Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:48, лекция
Философия Канта оказала колоссальное стимулирующее воздействие на всю последующую европейскую и, в особенности, немецкую мысль. Характер кантовской постановки проблем философии и их решения вызвал сильное желание лучше выразить подлинные завоевания его мысли и преодолеть свойственные ему ошибки. Первым, кто предпринял такую попытку, был И. Фихте (1762-1814) Необходимо отметить, что Кант, уничтожив притязания метафизики на научность и тем самым на существование, все же невольно открыл для нее новые, возможности. В его философии речь идет и о бессмертной душе, и о свободе в
Субъективный идеализм
И. Фихте. Натурфилософия Ф. Шеллинга.
Философия Канта оказала колоссальное
стимулирующее воздействие на всю последующую
европейскую и, в особенности, немецкую
мысль. Характер кантовской постановки
проблем философии и их решения вызвал
сильное желание лучше выразить подлинные
завоевания его мысли и преодолеть свойственные
ему ошибки. Первым, кто предпринял такую
попытку, был И. Фихте (1762-1814) Необходимо
отметить, что Кант, уничтожив притязания
метафизики на научность и тем самым на
существование, все же невольно открыл
для нее новые, возможности. В его философии
речь идет и о бессмертной душе, и о свободе
воли, и о Боге Наконец, кантовский трансцендентальный
субъект с присущими ему априорными формами
созерцания и рассудка открывал новые
возможности в построении философской
онтологии как онтологии сознания Наибольшее
влияние на Фихте произвела в этой связи
"Критика практического разума".
Новое толкование ее смысла как раз и открывало
возможность обойти кантовский запрет
на метафизику и возродить ее в обновленном
виде Для этого было Необходимо освободиться
от бросающегося в глаза дуализма Канта,
освободиться от существования вещи в
себе, независимой от трансцендентального
субъекта Исходной точкой переосмысления
становится поэтому нравственное учение
Канта, а учение о чистом разуме подвергается
основательной критике и переработке.
Вещь в себе отвергается Фихте с обезоруживающей
простотой. Ведь она "входит в кантовские
построения в качестве мыслимой сущности,
следовательно, можно сказать, что это
мы мыслим вещь в себе, действующую на
нас.
Трансцендентальный субъект
Смысл философии Фихте, ее цель в этом
и заключается. Обманчивая видимость,
внушающая мысль о независимости всякого
"не-Я" от "Я" определена совпадением
абсолютного и индивидуального "Я".
Абсолютное "Я" само себя ограничивает
и разделяет таким образом, что для этих
конечных "я" существует противополагаемое
им "не-я". Это и открывает бесконечное
поприще для деятельности индивидуальных
"я", каждое из которых, выполняя свой
долг в форме собственной жизни и деятельности,
обнаруживает великую деятельность единого
мирового "Я". Схема самосознания
и схема действия совпадают, что дает основание
Фихте рассматривать свою философию в
целом как наукоучение, с одной стороны,
и как отображение нарастающего, но не
способного достичь сознания совпадения
(или тождества) противоположностей "Я"
и "не-Я", божественного и человеческого,
бесконечного и конечного, с другой. Эта
же объяснительная схема принимается
Фихте и в отношении индивидуального "я",
ограничение и разделение в котором порождает
различные психические состояния, главнейшие
психические функции и душевные способности.
Выдающаяся роль в диалектике полагания
и снятия ограниченности принадлежит
рефлексии.. Так, рефлексия об ощущении
(ограничении) есть деятельность, влекущая
за собой противоположение "я", поскольку
в самой рефлексии "я" не видит себя,
не видит, как оно действует и, следовательно,
действует бессознательно. Поэтому продукт
его деятельности ("не-я") предстает
перед ним не как его продукт, а как объект
вне его, существующий без всякого содействия
"я". В свою очередь осознание ощущения
как продукта деятельности связано с новым
ограничением, преодолевая которое, "я"
полагает новое и т.д. Диалектика Фихте
не знает завершающего тождества противоположностей,
и именно этот момент его философии вызвал
критику Шеллинга и Гегеля.
Ф.Шеллинг (1775-1854) прямо исходит из
принципа тождества духа и природы,
понимаемых всего лишь как разные проявления
единой деятельной сущности - Абсолютного
или Бога. В его философии оживают пантеистические
системы Дж. Бруно и Спинозы, переосмысленные
в свете возможностей, рожденных идеей
трансцендентализма Канта и ее развитием
в философии Фихте. Абсолютное тождество
Шеллинга есть первоначальная, а не производная
сущность. Сила, изливающаяся в природе,
по существу тождественна с той силою,
которая обнаруживается в духовном мире,
с той лишь разницей, что в первом случае
она должна бороться с перевесом реального,
а во втором случае - с переносом идеального.
Но и эта противоположность (реального
и идеального) является только тому, кто
уже сам отделился от целостности и обособился
от нее как производное существо. Творческая
деятельность Абсолютного развертывает
панораму жизни мира, метаморфозу его
форм от низших до высшей, венчаемой человеческим
самосознанием. То же самое творчество,
как тождество теоретической и практической
деятельности, нужно найти также в субъективном
интеллекте. Здесь, согласно Шеллингу,
таким характером обладает эстетическая
или художественная деятельность, способная
с наибольшей полнотой выразить природу
творческого начала. Идеальный мир искусства
и реальный мир объектов являются продуктами
одной и той же деятельности, которая,
творя бессознательно, создает действительный
мир природы, а творя сознательно, эстетический
мир искусства. Весь мир есть живое произведение
искусства. По словам Шеллинга, объективный
мир есть лишь первоначальная бессознательная
поэзия духа. Поэтому искусству Шеллинг
отводит исключительно высокое место
в своей философии. Именно в искусстве
раскрывается тайна мира, тождество идеального
и реального: в искусстве мы видим, как
воплощается идея, как интеллект творит
природу. Философия искусства поэтому
- общий орган философии, завершение ее
свода.
Шеллингом развито учение об интеллектуальной
интуиции как об "искусстве трансцендентального
созерцания". Интеллектуальная интуиция
относится к необходимо творящему интеллекту,
к творению самого мира так, как конгениальное
воспроизведение к художественному произведению.
Не всякому дано эстетическое .чувство,
тем не менее, оно единственный орган для
понимания искусства. Интеллектуальная
интуиция, как орган трансцендентального
мышления, есть духовное эстетическое
чувство, трансцендентальное искусство
в отношении к необходимым творческим
актам интеллекта.
Как бы то ни было, но в философии Шеллинга оказались чрезвычайно сближенными сфера природы и сфера искусства, натурфилософия и философия искусства. В глазах ряда его современников это стало не чем иным, как смешения задач поэзии и науки. Существенно иным способом стремится реализовать принцип тождества идеального и реального Вильгельм Георг Фридрих Гегель.
Информация о работе Субъективный идеализм И. Фихте. Натурфилософия Ф. Шеллинга