Структура и функции сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

Признание материальности мысли ведет к тому, что гносеологическое противопоставление материи сознанию, материализма — идеализму теряет всякий смысл. Назвать мысль материальной, каким-то видом материи — значит отбросить различие первичного и вторичного, отражаемого и отраженного, субстанции и свойства, а, следовательно, отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также, что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того, как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.

Содержание работы

Сознание как система
Сознательное и бессознательное, их соотношение
Сознание и самосознание
Функции сознания
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

 

4. Функции  сознания

 

Функции сознания —  это такие его свойства, которые  делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.

Первой функцией сознания является познавательная, или  отражательная функция, т. е. получение  знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как  познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного  познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный  фактический материал, который потом  обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая, таким образом  в суть наиболее сложных явлений  и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция  является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция  носит не пассивный, а активный, эвристический  характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

Познавательная  функция сознания обусловливает  аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного  опыта, но и от современников или  предшествующих поколений людей. Эти  знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством  реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем  легче ему принять оптимальное  решение.

Следующая функция  — аксиологическая (оценочная). Человек  не только получает данные о внешнем  мире, но и оценивает их с точки  зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Оценочная функция  непосредственно переходит в  функцию целенаправленности (формирования цели). Целеустремленность - это сугубо человеческая способность, которая  является кардинальной характеристикой  сознания. Цель — это идеализированная потребность человека, нашедшего  свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной  форме которого предполагается результат  деятельности человека. Цели формируются  на базе всего совокупного опыта  человечества и восходят к высшим формам проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность объясняется  неудовлетворенностью человека миром  и потребностью изменить его, придать  ему такую форму, которая необходима человеку, обществу.

Высшие возможности  сознания обнаруживаются в творческой (конструктивной) функции. Целеустремленность, т. е. осознание того, «для чего» и  «ради чего» человек осуществляет свои действия, — необходимое условие  любого сознательного поступка. Реализация цели предусматривает применение определенных средств, т. е. того, что создается  и существует ради достижения цели. Человек создает то, чего природа  до него не порождала. Он создает принципиально  новое, строит новый мир. Масштабы, формы  и свойства, преобразованных и  созданных людьми вещей продиктованы потребностями людей, их целями; в  них воплощены человеческие замыслы, идеи.

Еще одна функция  — коммуникативная (связи). Она обусловлена  тем, что люди принимают участие  в общем труде и нуждаются  в постоянном общении. Эта связь  мыслей осуществляется с помощью  речи (звуковая) и технических средств (тексты, закодированная информация). Следует  иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах  и т. п.) сохраняется не знание, а  лишь информация. Чтобы информация стала знанием, она должна быть субъективирована. Вот почему распространение печатного  слова является условием, но не гарантией  того, что изложенная информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знание, т. е. субъективное достояние.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании  оценки факторов и в соответствии с поставленной целью сознание регулирует, приводит в порядок действия человека, а затем и действия коллективов. Регулятивная функция сознания зависит  от взаимодействия человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных  мотивов поведения и деятельности людей имеет важное значение. По мере того как идеи приобретают побудительную  силу, человек осуществляет поступки сознательно, целеустремленно, по своему убеждению. Исполнительная регуляция  приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает соразмерность  цели и реальных средств ее регуляции.

Таковы главные  функции сознания. Лишь гармоничное  их развитие дает в конечном итоге  поистине целостную в интеллектуальном и духовном плане личность.

 

Список  использованной литературы

 

Волчек Е.З. Философия. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2003.

Данильян О.Г., Тараненко  В.М. Философия: Учебник – М. Эксмо, 2005.

Белокурский В.М., Мамыкин  И.П. и др. Философия.- Мн. БГЭУ, 2002.

 

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.- М.: Политиздат, 1990.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник – М.: Гардарики, 2001.

 

 


Информация о работе Структура и функции сознания