Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:13, доклад
Философия средневековья - это особое явление духовной жизни того периода. Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею утрачены. Возникла новая парадигма, составляющая самые глубинные основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы.
Философия средневековья
- это особое явление духовной жизни
того периода. Былые признаки самостоятельности,
свойственные философии античного
рабовладельческого общества, ею утрачены.
Возникла новая парадигма, составляющая
самые глубинные основания
История средневековой философии уходит своими корнями в первые века новой эры. В работах первых христианских мыслителей мы видим попытки использования идей античной греческой и римской философии в целях обоснования религиозных догматов и идей. При этом возникает нечто новое по сравнению с философией в ее классическом понимании, а именно - некое подобие синтеза ряда положений философии и богословия исключительно в интересах богословия. Роль философии сводится к служению религии. «Поэтому более точным будет говорить не о философии как таковой, а о теологии (от греч.theos - бог, logos - учение), представляющей собой богословское учение, включающие в себя элементы философии»[1].
В литературе принято делать всю средневековую философию на два периода, имеющих качественное отличие, а именно - патристику и схоластику. Патристика (от лат. pater - отец) - учение основателей богословия, заложивших основы христианской теологии в упорной борьбе против еретических идей. Это происходило в период с I по VIII (V) века. Схоластика (от греч. школа) представляла собой сугубо школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально-логических рассуждений доказывались догмы христианства. Схоластика формировалась в период с VIII (V) по XII ст. и ее расцвет приходился на XIII - XIV века. Затем она прекращает свое существование, уступая место идеям эпохи Возрождения и Нового времени.
Ревеляционизм (от лат. revelatio
- откровение) относится к принципу познания
мира; он состоит в том, что самый надежный
способ познания божественных истин состоит
в постижении скрытого смысла священных
писаний, заключающих в себе божественное
откровение. рациональное познание не
исключается, но божественное откровение
считается высшим и более значимым для
человека. Бог открывает человеку свою
волю, глубочайшие смыслы, истины бытия;
они запечатлены в Священном писании.
В Библии – ключи к смыслам природного
и человеческого мира, к тайнам отдельной
жизни и спасения. Во многом именно принцип
ревеляционизма определял догматизм, авторитаризм, традиционализм культуры
(в частности теоретической) христианского
средневековья. В христианской философии
ценились точность воспроизведения авторитетных
идей, умение дедуцировать (дедукция –
метод познания от общего к частному) из
них знания, кроме того – книжная эрудиция,
дидактизм, предполагающий способность
накапливать в большом количестве, систематизировать
и передавать знания, убеждать и разъяснять.
Этим объясняется тот факт, что философия
этой эпохи много занималась формально-логическими
изысканиями (особенно в схоластике). Индивидуальное
новаторство в философии стало поощряться
с XII – XIII вв., до этого – если и принималось,
то не в области основоположений, а в приёмах
их разработки. В целях понимания Откровения
развивалось искусство толкования Священных
текстов – экзегетика. Мыслители христианского
средневековья использовали символический подход и к объяснению
Писания, и к объяснению любых явлений
в мире. В этой связи развивалась герменевтика – искусство толкования
и семиотика – учение о знаках. Выделялось
несколько уровней смыслов: внешний и
внутренний, буквальный, моральный, божественный.Ревеляционизм.Сог
Таковы важнейшие инварианты, позволяющие отнести православие и католицизм к одному духовному универсуму, знакомство с которым совершенно необходимо, если мы хотим составить сколько-нибудь полное и объективное представление об истории христианской религиозной мысли.