Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 13:04, реферат
Описание работы
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.
Попытку осмысления структуры
философского знания сделал И. Кант. В
"Критике способности суждения" он
говорит о трех частях философии и соотносит
их с тремя "способностями души".
Под последними он подразумевает познавательную,
практическую (желание, воля) и эстетическую
способности, присущие человеку от рождения.
Кант, таким образом, трактует философию
как учение о единении истины, добра и
красоты, что значительно расширяет ее
узкорацианальное понимание, как только
теории или методологии научного познания,
которые высказывались вначале просветителями,
а потом позитивистами.
Гегель, наоборот, считает, что
главная цель философии состоит в диалектическом
раскрытии категориальной структуры ума.
В человеке Гегель, прежде всего, видит
способность к разумному мышлению. Суть
человека состоит в способности к постижению
разумного умом. Поэтому философию Гегель
определяет как самопостижение человеком
своей сути. Идеал человека для Гегеля
- разумный человек, который познает действительность
при помощи понятий и категорий. В "Энциклопедии
философских наук" Гегель выделяет
три части философского знания, которые
обозначены в суровой последовательности:
1) логика,
2) философия природы,
3) философия духа.
К философии духа (объективного,
субъективного, абсолютного) Гегель относит
комплекс философских дисциплин о государстве
и праве, морали и моральности, о всемирной
истории, об искусстве, религию и саму
философию. Таким образом, гегелевская
система философии универсальна, она охватывает
мир человеческой культуры, действительность
во всем ее разнообразии. Поэтому правомерно
использовать такого рода структуру для
выделения и описания основных разделов
философии, которые формируют ее современный
дисциплинарный образ.
Современная философия политики
концентрирует внимание на гносеологических
и методологических аспектах познания
реальных политических процессов. Ее главный
предмет - политическая власть, которая
реализуется в политических системах
и иных формах политических взаимоотношений.
С философией политики тесно связанна
философия права, которая изучает наиболее
общие теоретико-мировоззренческие проблемы
правоведения и государства (например,
взаимоотношения права и власти, права
и закона, права и справедливости, положение
права в иерархии социальных ценностей
и др.).
Давним и традиционным предметным
звеном философии есть философия религии.
Сама религия не теоретическая, это вид
мировоззрения, который допускает наличие
бога либо богов как творцов и упорядочивателей
действительности. Для религии характерны
культ и практические действия по установлению
контакта с высшими силами реальности.
Но религия не сводится только к культу
и обрядности. Она имеет идейную, собственную
мировоззренческую сторону, вокруг которой
и продолжаются философские и теологические
дебаты. Философия религии в широком смысле
есть совокупность философских установок
по отношению к религии, концептуализации
ее природы и функций, а также философских
обоснований существования божества,
философские размышления о его природе
и отношение к миру и человеку. Кроме религиозной
философии (христианской, мусульманской,
буддийской) существует также эзотерическая
философия. Эзотерический - значит тайный,
закрытый для непосвященных. Издавна в
разных странах возникали тайные общества,
где искатели истины отдавались сложным
духовным практикам, медитировали, проходили
испытания, чтобы им открывались тайны
мироздания. Полученные переживания оформлялись
в теорию, которую и называют эзотерической
или оккультной философией.
Заключение
Философия не только стремится
подниматься над случайным и единичным,
а и перешагнуть через время. Философская
мысль - это мысль о вечном. Она является
тем волшебным зеркалом, вглядываясь в
которое человек видит себя как существо
космическое, вечное. Поэтому в фокусе
познавательного интереса философии на
протяжении всей истории ее существования
находятся такие вопросы (вечные проблемы):
что является основой и первоначалом всего
сущего. Как соотносятся в мире материальное
и духовное начала. В каком состоянии пребывает
космический универсум: в движении он
или в покое, хаотический или упорядоченный,
свободный или детерминированный, имеет
цель своего развития или нет.
Список использовонной
литературы
1. Бердяев Н. О назначении человека.
Опыт парадоксальной этики. Париж, стр.57.
2. Лавров П.Л. Три беседы
о современном значении философии
/ Философия и социология. М.2011 Т.1.
С.571-572.
3. Рассел Б. История западной
философии. М.,2010. С.7-8.
4. Хайдеггер М. Основные
понятия метафизики. /Вопросы философии,
2009.9. С.116 - 122.
5. Хрестоматия по философии.
Учебное пособие. М., 2011.