Структура и формы общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 15:53, реферат

Описание работы

Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание возможно как продукт социальных отношений.

Содержание работы

Введение 3
§1. Понятие, структура и характеристика сознания 4
§2. Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием 5
§3 Обыденное и научное сознание 11
§4 Общественная психология и идеология 12
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 42.28 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Самарский государственный  медицинский университет»

Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра философии и культурологии  

 

 

РЕФЕРАТ

Структура и формы общественного  сознания

 

Выполнила: студентка 273 группы

фармацевтического факультета

Митрофанова Дарья Юрьевна

 

Проверил: преподаватель  кафедры 

философии и культурологии,

кандидат исторических наук

Голубинов Ярослав Анатольевич

 

 

 

 

Самара 2012

Содержание

Введение                            3

§1. Понятие, структура и характеристика сознания             4

§2. Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием                    5

§3 Обыденное и научное сознание                                                                      11

§4 Общественная психология и идеология             12

Заключение                  16

Список литературы                 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в

отдаленное прошлое, так  и в грядущее, миром мечты и  фантазии, творческим

решением практических и  теоретических проблем, наконец, воплощением  самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система  общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается  вместе с возникновением бытия, так  как сознание возможно как продукт  социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом  лишь только тогда, когда сложились  его основные элементы, в том числе  и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.Понятие, структура и характеристика сознания.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения  объективной действительности, способ его отношению к миру и к  самому себе, который представляет собой единство психических процессов  активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит  из чувственных образов, предметов  являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением  и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью  и управления ею.

В структуру сознания входят важнейшие  познавательные процессы, с помощью  которых человек постоянно обогащает  свои знания. К числу таких процессов  могут быть отнесены ощущения и восприятие, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении  воздействующих на мозг раздражителей  в сознании складывается чувственная  картина, каким он представляется человеку в данный момент. Память - позволяет  возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление - обеспечивает решение задач  путём использования обобщённых знаний. Нарушение, расстройство не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством  сознания.

Вторая характеристика сознания - закреплённое в нём отчётливое различие субъекта и объекта, т.е. того, что  принадлежит - «я» человека и его  не - «я». Человек, впервые в истории  органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своём  сознании это противопоставление и  различие. Человек единственный среди  живых существ, способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «я» от не «я», это и есть путь, который проходит человек в детстве, осуществляется в процессе самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при  этом складываются и взвешиваются её мотивы, принимаются волевые решения, учитывая ход выполнения действий, и вносится в него необходимые  коррективы и т.д.

Наконец четвёртая характеристика - сознания включение в его состав определённого отношения. «Моё отношение  к моей среде и есть моё сознание», писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где  находят отражение сложные объективные  и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В  сознании человека представлены эмоциональные  оценки межличностных отношений. И  здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При  некоторых душевных заболеваниях, нарушение  сознания характеризуется именно расстройством  в сфере чувств и отношений.

§2 Понятие общественного сознания, его соотношение с индивидуальным сознанием

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется  и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как  сознание возможно только как продукт  социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом  лишь тогда, когда сложились его  основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество есть материально-идеальная реальность.

Сознание является не только, личностным, индивидуальным, но и включает в  себя общественную функцию. Структура  общественного сознания сложна, и  находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума. В структуре  общественного сознания выделяются такие уровни как теоретическое  и обыденное сознание. Первый образует - общественную психологию, а второй - идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое  сознание отражает сущность, закономерности окружающего и социального мира. Общественное сознание, выступает в различных формах: общественно - политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде - результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное сознание. Умственный труд не был отделён от физического, и умственный труд был непосредственно вплетён в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

Рассмотрим отдельные формы  общественного сознания:

-политическое сознание представляет собой систематизирование, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями.

-правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определённого общества;

-мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определённых нравственных устоев и отношений;

-искусство - особая форма деятельности человека связанная с освоением действительности через художественные образы;

-религия и философия - наиболее удалённые от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей он носит индивидуальный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно  влияют на индивида, формируют его  мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить, как общественный разум, который развивается и  функционирует по своим законам.

Взгляды индивида, наиболее полно  отвечающие интересам эпохи и  времени, после завершения индивидуального  существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного  человека приобретает статус общественного  сознания, пополняет и развивает  его, придавая ему черты определённой эпохи. Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение «субъект - объект » не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в это мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по - человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность такая же, как например государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной жизни, но также как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни дня, ни часа. В силу того, что общество есть объективно - субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное сознание статично и даже мертво.

Но, подчеркивая единство общественного  бытия, и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую  разъединённость. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности, реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздёйствие приобретало всё более посредственный характер - через государство, политические и правовые отношения и др., а обратное воздействие общественное сознания на бытие приобретает, напротив, всё более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытиё заключается в способности сознания правильно отражать бытиё.

Сознание, как отражение и как  активно - творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем  влиянии на бытиё оно может, как  оценивать его вскрывая его потаенный  смысл, прогнозировать, так и через  практическую деятельность людей преобразовывать  его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытиё, но и активно способствовать его  перестройке. В этом и заключается  та исторически сложившаяся функция  общественного сознания, которая  делает его объективно необходимым  и реально существующим элементом  любого общественного устройства. Мощная преобразовательная сила общественного  сознания способна воздействовать на всё бытиё в целом, вскрывая смысл  его эволюции, предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного  человеком индивидуального сознания. Относительно сознания писал и такой  учёный как Гельвеций. По его мнению, «чувства составляют источник всех наших  знаний… Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты, размышление их комбинирует, опыт проверяет результат комбинаций…. всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее, реально». [2, с.47]. Власть общественного целого, над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становлению личности.

Индивидуальное сознание - это сознание отельного индивида, отражающее его  отдельное бытие и через посредство его в той или иной степени  общественное бытиё. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознаний. Наряду с особенностью сознания отдельных индивидов оно несёт  в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознаний. Как совокупное сознание индивидов, выработанное в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного  индивида. Это не исключает возможности  выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного  сознания.

Информация о работе Структура и формы общественного сознания