Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:23, контрольная работа
Заслуга средневековой философии в том, что она культивировала логику. Средневековую логику называют схоластической, во многом потому, что она опиралась, прежде всего, на формальную логику Аристотеля, на его силлогизмы. Отсюда излишняя формализованность доказательств. Однако в богословских спорах была выработана такая виртуозная логика, которую трудно превзойти и сейчас. Логические приемы оттачивались не только в попытках выработать доказательства бытия Божия. Подлинно логический спор и логическая аргументация была сформулирована в дискуссиях о природе универсалий, в рамках которого оформляются два научных направления средневековой мысли – номинализм и реализм.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Номинализм и реализм………………………………………….6
2.Борьба номинализма и реализма в средневековой философии……………..…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Ижевский
государственный технический
М.Т. Калашникова"
Кафедра "Финансы и кредит"
Контрольная работа
по дисциплине "Философия"
на тему "Средневековый номинализм и реализм: спор об универсалиях"
Выполнил: студент гр. Б 01-521-4 ЗТ
Научный руководитель: доцент
Ижевск – 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Номинализм и реализм…………………………
2.Борьба номинализма и
реализма в средневековой
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Средневековье (особенно XIII в.) отмечен расцветом философии и теологии. Именно тогда появляются такие мыслители как Пьер Абеляр, Дунс Скот, Уильям Оккам, Фома Аквинский и др. По всей Европе создаются университеты, а преподавание там натурфилософии (большей частью на основе вновь открытых трудов Аристотеля) явилось важным подготовительным этапом для последующих достижений в философии и науке.
Заслуга средневековой философии в том, что она культивировала логику. Средневековую логику называют схоластической, во многом потому, что она опиралась, прежде всего, на формальную логику Аристотеля, на его силлогизмы. Отсюда излишняя формализованность доказательств. Однако в богословских спорах была выработана такая виртуозная логика, которую трудно превзойти и сейчас. Логические приемы оттачивались не только в попытках выработать доказательства бытия Божия. Подлинно логический спор и логическая аргументация была сформулирована в дискуссиях о природе универсалий, в рамках которого оформляются два научных направления средневековой мысли – номинализм и реализм.
Контрольная
работа состоит из двух глав,
последовательно раскрывающих
1.Номинализм и реализм
Реалисты
(от лат. realis – реальный) утверждали, что
универсалии(Универсалии (от лат. universalis) –
общие понятия, то есть наиболее широкие,
обобщающие большой класс предметов слова.
Так, например, универсалиями являются
понятия «человек», «животное», «растение»,
«небесное тело» и многие другие. В средневековой
философии обсуждался вопрос о том, существуют
ли эти общие понятия реально, сами по
себе, так же как и вещи, или же они – всего
лишь названия и поэтому существуют только
в качестве слов, и не во внешнем мире,
а в нашем уме) существуют реально как мысли Бога, являющиеся
прообразами всей индивидуальной множественности.
Такую позицию занимали, в частности, уже
знакомый нам Эриугена и Анселъм Кентерберийский
(1033–1109) – виднейший философ-богослов,
известный своим онтологическим доказательством
бытия Бога. Отправляясь от иерархичности
структуры мира, которая представляет
разные ступени совершенства, Ансельм
пришел к заключению о существовании Абсолютного
Совершенства, которым является Бог. Бытие
Бога, таким образом, выводится из понятия
Бога как всесовершенной сущности. Позже
это доказательство не раз подвергалось
критике по тем мотивам, что нельзя из
понятия выводить бытие, ведь мыслить
в понятиях можно и несуществующее. Но
данная концепция согласуется с позицией
реализма: высшие понятия существуют до
вещей и их превосходят.
Номиналисты (от лат. потеп – имя), напротив,
отрицали существование универсалий,
которые, по их мнению, есть лишь имена
вещей и в таком виде существуют лишь после
вещей. Сторонником крайнего номинализма
был Иоанн Росцелин (ок. 1050– ок. 1120). Он
доказывал, что реально существуют только
единичные вещи, а универсалии – всего
лишь звуки, «колебания голоса». Только
язык позволяет нам создать слово «человек»,
в действительности же могут быть Платон,
Сократ, Ансельм и другие люди. Анализируя
в таком ключе догмат Троицы, Росцелин
пришел к неприемлемому для Церкви выводу:
не может быть какой-то единой сущности,
которая бы объединила в себе три отдельных
лица, или ипостаси. Поэтому вполне естественно,
что учение Росцелина было объявлено Церковью
«ересью тритеизма» (трехбожия).
