Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, реферат
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы и, собственно, целью данной работы является рассмотрение перемен в науке в данный период. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону.
1 Введение 3
2 Основные принципы новоевропейской философии 7
3 Рационализм как течение новоевропейской философии 11
4 Эмпиризм как течение новоевропейской философии 18
5 Заключение 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Исследовательская работа по дисциплине:
«Философия познания»
На тему: « Становление опытной науки в новоевропейской культуре»
___________Кеткевич С.В.
Номер зачетной книжки 114856
Проверил: доктор философских наук, профессор
___________Маков С.А.
Н.Новгород, 2013 г.
1 Введение
2 Основные принципы
3 Рационализм как течение
новоевропейской философии
4 Эмпиризм как течение
новоевропейской философии
5 Заключение
XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы и, собственно, целью данной работы является рассмотрение перемен в науке в данный период. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н.Коперника, И. Кеплеpa, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу.
Формирование опытной науки связано с
изменяющимися представлениями человека
о его взаимосвязи с природой. Человек
должен представить себя активным началом
в исследовании природы, и это связано
с зарождением идеи экспериментального
исследования в культуре Нового времени.
Познание природы в этот период концентрируется
вокруг двух университетских центров:
Оксфордского и Парижского университетов.
Оксфордская школа сыграла значительную
роль в развитии и распространении естествознания.
Главная роль в становлении школы принадлежала
францисканцу Роберту Гроссетесту. Он
один из первых стал переводить естественнонаучные
произведения Аристотеля непосредственно
с оригинала, писал комментарии к ним.
Но более интересен Гроссетест как автор
собственных естественнонаучных трактатов,
среди которых важнейший трактат «О свете
или о начале форм». Для проверки своих
гипотез Гроссетест использует методы
фальсификации и верификации. Метод фальсификации
используется там, где нет еще никакой
рациональной теории, и естествоиспытатель
вынужден произвести отбор походящих
гипотез, т.е. отбросить то, что не соответствует
природе вещей. Метод верификации предполагает
установление зависимостей путем наблюдения
и проверку их в изолирующем эксперименте.
Обычной для множества средневековых
трактатов была мысль о том, что только
в математике вещи, известные нам, и вещи,
существующие по природе, тождественны.
Исходя из этого, модель математического
объяснения становится моделью идеального
знания, и даже теологическую аргументацию
мыслители этой поры пытаются сформулировать
согласно математико-дедуктивному методу.
Но математика описывает явления в чистом
виде и ничего не говорит о том, почему
это происходит именно так. Ответить на
этот вопрос может только метафизика.
Именно в этом – корень того эмпиризма
и индуктивизма, который показался многим
столь похожим на методологию науки Нового
времени и скорее, является чертой, принципиально
отличающей средневековый метод физического
мышления от экспериментально-
Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир.
У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).
Предпосылки для формирования
философии нового времени связаны с переносом
интереса мыслителей с проблем схоластики
и теологии на проблемы натурфилософии.
В XVII веке интерес философов был направлен
на вопросы познания - Ф.Бэкон развивал
учение об индукции, Р.Декарт - понятие
метода в философии.
На первом месте проблемы гносеологии.
Два основных направления: эмпиризм - направление
в теории познания, которое признает чувственный
опыт как единственный источник знаний;
и рационализм, который выдвигает на первый
план логическое основание науки, признает
разум источником познания и критерием
его истинности.
Основными задачами данной работы является рассмотрение принципов новоевропейской философии и двух ее течений – рационализма и эмпиризма.
1 Основные принципы новоевропейской философии
Хронологические рамки Нового времени,
обычно очерчиваемые историками, это XVII
– нач. XX веков, то есть период от первых
буржуазных революций до первых социалистических.
Однако новейший период в философии начинается
уже с середины XIX века. Таким образом,
история новоевропейской философии занимает
два с половиной столетия.
Философия XVII века заложила
основы новоевропейской философии, разработала
основные её направления и концепции.
Выдающимися представителями этого периода
являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза,
Д. Локк, Г.Лейбниц, Дж.Беркли, Д.Юм и другие.
Для философии Нового времени характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии.
Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
Философия – это самосознание культуры,
поэтому особенности философии того или
иного периода ее развития отражают особенности
соответствующего периода в развитии
культуры. Главная отличительная черта
новоевропейской философии – рационализм
– является проявлением рационалистического
духа европейской культуры Нового времени.
