Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 20:45, реферат
Актуальность изучения философии обусловлена нарастанием сложности общественной жизни, развитием и усложнением методов научного познания и инженерно-технической деятельности. Философия формирует мировоззренческую и методологическую культуру личности, дает наиболее обобщенные представления о мироздании и месте в нем человека, является фундаментом всех других общенаучных, гуманитарных и специальных дисциплин, вооружает методологией познания и практически-преобразовательной деятельности.
Возьмите, например, и скажите своему коллеге, что он ничтожество, или лучше плюньте ему в лицо, и вы увидите субъекта во всей красе. Что собственно произошло? Откуда столько агрессии? Подумаешь, немного слюны попало на щеку? Вроде бы ерунда, но двести лет назад вас бы затаскали по дуэлям, да и в наше время вы гарантировано приобретете себе врага на всю жизнь, со всеми вытекающими последствиями. А происходит это потому, что оскорбление, по своей сути, есть отрицание свободы человека. Оскорбляющий как бы говорит: «Ты не посмеешь ответить, потому, что ты несвободный человек. Ты раб, страх сильнее тебя, и я это знаю». Чем отличается ситуация, когда вас толкнули и извинились от ситуации, когда вас толкнули и не извинились. Воздействие на ваше тело одинаковое, а реакция ваша разная. В первом случае за вами признают свободу действия, то есть, возможность адекватного ответа, а во втором нет.
Характерно, что реакция субъекта на оскорбление рефлекторная; если субъект понимает, что в отношении него произведено символическое действие, отрицающее его, как свободную личность, то он непроизвольно наполняется агрессией. Другое дело, что эта агрессия может им задерживаться, по невротическим причинам.
Таким образом, для того чтобы увидеть специфическую субъективную реакцию достаточно донести до субъекта свои сомнения в его свободе.
Приведенные ниже утверждения, представляющиеся очевидными, могут служить доказательством наличия у субъекта собственной объектности.
1. Собственное онтологическое присутствие уникально, я себя нигде не встречу.
2. Собственное онтологическое присутствие делит мир на меня и все остальное.
3. Субъект есть некая целостность, неделимая на части.
4. Субъект есть простой объект, в том смысле, что субъект не имеет от самого себя никакой внутренней жизни.
5. Собственное онтологическое присутствие неизменно, жизнь проживает один и тот же субъект.
Субъект самоидентичен. Он является неким субстратом, остающимся неизменным при всевозможных трансформациях его «Я».
6. Субъект тотален, то есть, присутствует сразу весь и в законченном виде, и как таковой не может быть больше или меньше, лучше или хуже.
7. Собственное онтологическое
присутствие самоосновно, в том
смысле, что оно совпадает со
своей возможностью и не
Как «самоосновное» собственное онтологическое присутствие беспричинно, оно есть не «потому что», а «просто так».
8. Субъект есть конечная причина собственных желаний.
Желания субъекта первичны по отношению к возможности своей реализации, и не связаны данной возможностью.
9. Субъект есть конечная причина собственных действий, у субъекта есть принципиальная возможность не делать того, что он делает, и, в этом смысле, субъект свободен.
10. Свобода субъекта априорна
и потому необходима. Необходимость
свободы субъекта является
11. Собственное онтологическое присутствие актуально, его нельзя «протянуть» хоть сколько-нибудь во времени.
12. Субъект определяет своим присутствием настоящее, являясь, тем самым, точкой отсчета прошлого и будущего.
13. Субъект определяет своим присутствием центр мира, являясь, тем самым, точкой отсчета координат пространства.
Субъект есть конечная причина мира. Понятие свободы является недостаточным для понимания природы субъекта, оно лишено интенции, тогда как жизнь субъекта никак нельзя назвать хаотической. Субъект свободен в своем выборе априорно, поэтому свобода не может быть проблемой, а, соответственно, и целью. Между тем, очевидно, что существование субъекта в мире сопряжено для него с некоторой проблемой, которую он стремится решить, преобразуя окружающую действительность. Одной свободы выбора для субъекта оказывается недостаточным для пребывания в гармонии с самим собой, ему необходимо, чтобы еще и мир был не таким, каков он есть, а таким, какой ему хочется.
