощью разума можно доказать истины (догматы) о бессмертии человеческой души, о существовании Бога, о сотворении мира и др. Но нельзя доказать догмат о воскрешении, святую Троицу, сотворение мира во времени, что такое Бог. Это прерогативы теологии.
Однако надо иметь в виду, что теология у Фомы выше науки, и если, как он пишет, разум не выполняет своей задачи в деле доказательства догматов, он становится бесполезным и есть опасность того, что он переродится в опасные заблуждения. В случае конфликта решающее слово остается за теологией (верой), которая выше всех рациональных доказательств. Не трудно догадаться, что наука здесь втянута в рамки христианской ортодоксии и ее место только там.