Субъективный идеализм И. Фихте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:08, реферат

Описание работы

Последующее развитие идея активности субъекта знания и идея свободы как принципа практического разума обнаружили в учении Иоганна-Готлиба Фихте, который провозгласил себя последователем Канта, впрочем в действительности вышел за пределы его учения. У Канта объект знания (мир явлений) конституируется субъектом, кроме чувствительного материала, происходящего от вещей в себе. Однако если вещь в себе существуют мыслимой сущностью ("чистый сознание" лишь допускает ее наличие), то она, говорит Фихте, является лишним предположением, и всю систему философского сведения возможно выстроить на одном принципе - "Я".

Файлы: 1 файл

Subektivny_idealizm_I.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Субъективный  идеализм И. Фихте


Последующее развитие идея активности субъекта знания и  идея свободы как принципа практического  разума обнаружили в учении Иоганна-Готлиба  Фихте, который провозгласил себя последователем Канта, впрочем в действительности вышел за пределы его учения. У  Канта объект знания (мир явлений) конституируется субъектом, кроме  чувствительного материала, происходящего  от вещей в себе. Однако если вещь в себе существуют мыслимой сущностью ("чистый сознание" лишь допускает  ее наличие), то она, говорит Фихте, является лишним предположением, и всю систему  философского сведения возможно выстроить  на одном принципе - "Я". Итак, философия  Фихте - субъективный идеализм, который  все выводит и все дает объяснение из работы "Я" как творческого  начала. "Я" у Фихте - одновременно индивидуальное ограничено "Я" (разум  человека) и "абсолютное Я" (божественная разум). И в том и в другом случае "Я" - это свободная работа, а не субстанция рационалистов. "Для  идеализма сознание существуют воздействие  и ничто другое ... все остальное  возможно вывести", - писал Фихте. Если предыдущая метафизика исходила из принципа, что бытие порождает  воздействие (у Декарта субстанция мыслит: "Я мыслю", следовательно, "Я" является мыслящей субстанцией), то Фихте - основоположник иного принципа - "воздействие порождает бытия". Как выразился Гете в Фаусте: "В  деянии старт бытия".

Фихте, как и Кант, исследовал проблему возможности научного сведения. Этому посвящена главный  труд мыслителя "наукоучения", в  которой "Я" выступает как творец всего сущего и одновременно как  создатель сведения о нем (создатель  не только лишь форм, но еще и содержания сведения).

I акт данной работы - понимание себя, что выражается  в тезисе "Я существуют Я". Это понимание себя (и самосозидания)  перерастает в возложении (существа) "не-Я", чего-то отличного от "Я". Скажем, "Я" как индивидуальный  субъект в акте самоосознания  поднимаюсь над тем "Я", которое  осознается. Заключительное выступает  как что-то конкретное, ограниченное. К примеру, "Я" размышляет  над собственным поступком; "Я"  себе в нем не нравлюсь, это  не тот "Я", которым "Я"  желал бы быть, то существуют  это "не-Я". Если под "Я"  понимается полный субъект (Господь), то он в подобном акте самосозидания бессознательно творит природу. Природа у Фихте лишена самости, она лишь материал, ограничение работы "Я" (Бога). Однако эта ограниченность не объективная, эта граница положена самим "Я", которая им же может оказаться и преодолена в ходе работы. Акт самоосознания является одновременно актом самосозидания. Итак, II-й акт - "Я существуют не-Я" (антитеза). "Не-Я" выступает как объект, который ограничивает свободу "Я". Объект, как в форме природы, так и культуры, в философии Фихте рожденный субъектом. За это попытка "выковырять" объект из субъекта его критиковали Кант и Шеллинг. "Не-Я" нужен Фихте как преграда, которую требуется преодолеть, то существуют как средство претворении в жизнь свободы. Ч/з прогрессивное преодоление ограниченности и случается совершенствование "Я".

III акт (синтез) - "Я  существуют Я и не-Я" - - снятие  противоположности субъекта и  объекта, утверждением их тождества.  Достижение данной тождественности  выносится на бесконечность. Это  идеал, к которому человек всегда  стремится. Как видим, Фихте  предложил триактний цикл творческой  работы "Я" (тезис, антитезис,  синтез), который потом успешно  применил в развитии диалектической  системы Гегель;

При всей надуманности (с первого взгляда) предложенной схемы нельзя не подчеркнуть, что  развитие в сфере культуры (а именно сюда после Канта мало помалу переместился центр философских изысканий) происходил именно по подобной схеме. Исходной позицией возникновения любого явления культуры существуют творец, имеющий замысел, проект. Это тезис. Он воплощает собственный  проект в жизнь (сводит дворец, рисует картину, принимает конституцию). Будучи созданным, объект противостоит ему  как "не-Я". "Я" (во II-м акте) не удовлетворено творением, оно  не исчерпало его творческий потенциал  или, вернее, "Я" увидело собственную  ограниченность в созданном "не-Я" и стремится его преодолеть. Преодолевая  так собственную ограниченность, оно прогрессирует.

У Фихте эта схема  лишь просматривается, полностью она  развернута у Гегеля, однако именно Фихте начал ее. Он, как и Кант, предпочитал практическом разума над  теоретическим. Познание для него выступает  только как миг зависимости "Я" от "не-Я", что преодолевается в  практической работы, в которой "Я" действует как свободно, так как  оно творит "не-Я". Философия  Фихте нарушила трудности, которые  развили позже Шеллинг и Гегель.


Информация о работе Субъективный идеализм И. Фихте