Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 15:07, реферат
Описание работы
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.
Содержание работы
Введение 2 1. Предмет философии и её общее понятие. 4 1.1. Общее понятие и содержание предмета философии 4 1.2. Предмет и аспекты философии 8 2. Структура философского знания 9 Заключение 12 Список литературы 13
Философия - общая теория мира
и человека в нем. Философия и мировоззрение
органично связаны друг с другом. Мировоззрение
- это система взглядов на объективный
мир и место человека в нем. В формировании
мировоззрения особую роль играет философия.
С помощью философии, мировоззрение
достигает упорядоченности, обобщенности
и теоретичности. Философия определяет
характер и общую направленность мировоззрения.
Представляется, что философия
как особый тип мировоззрения возникла
как ответ на вечную для человека потребность
расширять кругозор, которая исторически
развивается: свойственная людям любознательность
постепенно перерастает в интеллектуальную
потребность безграничного расширения
и углубления знаний о мире, интеллект
человека пытается постичь мир разумом
в таких его ракурсах, которые не могут
быть даны никаким опытом, интеллект стремится
к знанию о мире как целостной реальности,
с которой люди должны постоянно считаться
в формировании программ своего поведения.
Наука не может дать такое непостижимое
знание, религия приписывает человеку
программы поведения, которые определяются
верой в сверхъестественное, и, наверно,
только философии под силу удовлетворить
потребности мыслящего человека в создании
целостной картины мира и в осмыслении
собственного назначения в этом мире.
Ведь философия - это область духовной
деятельности человека, в основе которой
лежит критическая рефлексия над самой
духовной деятельностью, над ее смыслом,
целью и формами, и, в конечном счете - над
выяснением сути самого человека как субъекта
культуры, или, как уже сказано, естественного
отношения человека к миру.
Предмет философии и её общее понятие.
Общее понятие и содержание
предмета философии
Философия зародилась около
2500 лет назад в странах востока: Индии,
Греции, Рима. Наиболее развитые формы
она приобрела в Др. Греции. Философия
- любовь к мудрости. Философия пыталась
вобрать в себя все знания, т.к отдельные
науки не в состоянии были дать целостную
картину мира. Вопрос о том что есть мир
- основной вопрос философии. Его решение
обозначает основные подходы к осмыслению
и других философских проблем, поэтому
философия разделилась на 2 основных направления:
философский материализм (Демокрит), и
философский идеализм (Платон). Философия
стремилась понять не только мир вне человека,
но и самого человека. Философии свойственно
стремление к максимальному обобщению
результатов познания. Она изучает не
мир в целом, в мир как целое.
Необходимо выделить несколько
определений философии:
1. Философия - любовь к
мудрости, бескорыстное, чистое стремление
к истине.
Греческое слово философия
буквально означает любовь к мудрости
(от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое
применение этого термина приписывают
Пифагору (VI в. д. н. э). По свидетельствам
античных авторов, когда финикийский правитель
Клеонт обратился к Пифагору с вопросом
"кто он такой?", тот ответил: "Философ".
Далее объяснив: "Жизнь подобна игрищам:
некоторые приходят на них соревноваться,
некоторые торговать, а самые счастливые
- смотреть; так и в жизни некоторые, подобные
рабам, рождаются жадными к славе и наживе,
между тем как философы - к одной только
истине".
София, согласно с античной
традицией, - высшая мудрость, которую
вначале приписывали только богам. Владеть
полной и определенной истиной могли только
боги. Человек не может слиться с Софией,
поскольку он - смертен, ограничен в познании.
Таким образом, человеку оставалось доступно
только непрерывное стремление к истине,
никогда не законченное полностью, любовь
к мудрости, которая вытекает из самого
понятия.
Как описание активного, деятельного,
страстного, любовно-эротического состояния
души, что обеспечивает подъем и приближение
к истине, зачастую не случайно слово философия
использовал в своих диалогах Платон.
Любовь, согласно с Платоном, не есть ни
прекрасное, ни благо, но - стремление к
красоте и добру. Любовь - не бог, но и не
человек. Она не смертная, но и не бессмертная.
Она - одна из демонических существ, что
объединяют человека и бога.
Следовательно, любовь - это
философия во всей полноте смысла этого
термина. София - мудрость, ею владеет лишь
бог. Темнота - судьба того, кто совсем
лишен мудрости. Философос - это, в прямом
смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый, но,
не владеющий мудростью, он заполнен страстью
к ней.
