Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 17:14, доклад
ХАНТИНГТОН Сэмюэль — профессор Гарвардского университета, директор Института
стратегических исследований им. Дж.Олина при Гарвардском университете. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка (англ. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order) (1996) — историко-философский трактат Самюэля Хантингтона, посвящённый миру после холодной войны. Эта книга стала продолжением и развитием идей автора, изложенных в его более ранней работе — статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), опубликованной в 1993 году в американском политологическом журнале «Международные отношения» (Foreign Affairs). Хантингтон обосновал идею многополюсного мира.
Об основных положениях книги рассказано в докладе.
институты. На языке теории международных отношений это называется "вскочить
на подножку поезда".
Третья возможность — попытаться создать противовес Западу, развивая
экономическую и военную мощь и сотрудничая с другими незападными странами
против Запада.
РАСКОЛОТЫЕ СТРАНЫ
В будущем, когда принадлежность к определенной цивилизации станет основой
самоидентификации людей, страны,
в населении которых
цивилизационных групп, вроде Советского Союза или Югославии, будут обречены
на распад.
Сейчас мы можем увидить расколотые изнутри страны, например, Турция, Мексика,
Россия.
Чтобы расколотая изнутри страна смогла заново обрести свою культурную
идентичность, должны быть соблюдены три условия.
Во-первых, необходимо, чтобы политическая и экономическая элита этой страны в
целом поддерживала и приветствовала такой шаг.
Во-вторых, ее народ должен быть согласен, пусть неохотно, на принятие новой
идентичности.
В-третьих, господствующие группы той цивилизации, в которую расколотая страна
пытается влиться, должны быть готовы принять ее. В случае Мексики соблюдены
все три условия. В случае Турции — первые два. И совсем неясно, как же
обстоит дело с Россией, желающей присоединиться к Западу. Конфликт между
либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий,
которые, невзирая на все различия, хотя бы внешне ставили одни и те же
основные цели: свободу, равенство и процветание. Но Россия
традиционалистская, авторитарная, националистическая будет стремиться к
совершенно иным целям. Западный демократ вполне мог вести интеллектуальный
спор с советским марксистом. Но это будет немыслимо с русским
традиционалистом. И если русские, перестав быть марксистами, не примут
либеральную демократию и начнут вести себя как россияне, а не как западные
люди, отношения между Россией и Западом опять могут стать отдаленными и враждебными.
КОНФУЦИАНСКО-ИСЛАМСКИЙ БЛОК
Сложился конфуцианско-
Сейчас же одна сторона разрабатывает и производит новые виды оружия, а другая пытается ограничить и предотвратить такое наращивание вооружений, одновременно сокращая собственный военный потенциал.
ВЫВОДЫ ДЛЯ ЗАПАДА
1) противоречия между цивилизациями важны и реальны;
2) цивилизационное самосознание возрастает;
3) конфликт между цивилизациями
придет на смену
формам конфликтов
4) международные отношения, исторически являвшиеся игрой в рамках западной
цивилизации, будут все больше превращаться в игру, где незападные цивилизации
станут выступать не как пассивные объекты, а как активные действующие лица;
5) эффективные международные институты в области политики, экономики и
безопасности будут
6) конфликты между группами,
относящимися к разным
частыми, затяжными и кровопролитными, чем конфликты внутри одной цивилизации;
7) вооруженные конфликты между группами, принадлежащими к разным
цивилизациям, станут наиболее вероятным и опасным источником напряженности,
потенциальным источником мировых войн;
8) главными осями международной
политики станут отношения
остальным миром;
9) политические элиты
некоторых расколотых
включить их в число западных, но в большинстве случаев им придется
столкнуться с серьезными препятствиями;
10) в ближайшем будущем
основным очагом конфликтов
между Западом и рядом исламско-конфуцианских стран.
Интересы Запада явно требуют:
1) укрепления сотрудничества
и единства в рамках
прежде всего между Европой и Северной Америкой;
2)интеграции в состав Запада стран Восточной Европы и Латинской Америки, чья
культура близка к западной;
3)поддержания и расширения сотрудничества с Россией и Японией;
4) предотвращения , разрастания локальных межцивилизационных конфликтов в
полномасштабные войны между цивилизациями;
5) ограничения роста военной
мощи конфуцианских и
6) замедления сокращения
военной мощи Запада и
превосходства в Восточной и Юго-Западной Азии;
7) использования конфликтов
и разногласий между
странами;
8) поддержки представителей
других цивилизаций,
ценностями и интересам;
9) укрепления международных институтов, отражающих и
легитимизирующих западные интересы и ценности, и привлечения к участию в этих
институтах незападных стран.