Рационализм новоевропейской
культуры проявился:
– в рационализации социально-экономической жизни, то есть в зарождении и развитии капитализма, индустриального общества;
– в процессах десакрализации
культуры, в результате которых религия
к концу Нового времени утратила своё
господствующее положение в общественном
сознании;
– в зарождении и бурном развитии
науки (в её современном виде), которая
к концу Нового времени заняла лидирующее
положение среди других форм духовной
деятельности человека. Начало научной
революции было положено открытиями Н.
Коперника, И. Кеплера, Т. де Браго, Г. Галилея,
завершилось созданием классической механики
И. Ньютона.
Рационализм в философии этого периода получил своё выражение в культе Разума, достигшем своего пика в эпоху Просвещения (XVIII в.). Философия Нового времени строится на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира, в преобразовании этого мира и преобразовании самого человека. С прогрессом разума, то есть с прогрессом познания, образования и просвещения, связывается надежда на решение всех социальных и нравственных проблем. Чем разумней человек, тем он нравственней и счастливей, – такую идею разделяет большинство философов Нового времени.
Рационализм проявился
во всех разделах философского знания.
В онтологии рационализм получил своё
выражение в господстве деистической
концепции. Деизм – учение, согласно которому
бог, создав мир, больше в дела мира не
вмешивается. Это учение совершает редукцию
божественного духа к божественному разуму:
Бог, проявив свою волю лишь однажды, больше
её не проявляет. Миропорядок воплощает
в себе мудрость божественного разума.
Деизм открывает путь
для развития науки, то есть изучения неизменных
законов природы как постижения божественного
разума: если бы Бог продолжал творить
мир, то существование законов природы
было бы просто невозможно. Большинство
выдающихся ученых Нового времени, в том
числе Ньютон, были деистами.
Открывая дорогу для развития науки, деизм при этом несёт в себе угрозу для существования религии, но не потому, что религия и наука взаимно исключают друг друга, а потому, что деизм содержит в себе возможность отрицания бога как личности, ведь личность проявляет себя через волю, через преобразовательную деятельность. Бог как безликий Мировой Разум или Абсолютная Идея может быть объектом философских размышлений, но не может быть объектом религиозного поклонения.
В учении о человеке рационализм также проявил себя в господстве представлений о разуме как о сущности человека.
Уже в эпоху Возрождения на основе христианского понимания человека как образа и подобия Бога вызревает представление о том, что не только Бога, но и человека можно рассматривать как личность. В новоевропейской культуре и новоевропейской философии получает своё окончательное оформление идеал личности как человека, активно преобразующего мир на основе могущества своего разума.
Не только идеалисты, но и материалисты Нового времени усматривали сущность человека в разуме, только разум для них имел не божественную, а биологическую или социальную природу.
В социальной философии рационалистическая тенденция наиболее ярко проявила себя в характере социальных утопий, выдвигаемых в этот период: идеальное социальное устройство мыслится как Царство разума, как рационально организованный порядок, победивший стихию и хаос социального развития.
У Ницше радикальная психологизация всего познания – «перспективизм» – в конечном счете, полностью разрушает прежнее представление «субъекта», который теперь также «мертв», как Бог. Воля есть не воля-к-жизни, но воля-к-власти, она не едина, а множественна, понятие «свободы воли» – не более чем философская фикция, как и представление «Я и мир объектов», за которым обнаруживается стихия динамического и творческого становления сил, в корне подрывающая устои субъект-объектного мышления. Не Я как мыслящий субъект является источником принципа субъективности, но именно сам этот «аполлонический» принцип, как скорее сила самого Космоса, «затронутого нарциссизмом» (воля к власти как пафос), служит источником «философской фикции Я», которая в отношении к своему источнику является, тем не менее, всего лишь паралогизмом, «слишком человеческой» подтасовкой. В этом же русле движется и мысль Бергсона, в понятии интуиции проявляется новое понимание «гносеологического» субъекта. Интуиция, не будучи познавательной способностью, которую можно было бы изучить прежде, чем познавать Вселенную (давая ответ на вопрос «как возможно познание»), усматривает в подобных метафизических вопросах «оптические иллюзии внутреннего мира, связанные со структурой человеческого ума», которые «стираются и исчезают по мере того, как мы возвышаемся над человеческой точкой зрения».
2 Рационализм как течение новоевропейской философии.
Рационализм - (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в XVII-XVIII вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в древнегреческой философии, например, еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственного восприятия).
Информация о работе Становление опытной науки в новоевропейской культуре