Реализм и номинализм выступали как в
крайних, так и в умеренных формах. Представителем
умеренного номинализма, или концептуализма,
был Пьер Абеляр (1079 – 1142). В отличие от
Росцелина он считал, что универсалии
существуют не только после вещей, но и
в самих вещах. Общие понятия – не только
имена, ибо им соответствует реальное
существование сущности в индивидуальных
вещах. Следовательно, понятие «человек»
больше, чем только звуковое явление, –
это концепт, которому соответствует реальность
общечеловеческого, существующего во
всех людях. В вопросе об отношении веры
и знания Абеляр занимал преимущественно
рационалистическую позицию, считая, что
вера становится понятнее при помощи доводов
разума. В отличие от Августина и Ансельма,
следовавших принципу «верую, чтобы понимать»,
Абеляр, подобно Эриугене, исходил из тезиса
«понять, чтобы уверовать». Обоснованию
ценности знания он посвятил много страниц
своих сочинений.
2.Борьба номинализма и реализма в средневековой философии
Одной из важнейших проблем, оживлённо обсуждавшейся в средневековой философии, была проблема универсалий. Под термином «универсалии» (от лат. universalis – общий) имелись в виду общие понятия, то есть те понятия, которые охватывают некий класс объектов. Проблема универсалий подразумевала вопрос об онтологическом (бытийственном) статусе общих понятий и мыслительных конструктов. Нужно было определить, существуют ли они наравне с единичными вещами в реальности? По сути, дискуссия велась по вопросу о том, предшествуют ли универсалии и вообще любые идеальные конструкты материальным объектам, или они являются лишь абстракцией, порождённой деятельностью сознания человека, то есть вторичны по отношению к материальным объектам. В споре номиналистов и реалистов мы имеем определяемую историческими условиями средневековья форму противостояния по решению основного вопроса философии, хотя и выраженную в казалось бы одном из частных вопросов гносеологии.
Реалисты (res (лат.) – вещь)[1] считали, что понятия существуют наряду с вещами. По сути, они являлись продолжателями крайней объективно идеалистической линии Платона в философии, согласно которому идеи существуют наравне с вещами материального мира. Понятия, по мнению реалистов, не только существуют в реальности, но и порождают сами вещи. Реалистами были такие столпы схоластики как Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Так, Фома считал, что универсалии могут существовать в троякой форме: 1. до вещей (в уме Бога). Это идеи, по которым Бог создавал мир и конкретные объекты. Здесь в воззрениях Фомы прослеживается влияние Платона. 2. в вещах (как их сущность, форма). В этом можно увидеть близость к основным положениям философии Аристотеля. 3. после вещей (в мысли человека). Этот вид универсалий образуется в уме человека в результате познания сущности вещей. Выделяют два направления внутри средневекового реализма: 1. Крайний реализм и 2. Умеренный реализм. Сторонники крайнего реализма считали универсалии существующими независимо от бытия вещей, а умеренные реалисты, исходя от позиции не Платона, а Аристотеля, полагали, что универсалии могут существовать лишь в единичных вещах.
Ближе к материализму
в решении вопросов гносеологии стояли
номиналисты (nomen (лат.) – имя), утверждавшие,
что понятия не существуют наравне с вещами,
что они не более чем имена, названия, являющиеся
результатом познавательной деятельности
человека. Таким образом, номиналисты
признавали, что существуют лишь отдельные
вещи. Основателем последовательного
номинализма считается Росцелин (1050 –
1120), объявивший, что все понятия не более
чем простое сотрясение воздуха языком
и отрицавший бытие общего в целом.
Однако знаменитый французский философ
Пьер Абеляр (1079 – 1142) сформулировал теорию
умеренного номинализма, которую стали
называть концептуализмом (conceptus (лат)
– понятие). Согласно Абеляру, в объективном
мире нет ничего общего, но общее существует
в сознании человека, то есть обладает
субъективной реальностью, являясь продуктом
его познавательной деятельности. Номиналистами
были также мыслители позднего средневековья
Дунс Скот (1266 – 1308) и Уильям Оккам (1285 –
1349). После некоторых колебаний католическая
церковь признала реализм своей официальной
доктриной и подвергла номиналистов преследованиям,
обвиняя его теоретиков в ереси.
Не следует смешивать
различные значения слова «
Заключение
Таким образом, согласно учению номиналистов,
универсалии существуют не до, а после
вещей. Крайние номиналисты, к которым
принадлежал, например, Росцелин (XI–XII
века), даже доказывали, что общие понятия
суть не более чем звуки человеческого
голоса; реально лишь единичное, а общее
– только иллюзия, не существующая даже
в человеческом уме.
Спор номиналистов и реалистов возник
в связи с проблемой единичного и общего,
как она ставилась еще у Аристотеля, различавшего
первичные и вторичные сущности и затруднявшегося
в определении онтологического статуса
тех и других.
Список литературы:
1. Френкель Α., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М., 1966, гл. 5;
2. Нарский И.С. Проблема универсалий и дискуссия на XVI Всемирном философском конгрессе. – В кн.: Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. М., 1981;
3.«Введение в философию. Учебник
для вузов», С.-П, 1999г.
4.Спиркин А. Г. «Основы философии», М, 1991
г.
5.Большой энциклопедический словарь,
М, 2001 г.
6. http://www.philosophyday.ru/
7. http://www.rosdiplom.ru/
Информация о работе Средневековый номинализм и реализм: спор об универсалиях