Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:07, реферат
Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение или патристика (II - VI вв.); 2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII - X вв.); 3) схоластика (XI - XIV вв.). В каждом из этих периодов обычно различают "рационалистическую" и "мистическую" линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. Обе эти линии вплоть до XIII в., когда произошел разрыв разума и веры, были нераздельны. Такому мышлению свойственно то, что называлось "схождением ума в сердце"; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозре
1. Периодизация философии
2. Особенности средневековой философии
3. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии
4. Теоцентризм средневековой философии
Содержание:
1. Периодизация философии
2. Особенности
средневековой философии
3. Средневековая
философия как синтез двух
традиций: христианского откровения
и античной философии
4. Теоцентризм
средневековой философии
1.
Периодизация философии
Средневековую философию условно можно
разделить на следующие периоды: 1) введение
или патристика (II - VI вв.); 2) анализ возможностей
слова, связанный с христианской идеей
творения мира по Слову и Его воплощения
в мире (VII - X вв.); 3) схоластика (XI - XIV вв.).
В каждом из этих периодов обычно различают
"рационалистическую" и "мистическую"
линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум
был мистически ориентирован, а мистика
рационально организована. Обе эти линии
вплоть до XIII в., когда произошел разрыв
разума и веры, были нераздельны. Такому
мышлению свойственно то, что называлось
"схождением ума в сердце"; это в свою
очередь требовало новых способов бытования
души: ими были умозрение, молитва, исповедь,
наставление, облеченное в форму притчи.
Именно потому, что философия составляла
с теологией единый идейный комплекс,
она развивалась не только в светских
школах (с XI в.) или в университетах (с XIII
в.), но прежде всего в монастырях, религиозных
орденах, среди которых наиболее известными
стали францисканцы (Александр Гэльский,
Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам)
и доминиканцы (Альберт фон Больштедт,
Фома Аквинский). Даже имена средневековых
философов и школ связаны с наиболее известными
соборами и обителями (Гуго Сен-Викторский,
Теодорик Шартрский, Бернард Клервоский,
Ансельм Кентерберийский).
Патристика подразделяется на раннюю,
доникейскую (II - IV вв.) и посленикейскую
(IV - VI вв.), греко-византийскую (Ориген,
Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит,
Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.)
и латинскую (Августин, Боэций и др.). Греко-византийская
философия отводит решающее место непосредственному
созерцанию Бога в' интуитивном акте, т.е.
мистицизму, в то время как латинская мысль
развивается внутри пересекающихся линий
мистицизма и рационализма. Огромное значение
в этот период имели споры с неоплатонизмом,
гностицизмом и ересями.
Философствование, выявляющее возможности
слова, - это фактически все средневековое
философствование, его можно выделить
в отдельный период весьма условно, подразумевая
христианизацию новых ареалов - территорий
будущей Западной Европы. Важнейшие его
представители - папа Григорий Великий,
Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный,
магистры Каролингской академии, прежде
всего Алкуин. Особняком в этом ряду стоит
великий философ Иоанн Скот Эриугена.
Период, связанный со схоластическим методом
исследования, можно разделить надвое:
ранний (XI - XII вв.) и поздний (XIII - XIV вв.).
Представителями раннесхоластической
философии являются Иоанн Росцелин, Ансельм
Кентерберийский, Петр Абеляр, Бернард
Клервоский и другие. Позднесхоластический
период представляют Раймонд Лул-лий,
Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский,
Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы
"экспериментальной философии" Роберт
Гроссетест, Роджер Бэкон и др. Позднесхоластический
период характерен влиянием арабской
философии (Авиценна, Аверроэс), физических
и метафизических идей Аристотеля; это
привело к формированию идеи двух истин:
разума и веры.
2.
Особенности средневековой
философии
1. В отличие от античности, где истиной
надо было овладевать, средневековый мир
мысли пребывал в уверенности об откровенности
истины в Священном Писании (Библии). Идея
откровения была разработана отцами церкви
и закреплена в догматах. Так понятая истина
сама стремилась овладеть человеком, проникнуть
в него. На фоне греческой мудрости, эта
идея была совершенно новой. Полагалось,
что человек рожден в истине, что он должен
постичь ее не ради себя, но ради нее самой,
ибо ею был Бог, воплощением которого на
земле являлся Христос в единстве Божественной
и человеческой природ. Потому дольний
мир, соответственно и человеческий разум
изначально мыслились встроенными в высшую
реальность, причащаясь ей. Причащенный
разум - это определение средневекового
разума. Функции философии заключаются
в том, чтобы обнаружить правильные пути
для осуществления причастия: этот смысл
и заключен в выражении "философия -
служанка богословия".