Переполненный этим ненасытным
желанием, он в вечном порыве к Красоте
- Благу - Истине. Платон ставит философию
значительно выше поэзии, искусства, риторики,
которые не стремятся к истине, более того,
не только не раскрывают, а иногда даже
скрывают или фальсифицируют ее. Отмечая
две ступени интелигибельного (математически
геометрическое познание - первая ступень,
чистая диалектика идей - вторая ступень),
Платон считал чистое философское созерцание
идей высшей формой познания, способом
восхождения к высшим идеям. Чрезвычайно
высоко оценивая философию за ее бескорыстную
любовь к истине, чистое желание достичь
и созерцать ее, Аристотель писал: "Люди,
философствуя, ищут знание ради самого
знания, а не ради какой-то практической
пользы". Философия, таким образом, с
самого начала своего возникновения имела
самой целью саму себя. Она стремилась
к истине, которую следует искать, созерцать,
истины самодостаточной, то есть истины
как таковой. Поэтому Аристотель утверждал:
Все остальные науки больше необходимы,
но лучшей нет ни одной: Так как человека
можно назвать свободным тогда, когда
он является целью для самого себя, так
и наука может считаться свободной только
при данном условии? Привилегированный
статус философии среди других видов духовной,
интеллектуальной деятельности объясняется
ее бескорыстным отношением к истинному
знанию, чистой любовью к истинному знанию,
мудрости, благодаря чему она является
автономной и самодостаточной, действительно
свободным творческим актом (М. Бердяев).
2. Философия - это мнение
о: предмете философии и природе
философских проблем.
Что есть мудрость? Какого рода
знания и знания чего интересно для философов
в первую очередь?
Путь мудрости - познание необъятного.
Мудрость состоит в том, чтобы обо всех
известных людям вещах судить, исходя
из признания их общей, неизменной основы.
Постижение необъятного открывает человеческому
уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом
множестве изменяющихся, имеющих свой
конец, разнообразных вещей. Вот почему
не всякое знание (например, знание единичного,
случайного, эмпирического калейдоскопа
повседневной жизни, "глупой бесконечности")
является мудрость. Такое обилие знаний,
мудрости не прибавляет, как говорит пословица,
“Уму не учит”.
Таким образом, цель философии
- познание необъятного.
Философов всегда интересовал
не мир сам по себе, не мир как таковой
(этот объективный мир является главным
объектом внимания науки), а живое отношение
человек - мир, взятое в целостности и общности.
Например, даже ранних греческих
натурфилософов проблемы вселенной, космоса
интересовали не сами по себе, а в контексте
решения проблем человеческого бытия.
За видимым бесконечным разнообразием
тел и явлений природы греческие философы
- досократики (VI -V вв. д. н. э) пытались познать
единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность
и гармония космоса были в глазах греков
надежной опорой, основой того, что гармоничным
и разумным должны быть и их общий мир,
и их моральность. Софисты (учителя мудрости)
уже в V в. д. н. е. Провозгласили известный
тезис "Человек является мерой всех
вещей", а Сократ в своей ироничной шутливой
манере заявил, что природу он не замечает,
она его не интересует. Лозунгом его философии,
как известно, стало выражение дельфийского
оракула "Познай самого себя".
Человек - альфа и омега, исходный
пункт и конечная цель философствования,
какой бы материал не анализировался,
какую бы форму не приобретала философия.
Это направление философии проявляется
на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию
к расширению и углублению антропологической
проблематики. В эпоху Возрождения, к примеру,
понятие предмета философии формулируется
одним из замечательных гуманистов XV в.
Колюччо Салютати так: "Размышления
об активности человека, живое понятие
общего труда, размышления о положении
человека и его судьбу, о его поведении,
способ жизни, сама живая причастность
ко всему драматичному жизненному опыту
- это и есть философия". Знаменитые
вопросы, которые сформулировал Иммануил
Кант в XVIII в. ("Что я могу знать? Что я
должен делать? На что я смею надеяться?
Что такое человек?") очертили не только
предметное поле философии Нового времени,
а и подготовили экзистенциально - антропологический
поворот в философии XX
Философия базируется на особом
типе мышления, который не направляется
к утилитарно - прагматическому или сугубо
рациональному знанию, не отождествляет
себя с пользой, с истиной или с мудростью
"на все времена", но обеспечивает
тот настрой ума и души человека, который
лежит в основе так называемого "философского/
рефлексивного/ отношения к жизни".
