Структура общества как целостного организма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 08:56, реферат

Описание работы

Термин «общество» может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле – это определенный этап развития человеческой истории. Если давать определение понятию «общество», то можно сказать так: общество – это совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Структура общества как целостного социального организма…………….4
2. Основные сферы жизни общества…………………………………….……...9
3. Особые свойства общего как целого………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..…..16
Список использованной литературы………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 45.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Структура общества  как целостного социального организма…………….4

2. Основные сферы жизни общества…………………………………….……...9

3. Особые свойства общего как целого………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………..…..16

Список использованной литературы………………………………………….17

 

 

 

Введение.

   Термин «общество» может употребляться в двух значениях. В широком смысле - это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле – это определенный этап развития человеческой истории. Если давать определение понятию «общество», то можно сказать так: общество – это совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

   Современная философия исходит из представления, что общество, являясь органической частью природы, вместе с тем характеризуется как система, имеющая более сложную структуру, чем природные системы. Так социальная философия в процессе изучения общества выделяет в нем ряд основных сфер, которым присущи собственные законы функционирования и развития. Для того, чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению, необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е. характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также механизмы его функционирования и развития. Все это поможет представить общество как целостную социальную систему.

   В данной работе  я подробно рассмотрю общество, его структуру и выделю основные  сферы его жизни. 

 

  1. Структура общества как целостного социального организма.

   Рассматривая этот вопрос, для начала необходимо уяснить, что такое «структура». Под структурой обычно понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях [2,с.251].

  Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального организма»). Представление об обществе как системе, едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли. Система - это более широкое понятие, характеризующее все множество проявлений некоторого сложного объекта - его элементы, строение, связи, функции и т.д., в то время как понятие структуры выражает лишь то, что остается устойчивым при различных преобразованиях системы.

   Представление о системности в природе и в обществе возникло еще в античной философии, что нашло свое отражение в противопоставлении понятий «хаос» и «космос». Проблему системности общественной жизни наиболее активно разрабатывали также мыслители XIX - XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Ими было определено содержание основных для решения данной проблемы понятий и категорий. При этом диапазон системообразующих факторов, указываемых ими, был чрезвычайно широким: от духовных ценностей до экономических отношений. Так Л. Мечников, Г. Бокль, Ш. Монтескье полагали, что определяющими в общественной жизни являются так называемые географические факторы - пища, климат, почва; Тобино считал определяющим фактором расовую принадлежность, К. Маркс - способ производства, Э. Дюркгейм - разделение труда, О. Конт - смену типов мировоззрения. Но как бы там ни было, общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. В процессе своей практической деятельности - производственно-экономической, нравственной, духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.

Люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно - бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество - это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества.

  Главными элементами  социальной структуры являются:

  • Индивиды, или люди;
  • Образуемые людьми социальные общности;
  • Социальные институты, тесно взаимосвязанные друг с другом многообразными отношениями.[3, с. 93]

  В качестве важнейшего  признака любой системы выступает  наличие особой системы связей  между элементами, которые обозначаются  как структура. В качестве такой  системы связей в обществе  выступают общественные отношения,  которые обеспечивают устойчивую  связь между элементами конкретной социальной системы. В литературе понятие «общественных отношений» встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и т.д.) [1,с.371-380]. Причем общественные отношения существенно влияют на функционирование элементов, которые подчиняются этим отношениям. Так, например, любой человек может быть включен в самые различные социальные группы, но каждая из них потребует от него в первую очередь выполнения тех функций, которые важны для выживания и функционирования данной группы в целом. Человек может обладать прекрасным голосом и слухом, но в рамках, например, какой-то партийной структуры эти личностные качества будут использоваться в лучшем случае для выкрикивания лозунгов на митингах и пения гимнов.

 Если деятельность  человека будет мешать функционированию  системы в целом, то последняя  её отторгнет. Т. о. личность  адаптируется к общественной  системе так, что реализует  свои внутренние задатки и  способности в рамках различных  социальных групп. Поэтому с  утра человек может функционировать  как студент престижного вуза, по вечерам как член организованной  преступной банды, и при этом  он может оставаться прекрасным  членом семьи, обеспечивая устойчивое  функционирование каждой из этих  социальных групп.[2, с. 175-176]

  Общество существенно  отличается от других, природных,  систем как биологических, так  и физических своей особой  сложностью.

  Поэтому при описании социальной системы широко используются понятия, которые применяют для описания природных систем: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», также и специфические социально-философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др.

  Первые представления о системности в природе и в обществе зародились уже в античной философии, как было сказано выше, в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Крупнейшие мыслители XIX – XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. разработали основные понятия современной социальной философии. К числу этих понятий относятся следующие:

  • Элемент или часть общества представляет собой мельчайшую частицу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов или частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты. Эти понятия обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем социальная система в целом.
  • Под отношениями понимается определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общества. Отношения – своего рода невидимый цементирующий материал, который сплачивает людей в общество, превращает его в целостный монолит. Устойчивые, постоянные, повторяющиеся отношения, зависимости между людьми постепенно приводят к формированию в обществе стабильных социальных групп, организаций, институтов, которые в свою очередь вступают в те или иные взаимоотношения между собой. Богатство и разнообразие социальных отношений является признаком развитого демократичного общества, и наоборот, их однообразие, неразвитость, скудость свидетельствует о тоталитарном, недемократическом характере того или иного общества.[4, с.383]
  • Понятие «структура» как раз и отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей [4,с.401].
  • При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на тот или иной объект. В качестве объекта могут выступать как вещи, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.
  • И наконец, обобщающим понятием социальной философии является категория «социальная структура». Она охватывает всю совокупность социальных субъектов и объектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

Как уже отмечалось, социальная система отличается от систем, существующих в природе. Эти отличия состоят в следующем: множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней, а также их функций, связей и взаимоотношений; разнокачественность, неоднородность социальных элементов, среди которых, наряду с разнообразными материальными, имеются и ещё более многокрасочные идеальные, духовные явления; уникальность основного элемента социальной системы – человека, который обладает широкими творческими возможностями свободного выбора форм своего поведения, что и придает развитию общества большую степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости [4, с.533].      

  1. Основные сферы жизни общества.

   Сферой называют часть общества, в пределах которой действуют определенные общественные отношения. С помощью понятия «сферы общества» осуществляется анализ общества, позволяющий осмыслить явления и процессы, которые создаются, развиваются и функционируют под воздействием общественных отношений. Существуют четыре основные сферы общества экономическая - материально-производственная (производительные силы, производственные отношения); социальная (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.); духовная (религия, мораль, наука, искусство, образование) и политическая (государство, партии, общественно-политические движения) [3, с. 73].

   Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

  Теперь рассмотрим  каждую из этих сфер более  подробно. Начнем с выявления особенностей материально-производственной сферы.

    Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственно воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется  хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество [7]. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Значимость этой сферы для общества общепризнана. Трудом работников этой сферы добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения системы образования, науки, медицины и управления. Именно в этой сфере создается все необходимое для повседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда и т. д.

Информация о работе Структура общества как целостного организма