2. Основаниями средневековой философии
были теоцентризм, провиденциализм, креационизм,
традиционализм. Опора на авторитеты,
без которых немыслима обращенность к
традиции, объясняет идейную нетерпимость
к ересям.
В условиях заданности истины основными
философскими методами были герменевтический
и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим
и лингвистико-семантическим анализом
слова. Поскольку Слово лежало в основании
творения и соответственно было общим
для всего сотворенного, то оно предопределило
рождение проблемы существования универсалий.
С попытками решения проблемы универсалий
связаны три философских течения: концептуализм
(существование общего вне и внутри конкретной
вещи), реализм (существование общего вне
и до вещи) и номинализм (существование
общего после и вне вещи). В то время, когда
средневековая философия представлялась
хранителем античных традиций, реализм
считался единственно правильным подходом
к решению проблемы универсалий. Появление
номинализма свидетельствовало о распаде
средневекового мышления, а концептуализм
рассматривался как сочетание умеренного
реализма с умеренным номинализмом. Однако
исследования средневековых текстов показали,
что важнейшую роль в понимании христианского
боговоплощенного мира играл именно концептуализм.
Попытки разрешения проблемы универсалий
открывали возможности обнаружить процедуры
сопричастности земного и горнего миров.
В контексте теологически ориентированной
культуры логика, бывшая вместе и инструментом
философии и самой философией, представляла
собой особые способы созерцания Бога,
позволявшие строить между Ним и человеком
субъект - субъектные отношения. По существу,
такая логика непременно становилась
теологикой.
3. Средневековое Слово в зависимости от
его векторности претерпевало двойное
преображение: воплощение (Божественного
Слова) и раз-воплощение (при направленности
Слова от человека к Богу). Слово было наивысшей
реальностью именно в силу его существования
в двух модусах. Мир мыслился существующим
потому, что было сказано, что он существует.
Сказание вело к существованию, но при
этом любое сотворенное существо, оставаясь
причащенным Творцу, не могло быть пассивным:
вещь начинала ведать о себе, иной вещи
средневековье не знало. Любая вещь в силу
акта творения Богом - Верховным субъектом,
была субъектной и соответственно личностной
- Северин Боэций назвал ее субъект-субстанцией.
4. Идеи субъектности и личностности находились
в тесном отношении со смыслом воплощенного
Слова, не имевшего аналогов ни в одной
из предшествующих религий и философских
умозрений. Инкарнация (воплощение) - не
вселение Бога в тело. Явление богов в
человеческом облике, известное у греков,
не означало их становления человеком.
В христианстве вочеловечение Бога включает
в себя жертву, принимаемую распятым Сыном
человеческим, т.е. предполагает внутренние
таинственные богочеловеческие отношения,
теологическим истолкованием которых
служит учение о Троице. Воплощение Слова,
приобретение духом своей окончательной
действительности означает, что логос
освобождается от спиритуалистического
характера. Единственность и неповторимость
акта искупления привели к включению исторического
в сферу европейской мысли. Если история
философии есть история богопознания,
то в обращении философов к Богу реализуется
их свободная воля. История философии
есть история мысли, выбирающей Бога.
5. Новое время привыкло считать, что философия
- это мышление в понятиях и что она представлена
авторами. В средневековье же, ориентированном
на авторитет, не было авторов в принятом
смысле слова. Истинным автором как мира,
так и слова о мире считался Бог, авторитетами
- отцы церкви. Выражение мира в понятиях
было лишь одним из вербально-интеллектуальных
способов его осмысления. Принцип креационизма,
лежащий в основании христианского отношения
к миру, предполагал, что всеобще-необходимое
знание принадлежит только Богу. Следовательно,
возникшая в античности логика, рассчитанная
на выявление истинного и ложного суждения,
перестает быть равноправной с логикой
диспута. На человеческом уровне роль
всеобще-необходимого знания начинала
исполнять этика, цель которой состоит
в поисках регулятивов для реализации
идеи спасения. Они выражали в идеях самосознания,
поступка, совести (как нравственного
отношения к поступку) интенции осознанности
поступка, личной ответственности. Путь
к достижению спасения лежал через вопрошание
собственной души, прямо ставящее человека
перед Богом, т.е. самопознание понимается
как бого-познание, но совершаемое определенным
образом: при самопознании мысленно расставляются
основания мышления и основания веры.