"Философское отношение к жизни"
- это не непосредственное, дающееся практически
каждодневно - жизненными потребностями
отношение, а отношение через осмысление
имеющихся форм культуры, (мораль, религию,
искусство, науку), это позиция некоторой
отстраненности от повседневной жизни,
это возможность посмотреть на мир и на
себя в этом свете с точки зрения вечности.
Вот как определял философию
и круг ее проблем выдающийся философ
нашего столетия Мартин Хайдеггер: "Философия
(метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая
проповедь: философию нельзя постигнуть
и определить обходным путем как что-то
другое, чем она сам. Она сама есть, только
когда мы философствуем, как наше собственное,
как человеческое дело: Но знаем ли мы,
собственно, что такое мы сами? Чем является
человек? Венцом творения или глухим лабиринтом,
великим недоразумением и пропастью? Если
мы так мало знаем о человеке, как может
тогда наша сущность не быть нам чуждой?
Как прикажете философии не утонуть во
тьме этой сущности? Философия - мы как-то
вскользь, наверно, знаем - совсем не бессмысленное
занятие, в котором мы по настроению коротаем
время, не просто накопление знаний, которое
мы можем в любое время добыть из книг;
но - мы только неясно это ощущаем что-то
нацеленное на единое и неделимое, о чем
человек высказывается до окончательной
ясности и ведет последний спор. Философия
всегда осуществляется в каком-то фундаментальном
настроении" это стремление быть везде
как дома, то есть в общем и целом это стремление
подорвать доверие к науке, доказать бессмысленность
жизни, бесплодность общественной деятельности,
и является не чем иным, как потребностью
поставить единственный в своем роде вопрос
- что значит это в общем и целом, которое
мы называем миром.
1.2. Предмет и
аспекты философии
Философия не имеет четко выделенного
из какой-либо области действительности
предмета, и можно сказать, что ее предметом
является целостное отношение человека
к миру. Основными аспектами (или даже
относительно самостоятельными отношениями
внутри такового) целостного отношения
человека к миру, которое является обобщением
всех философских размышлений:
Аспекты целостного отношения
человека к миру Понимаются как проблемы
и отображаются в категориях Изучаются
составляющие философского знания:
а) отношения бытия онтологичные
онтологией
б) отношения познавательные
гносеологические, эпистемологические
гносеологией
в) ценностные отношения аксиологические
аксиологией
г) практические отношения праксиологические
праксиологией
Если вопрос (или проблема) может
быть отнесен (возведен) в один - хотя бы
- из перечисленных аспектов, то данный
вопрос может претендовать на статус философского
(проблемы).
Вопрос о природе философского
знания имеет такую трактовку: или показывается
философия естественным наследием развития
общественных нужд, которые принципиально
не удовлетворяются ничем другим; или
философия - “ничья земля" между теологией
и наукой (так трактовал философию великий
английский философ Б. Рассел); или философия
- промежуточное положение идей, этап в
их развитии от теологического или фиктивного
до научного или (это точка зрения родоначальника
позитивизма О. Конта); или философия -
всего лишь форма политической идеологии
(видимость чего создавалась и в эпоху
Просвещения, и - тем более в советскую
эпоху) и т.д.
Структура философского
знания
Предметом философии называется
круг вопросов, которые изучает философия.
Общую структуру предмета философии, философского
знания составляют четыре основных раздела:
♦ Первый раздел: Онтология
(от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение
о бытии как таковое, о фундаментальных
принципах и формах бытия, его самая общая
сущность и определение. Человек живет
в реальном мире, наполненном многочисленными
и разнообразными вещами (большими и маленькими,
продолжительными и однодневными, живыми
и неживыми). Они рождаются и исчезают,
разрушаются и восстанавливаются. Поэтому
люди издавна ставят вопрос: является
ли напрасным мельтешением отдельных
вещей какая-то единая основа, какой-то
незримый фундамент, что делает их всех
живущими, позволяет им взаимодействовать
и соединяться. Для определения источника
жизни, того начала, которое дает какой-нибудь
вещи возможность Быть, существовать как
множество, появляться, и возникло понятие
Бытия. Для средневековья бытие равно
Богу, потому, что именно Бог согласно
с религиозным представлением все творит
и во все вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII
в. Проблема бытия рассматривалась как
проблема материи с такими ее важнейшими
атрибутами как простор, время, движение,
причинность. В ХХ веке возникает идея
о том, что бытие мира может быть понятым
только через Бытие человека, и потому
бессмысленно его искать в сфере естественной
науки. Глубокие тайники мира могут быть
освещены только путем углубления в поток
человеческой жизни, где объективное и
субъективное нераздельны.