Структура филосовского знания. Общая характеристика западной философииХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:29, контрольная работа

Описание работы

Структура филосовского знания.Общая характеристика западной философииХХ века.Проблема бытия в античной философии. Теоретический уровень познания.Проблема существования надындивидуального сознания: многообразие походов. Свобода и ответственность:правовой, нравсвенный и экзистенциальный аспект. Факторы определяющий развитие общества. Техногенное воздействие на окружающую среду. Метафизика -это... Гностицизм - это.. .й

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Структура философского знания.……………………………………………4
2. Общая характеристика западной философии ХХ века…….………………..6
3. Проблема бытия в античной философии……………………………………8
4. Теоретический уровень познания..…………………………………………..9
5. Проблема существования надындивидуального сознания: многообразие подходов……………………………………………………………………...11
6. Свобода и ответственность: правовой, нравственный и экзистенциальный аспект…………………………………………………………………………13
7. Факторы, определяющие развитие общества.……………………………..16
8. Техногенное воздействие на окружающую среду……..……………….....18
9. Метафизика – это……………………………...…………………………....19
10. Гностицизм – это……………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы………...…….……………………………..23

Файлы: 1 файл

контрольная по Фмлософии 2012.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

 

Вариант №  7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса

1 семестр

Самсыкин Павел  Викторович

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2012

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

     Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Структура философского знания.……………………………………………4

2. Общая характеристика западной философии ХХ века…….………………..6

  1. Проблема бытия в античной философии……………………………………8
  2. Теоретический уровень познания..…………………………………………..9
  3. Проблема существования надындивидуального сознания: многообразие подходов……………………………………………………………………...11
  4. Свобода и ответственность: правовой, нравственный и экзистенциальный аспект…………………………………………………………………………13
  5. Факторы, определяющие развитие общества.……………………………..16
  6. Техногенное воздействие на окружающую среду……..……………….....18
  7. Метафизика – это……………………………...…………………………....19
  8. Гностицизм – это……………………………………………………………20

     Заключение………………………………………………………………………22

     Список используемой литературы………...…….……………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Философия – это сложная теоретическая дисциплина, специфическая форма интеллектуальной деятельности людей. Философия в ее реальном жизненном проявлении – это какое - то «фундаментальное проявление», связанное с существенной перестройкой всего внутреннего мира человека.

Мировоззрение, как и  их носителей удивительно много. Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально.

Существует очень глубокая и древняя связь между философией и мировоззрением.

Цель работы:  раскрыть и дать исчерпывающий ответ на каждый  из  поставленных вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СТРУКТУРА  ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль  структурирована по отраслям и проблемам.

Структура философского знания составляет 5 элементов: 1) Ядро философии - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как  человек познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах. От общей социологии отделились такие науки: этика, политология, религиоведение и др., которые существуют сегодня как самостоятельные науки. 5) Историко-философский раздел - изучение истории философских учений.

Структура философского знания. Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. У стоиков (IVв. до н.э.) эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысложизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.

В XVII в. (прежде всего благодаря  Бэкону и Декарту), в лоне общих  систем философии углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она  была шире логики, так как рассматривала  не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления). То, что античные философы именовали физикой, философы более поздних веков назвали онтологией (слово «физика» в связи с возникновением специально-научного, опытного знания наполнилось другим, современным смыслом).

Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время  И. Кант, В одном из итоговых своих  сочинений - в «Критике способности  суждения - он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя «способностями души», понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорационалистическую трактовку только как теории и методологии научного познания (эта трактовка сначала принадлежала просветителям, а затем позитивистам).

Гегель строит свою систему  в виде «Энциклопедии философских  наук». Как стоики и Кант, он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала  у него с диалектикой и теорией  познания);

- философию природы;

- философию духа (к  последней относится комплекс  философских наук о государстве  и праве, о всемирной истории,  об искусстве, религии и самой философии).

Логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии не сводится только к своему ядру. Социальная философия (философия истории), философские вопросы науки (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, история философии и т. д. - круг философских дисциплин может быть и расширен. Но отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостность? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины - не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими его частями. Здесь более подходит иной образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Так, эстетика (вопреки  достаточно распространенному мнению о ней) не является частью философии, поскольку вся философия эстетична (высший акт разума, как писал  Гегель, есть акт эстетический). Особенно глубоко и полно эстетическая природа философского сознания и творчества проявила себя в античной культуре, что подтверждается и таким фундаментальным исследованием, как «История античной эстетики» А.Ф. Лосева. И нравственный смысл, этический аспект философии проникает в философское сознание целиком. Ни одна проблема не является философской, если она в то же время или непосредственно, или в конечном счете не является этической.

Об истории философии  речь пойдет далее. Но уже сейчас, в  контексте вопроса о структуре  философского знания, следует указать на то, что в философии ее история занимает более важное место, чем в любой другой области человеческого творчества. Математик, физик, тем более люди практических профессий (врач, инженер, юрист, учитель) на своем рабочем месте действуют операционально, они могут и не знать об истории их профессиональной деятельности, которая и сделала ее возможной. Решая конструктивную задачу, инженер-конструктор пользуется готовыми формулами и схемами, как и врач - современными средствами диагностики и лечения.

В этом отношении философия  являет собой полную противоположность  всем иным формам и сферам человеческой деятельности. Она возможна лишь в  постоянном процессе самообращенности, самовоспитания. И то и другое совершается  как акт рефлексии, т.е. осознанно. А это значит, что современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философии в целом. Вот почему история философии - не часть, а основа, ее суть, ее самосознание.

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ  ХХ ВЕКА

 

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением  общества, государства, личности, изменениями  в статусе науки.

К этим потрясениям следует  отнести и социально-экономические  явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии ХХ века.

Философия XX в. — это  множество самых различных направлений  философствования, многие из которых  пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.

Классическая западноевропейская философия, внесшая огромный вклад  в становление и развитие техногенной  цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.

Радикальные изменения  в западной философии, позволившие  для ее обозначения ввести термин «неклассическая философия», вызваны  не только внутренними потребностями  развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Прежде всего следует отметить, что несокрушимой вере мыслителей в силу человеческого разума был нанесен первый удар французской революцией 1789 г. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», официально положившее учение «гениев человечества» в основу своей политики, на поверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и гражданская война во Франции заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Некоторые мыслители (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше и др.) заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека. Было показано, что попытка создать всеобщее мировоззрение на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия и его атомизации нереальны. С одной стороны, происходила «невилировка», усреднение человека, а с другой - одиночество и беспомощность человека перед миром как предел индивидуализма.

XX век принес человечеству  не только огромные успехи  в науке и технологиях, но и целую вереницу революций, две мировые войны, крушение колониальной системы, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества.

Первая и вторая мировая  война показали, что наука может быть использована для массового уничтожения людей и их культуры. Социально-экономические потрясения буржуазного общества в XX в.; появление массового общества, революция в естествознании, развитие средств массовой информации, мощное развитие науки и техники, компьютеризация общества - все это нашло отражение в философии, способствовало изменению мировоззрения.

Эти процессы вызвали  отход от классического видения  мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр целей и задач философствования, на передний план выдвинулись новые проблемы и способы их решения. Возрос интерес к тем сторонам жизни и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными философскими течениями, либо присутствовали в них в качестве переферийных и не заслуживающих внимания. Так, например, стали обращать больше внимания на существование человека, на его свободу в качестве первичных реальностей.

Произошла также локализация  отдельных проблем, при решении  которых сформировались самостоятельные  направления. Cначала это происходило  либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм)

Внутрифилософские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура как бы «раскалывается» на тех, кто выступает за научно-технический процесс и на тех, кто против него. Формируются две социокультурные ориентации, каждая из которых по-своему осмысливает абсолютизированный образ науки - сциентизм и антисциентизм.

Если представители  сциентизма рассматривали научное  знание в качестве наивысшей ценности, то антисциентисты осуществляют широкую  критику науки как формы постижения мира и социального института, рассматривая науку в качестве демона, угрожающего существованию человеческой цивилизации. Сегодня в философии происходит осознание того, что наука является весьма важным, но не единственным путем познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и магии, в социальных утопиях различных времен и народов. В то же время происходит ослабление установки только на науку, осуществляется поиск нового типа рациональности, синтез научного и ценностного подходов.

Информация о работе Структура филосовского знания. Общая характеристика западной философииХХ века