Потому исповедь есть не только процедура
причащения Богу, но есть философствование,
примером чему является "Исповедь"
Аврелия Августина (354 - 430), где очевидна
личная, вопросительная позиция философии
относительно несомненности веры.
6. Познавательные акты суждения при такого
рода познании оказываются нагруженными
актами нравственного суждения, а механизмы
познавательных актов оказываются механизмами
нравственных актов спасения.
7. Всякое знание (помимо этического) приобретает
модальный, или правдоподобный, характер.
Потому в средние века приоритетным было
диалектическое знание, а не формально-логическое,
а способом мышления - тропы (метафора,
метонимия, синекдоха, ирония и пр.), поскольку
любое точнейшее рассуждение перед непостижимым
- всего лишь вероятное рассуждение. Формой
представления знания стали трактат (от
лат. tracto - обсуждаю) или диалог. Средневековую
диалектику, сопровождаемую любовью к
Богу, современный австрийский философ
Р. Томас назвал "медитативной диалектикой".
8. Средневековье обнаружило огромные
возможности неопредмеченного мышления,
предполагавшего, с одной стороны, доказательство,
основанное на примерах, а с другой - требовавшего
комментария библейских текстов, который
есть речевая встреча смыслов Божественного
откровения и человеческого постижения.
В речевом диалоге, принявшем форму диспута,
была создана возможность формирования
такой диалектики, понятия которой одновременно
- двуосмысленно - направлялись на сакральное
и мирское, образуя особый способ познания.
Идея двуосмысленности, или эквивокации
становится одной из важнейших философских
идей. Само философствование осуществляется
в момент чтения авторитетного текста
или в момент его комментирования, т.е.
оно всегда в настоящем, где вечное прикасается
к временному. Философия через комментарий
обнаруживала в себе теологическую сущность,
понимая удвоение сущего как общего для
мира людей и как Божественного всеобщего.
Потому наряду с унаследованными от античности
понятиями (бытие, сущность, или субстанция,
количество, качество, отношение) огромное
значение приобретают идеи ничто, присущности,
интуиции, эквивокации, статуса вещи, интенции,
субъект-субстанции, персоны, сингулярности,
концепта, трансляции.
9. В силу акта творения человека по образу
и подобию Бога, а также в силу дарованной
человеку способности разумного причащения
Богу человек впервые рассматривается
как личность, деятельность которой основана
на свободе воли. Вопрос о свободе воли
тесно связан с вопросом о Высшем благе,
которым является Бог, зле, которое толкуется
как нехватка блага, и предопределении.
Смысл свободы воли связывался не с подчинением
необходимости, а с определением поступков
совестью и свободным выбором.
3.
Средневековая философия
как синтез двух
традиций: христианского
откровения и античной
философии
Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских
общин первоначально формировались в
противостоянии языческому миру. Однако
по мере того как христианство приобретало
все более широкое влияние и распространение,
а потому стало нуждаться в рациональном
обосновании своих догматов, появляются
попытки использовать для этой цели учения
античных философов. Разумеется, при этом
им давалось новое истолкование.
Таким образом, средневековое мышление
и миросозерцание определяли две разные
традиции: христианское откровение, с
одной стороны, и античная философия -
с другой. Эти две традиции, конечно, не
так легко было согласовать друг с другом.
У греков, как мы помним, понятие бытия
было связано с идеей предела (пифагорейцы),
единого (элеаты), то есть с определенностью
и неделимостью. Беспредельное, безграничное
осознавалось как несовершенство, хаос,
небытие. Этому соответствовали приверженность
греков всему завершенному, обозримому,
пластически оформленному, их любовь к
форме, мере, соразмерности.
Напротив, в библейской традиции высшее
бытие - Бог - характеризуется как беспредельное
всемогущество. Не случайно своей волей
он может останавливать реки и осушать
моря и, нарушая законы природы, творить
чудеса. При таком воззрении на Бога всякая
определенность, все, что имеет границу,
воспринимается как конечное и несовершенное:
таковы сотворенные вещи, в отличие от
их творца.
