Средневековое мышление как опыт игнорирования жизни. Догматизм знания и сакрализация истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 11:09, доклад

Описание работы

В средневековом мышлении мир делится на небесный и земной. Поскольку первый из них является высшим и определяет второй, центральным объектом познания, понимания и почитания является именно небесный мир, без которого земной не может ни существовать, ни быть понятым. Однако высший мир доступен познанию только в определенных и весьма ограниченных пределах, многие его аспекты вообще не могут быть рационально поняты. Частично он познается сам по себе, благодаря Откровению, а частично через свое определяющее участие в низшем, земном мире. Последний интересен и важен не сам по себе, а прежде всего в той мере, в какой в нем проявляется высшее содержание.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

В Средние века произошел отказ от рациональных методов древнегреческой (античной) философии в объяснении мира и была создана новая модель мира, соответствующая духу христианского учения.

Материалистическая тенденция в понимании "пустоты" как содержательной, определённой, и т. п. - осталась нереализованной до ХУШ-ХП века. Хотя в стихийной, языческой форме, определенность пустоты осознавалась в большинстве культур Востока и Запада.

С Византии и началось многокачественное и противоречивое развитие понятие "молчания", где мы обнаружим развёртывание богатства его значений и мировоззренческую абсолютизацию.

Роль молчания в различных доктринах эпохи, ознаменовавшей конец античности и начала средневековья.

Для христианства молчание также сопряжено с тьмой, бесплодностью, ничто, и одновременно через него происходит единственно истинное его приобщение, проявляется причастность к богу… «Молчание как тайна будущего века»

Для 14-15 вв. характерен интерес к молчанию сквозь призму идеологических течений неоплатонима, исихазма. Оппозиция понятий "пустота", "молчание", "ничто" и т. п. к Богу и тем самым наиболее полное его выражение в христианстве приняло однозначную интерпретацию у различных авторов. Молчание - слово, но и придаёт молчанию "божественность", как форму максимального выражения, недоступную слову.

В древнекитайской философии категория молчания также была сопряжена с категорией пустого как центральной категорией. Категория пустоты окончательно сформировалась в философии китайского буддизма. Для Хань Фей-цзы - пустота "как состояние, когда разум не испытывает никаких ограничений. Объективированная "пустота", как основа, средство, цель познания на Востоке. характеризуется возрастанием общности употребляемых понятий, и кроме этого, - увеличением значений содержания сопуствующих понятий в частности "молчания".

Молчание - взятое не как бессмысленное состояние бездумной и бессловесной твари, а в качестве значимого, семантически насыщенного акта человека - служит одной из важнейших категорий религиозной культуры. Так обстоит на Востоке, особенно в ареале, подвергшемся влиянию буддизма: в Китае, Корее, Японии. Так раньше обстояло и на христианском Западе.

 

Начало схоластики приходится на IX столетие, и ее развитие продолжается до конца XV столетия. Метод схоластической философии был предопределен еще в ее исходных посылках. Речь идет не о нахождении истины, которая уже дана в откровении, а о том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Из этого вытекают три цели: первая - с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; вторая - придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов; третья - используя философские аргументы, исключить критику святых истин. Все это не что иное, как схоластический метод в широком смысле слова.

В узком смысле слова схоластический метод состоит в формально-логической операции вывода: из противоположных тезисов, возражений “за” и “против” путем выявления различий выводятся заключения, которые служат для того, чтобы эту схоластическую диалектику использовать для подтверждение содержания христианства.

Схоластики чтили древних философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали всю возможную для человека истину: преимущество теологии перед философией заключается как в том, что она имеет высший принцип познания, так и в том, что она обладает высшими истинами, которых разум не может достигнуть сам собою. Эти откровенные истины у схоластиков собственно и составляли существенное содержание их систем, философия же служила только вспомогательным средством для задач богословия.

Теология – учение о богословии философскими методами.

 

1. Средневековое мышление как опыт игнорирования жизни под игнорированием жизни тут понимается игнорирование мира вещей и эмпирического познания. Мир не так уж и важен, поскольку вторичен по отношению к Богу. 
2. Догматизм знания и сакрализация истины. В схоластике существовали только "царские пути" к истине - те, которые проложили непререкаемые авторитеты. Истину знает Бог, человек может ее познать только благодаря божественному откровению.

3. "Вневременной" образ мысли. Взгляд на вещи с точки зрения Абсолюта: если истина возможна только в божественном, то чтобы увидеть истинное положение дел нужно смотреть на мир с точки зрения божественного (насколько это возможно). 
4. Интеллектуальный поиск и созерцание абсолюта. Обычно схоласты признавали 2 пути познания: разум - путь долгий и тернистый, т.к. человеческий разум - только отблеск божественного, и быстрый путь - мистическое созерцание , но он доступен только избранным... 
5. Средневековое молчание как феномен культуры. Из высокого статуса мистического познания вытекает значимость молчания. Мистический опыт словами не передается, а "о чем нельзя говорить, о том следует молчать"(с). Вообще, молчание - это еще и отсылка к апофатическому богословию Дионисия Ареопагита: Бог не есть ни один из земных предметов, так что сказать о нем напрямую нечего. Остается только молча намекать


Информация о работе Средневековое мышление как опыт игнорирования жизни. Догматизм знания и сакрализация истины