Становление и развитие рационализма в философии Р. Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

Помимо логики ещё один приём философского мышления обеспечивает целостность философии. Каждое новое течение в философии, новая идея или новая философская школа соотносит себя с предшествующими философскими концепциями, предоставляя критический анализ этих концепций в рамках своей новой парадигмы. Например, знаменитая работа Иммануила Канта, «Критика чистого разума» содержит критический анализ концепций рационализма и эмпиризма. Таким образом, логика и критический анализ являются столпами философского мышления и обеспечивают целостность философии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..2

Рене Декарт. Биография……………………………………………………………………….3

Становление и развитие рационализма в философии Р. Декарта…………………………..6

Методы и формы научного познания………………………………………………………...8

Заключение……………………………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

филисофия Рене Декарта.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

    Абстрагирование - прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.

      Все перечисленные общелогические методы используются, разумеется, и в научном познании. В нем принято также выделять методы эмпирического уровня познания - наблюдение, измерение, эксперимент, и методы теоретического уровня познания - идеализация, формализация, моделирование, системный подход, структурно-функциональный анализ и т.д.

      Научное наблюдение - это не просто рассматривание окружающих вещей непосредственно или с помощью инструментов (телескопа или микроскопа), но сложный и опосредованный процесс, включающий в себя замысел, систему методов, осмысление результатов, дешифровку, раскодирование, интерпретацию полученных данных. Наблюдение всегда осуществляется в рамках какой-либо научной теории с целью ее подтверждения или опровержения. Таким же всеобщим методом научного познания является эксперимент, когда в искусственных условиях воспроизводятся условия естественные. Неоспоримым достоинством эксперимента является то, что его можно неоднократно повторять, каждый раз вводя новые и новые параметры. Первые эксперименты в истории науки провел Галилей, который бросал шары с Пизанской башни, пытаясь определить ускорение свободного падения. Эксперименты проводятся и в гуманитарных науках, например в социологии, когда группе людей предлагаются новые условия работы или новые формы оплаты, управления, самоуправления и т.д.

     В целом нужно сказать, что благодаря методам и формам познания, разрабатываемым наукой с античных времен до наших дней, создалась стройная, разветвленная, всеохватывающая, постоянно изменяющаяся картина мира и появилась вера в то, что наука может ответить на все самые важные и самые актуальные проблемы человеческой жизни. Однако постоянные кризисы, сотрясающие науку, тот факт, что она не может справиться или предотвратить социальные потрясения, уменьшить горе и страдание в мире, породили скептицизм относительно возможностей науки, показали, что наука - одна из сфер человеческой практики, а научное объяснение мира - лишь одно из возможных объяснений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

    Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства – от латинизированной формы имени Декарт. Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как идеализма, так и материализма. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С другой стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Декарта одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени.

    Рене Декарт был выдающимся математиком своего времени. А я убеждена, что развитие этой науки дало толчок развитию естествознания. Те достижения в науке, которых добился Декарт, указывает на неоспоримую значимость его учений в области познаний. Доказательство Рене Декарта действительно по душе мне, оно близко к моему мироощущению.

    Им единолично сделаны и сформулированы законы инерции, преломления и отражения лучей, сохранения и измерения движения, алгебры переменных величин, условных рефлексов у животных, относительности движения, ввел использование в математике и физике оси координат X, Y, Z. Он автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта).

    Он создал философию, которая еще при его жизни превратилась в доминирующую в философской мысли Европы школу и направление, которая взяла его имя (Де Карт, по латыни - Cartesius) - картезианство. В основе философии Декарта дуализм души и тела, мыслящей и протяженной субстанции. Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, непосредственная достоверность сознания ( мыслю, следовательно, существую ). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления.

    Он вел постоянную и огромную переписку почти со всеми своими выдающимися современниками. И это при том, что Декарт не был человеком богатырского здоровья и что его слабый организм свела в могилу небольшая простуда на сырых улицах Стокгольма. В одну из своих поездок Декарт простудился и по возвращении из дворца слег: у него обнаружилось воспаление легких.

     11 февраля 1650 года, на девятый день болезни, Декарта не стало.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Дунаева Н.Н. Философия.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

 

2.  Жаринов В.М. Философия.  Учебное пособие для студентов  и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005.

 

3.  Жаринов В.М. Философские  и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005.

 

4.  Золотухина-Аболина  Е.В. Страна философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

 

5.  Мир философии:  Книга для чтения: В 2-х ч.  Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991.

 

6.  Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1997.

 

7.  Философия. / Под  общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – Минск: Наука, 1993.

 

8. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Пер с лат. и франц. Т. 1/Сост., pед., вступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль,1989.

 

9. Фишер, Куно. История Новой философии. Декарт: Его жизнь, сочинения и учение. - СПб.:1994.

 

10. Фамус В.Ф. "Декарт" Госиздат М 1956.

 

11. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. -ТОО ТК "Петрополис", 1996

      




Информация о работе Становление и развитие рационализма в философии Р. Декарта