Если представители одной традиции склонны
были видеть в Боге прежде всего высший
разум (и поэтому сближались с античными
платониками), то представители другой
подчеркивали как раз волю Бога, которая
сродни Его могуществу, и видели в воле
главную характеристику божественной
личности.
4.
Теоцентризм средневековой
философии
Религиозная картина мира содержит те
основные представления о мире, которые
уточняет, детализирует, рационально выражает
средневековая философия, тем самым выходя
за ее рамки.
Главной отличительной чертой средневековой
философии является теоцентризм: Бог-творец
мира является главной темой философских
размышлений. Бог является также фокусом
всех философских представлений о мире:
Бог есть бытие, Бог есть жизнь, Бог есть
Истина, Добро и Красота. Таким образом,
теоцентризм проявляет себя во всех разделах
философии.
Теоцентризм в онтологии
Все средневековые философы согласны,
что бытие – это Бог, различие – в трактовке
степени причастности к бытию тварного
мира. В философии Августина Аврелия (наиболее
видный представитель патристики) и Фомы
Аквинского (схоластика) представлены
два наиболее характерных для средневековой
философии решения этой проблемы.
Августин Аврелий резко противопоставляет
Бога и мир. Бог – это бытие, а «этот мир
идёт, куда и шёл – к небытию, и терзает
душу смертельною тоскою», – пишет он
в своей «Исповеди». Как видно из цитаты,
Августин решает проблему бытия аналогично
Платону. «Мир идей» Платона стал мыслями
в уме христианского Бога, а «мир теней»
– слабое, несовершенное их отражение,
находящееся между бытием и небытием.
Фома Аквинский, вслед за Аристотелем,
выделяет два уровня бытия: актуальный
и потенциальный, которые едины как форма
и материя. Актуальное бытие – это Бог,
материальный мир тоже является бытием,
но только потенциально.
Теоцентризм в гносеологии
Постижение природы лежит на путях постижения
Бога: весь земной мир – это символическое
воплощение мира небесного. Расшифровкой
символов, проникновением в их смысл и
занимается средневековая философия.
Однако главным объектом познания для
средневекового философа является не
природа, а священный текст Библии – богооткровение.
Постижение этой Истины, которую Бог открыл
людям, требует прежде всего веры. Для
постижения Бога недостаточно одного
интеллекта: необходимы добрая воля и
чистое (непорочное) сердце. Поэтому вся
средневековая философия вопрос о соотношении
веры и знания решает однозначно: вера
выше знания. Роль же разума и рационального
знания оценивается по-разному: от полного
противопоставления его вере до признания
за ним роли помощника веры.
Теоцентризм в учении о человеке
В теоцентрической философии самопостижение
человека осуществляется в виде постижения
Бога. Средневековый мыслитель ищет истину
не для себя, наоборот, он хочет жить ради
истины, пребывать в истине, служить истине.
По сравнению с античным космоцентризмом
это шаг вперёд в понимании субъективности,
в формировании личностного начала в культуре:
человек постигает себя не как часть природного
космоса, а как часть абсолютной личности,
пока ещё не мысля личностью самого себя.
Самого себя человек мыслит как образ
и подобие бога, как высшее творение бога,
но несовершенное по сравнению с Творцом
существо.
Теоцентризм в учении об обществе
Христианские мыслители скептически относятся
к «царствам земным», которые, в лучшем
случае, могут быть лишь несовершенным
отражением «царства небесного». Высшая
форма общности людей – общение в духе,
общение в Боге.
Вектор исторического времени направлен
в будущий Град Божий, сошествие которого
с небес на землю описывается в Откровении
Иоанна Богослова, где воскресшие и ныне
живущие праведники всех времен и народов,
обретя вечную жизнь, склонят свои головы
перед Агнцем Божьим. Именно Христос, а
не Кесарь (какой-либо земной правитель,
несовершенный, как и все люди) будет править
в этом будущем Граде.
Список
использованной литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2003. - 608 с.
2. Философия. Конспект лекций_Алексеев
В.О_2008 -160 с.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция,
с изменениями и дополнениями — М., 2005.
— с. 672.
4. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб.
и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина,
В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
5. Введение в философию: Учеб. пособие
для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика,
2003. - 623 с.
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие
/ В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой.
– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.