Когда говорят о свободе человека, как о некой цели, то имеют в виду именно трансформацию мира таким образом, чтобы субъект имел принципиальную возможность быть в нем хозяином.
В этой связи с этим, характерна ошибочность тезиса о свободе выбора, как неком искомом состоянии человека. Человек не хочет получить свободу выбора, невозможно хотеть то, что уже есть, человек хочет получить возможность делать правильный выбор. Разница между понятиями «свободный выбор» и «правильный выбор» принципиальная. Выбор человека всегда свободный, но не всегда правильный, то есть не всегда человек правильно выбирает путь к реализации своего желания. Не всегда человек имеет возможность реализовать задуманное, а хочет, чтобы такая возможность была всегда, в этом проблема выбора.
Представляется возможным доопределить понятие «субъект» понятием «конечная причина мира», и рассматривать «конечную причинность» в качестве природы субъекта.
Следует отметить, что А. Тхостов в своих исследованиях объявил субъекта «пустым местом».
Рассматривая феномен подвижности субъект-объектной границы, Тхостов отмечает, что движение данной границы обусловлено степенью управляемости (предсказуемости, проницаемости) объекта для субъекта. «Подчиненный» объект становится телом субъекта, то есть, субъект получает возможность не замечать его собственную, отличную от него объектность. И наоборот, отчуждение субъектом объекта, выделение субъектом его из собственного тела в мир не-Я, происходит по причине неуправляемости (непредсказуемости) объекта субъектом.
Представляется возможным говорить о необходимом характере конечной причинности субъекта. Данное утверждение напрямую следует из того, что конечная причинность субъекта есть его природа.
Для того чтобы быть конечной причиной мира субъекту не нужны никакие дополнительные условия, быть субъектом уже означает быть конечной причиной мира. Как, например, дерево деревянное, потому что оно дерево, а не потому, что оно горит или пилится, так и субъект - конечная причина мира, потому что он субъект, а не потому, что он император, гений или шизофреник.
Каково же основное противоречие существования субъекта в мире? Будучи по своей природе конечной и, соответственно, априорной, причиной мира, субъект таковым для мира не является. Мир существует по своим собственным законам, и ему нет дела до того, что кто-то претендует на его конечную причинность. Положение субъекта в мире подобно положению короля, королевства которого нет, и никогда не было. Данное противоречие представляется основным и исходно присутствующим противоречием существования субъекта в мире.
Представленное противоречие не является фатальным для субъекта, так как, он всегда может вообразить себе все недостающие в мире элементы, для того чтобы быть его конечной причиной. Так, например, вообразив себе мир как управляемый богами, или какими-либо иными «высшими» силами, субъект получает возможность управлять и самим миром, так как, населяя мир богами, субъект бессознательно имплицирует в схему божественного мироустройства возможность управления ею. Достаточно допустить, что дождем управляет Бог дождя, как сразу появляется возможность влиять и на сам дождь путем принесения соответствующих молитв и жертв.
Субъект всегда имеет принципиальную возможность реализоваться в качестве конечной причинности мира в своем воображении. Однако наличие такого универсального механизма реализации не снимает основного противоречия существования субъекта в мире. Субъект, судя по всему, есть конечная причина именно объективного мира, по крайней мере, гармонии с собой субъект достигает, только будучи хозяином именно объективного мира.
Фантазии субъекта на тему «я управляю миром», без каких-либо объективных предпосылок к тому представляются неким защитным психическим механизмом, то есть, вынужденной мерой. Между тем, стремление субъекта к получению реальных возможностей управления миром не представляются сумасшествием. Можно предположить, что целью развития цивилизации является именно мир управляемый человеком, соответственно, человек управляющий миром является искомым позиционированием субъекта в мире.
Косвенным доказательством предположения «субъект - есть конечная причина, именно, объективного мира» может послужить прямая корреляция между мистификацией мира субъектом и неспособностью управлять им; чем более субъект зависим от мира, тем более в его представлении о мире «божественных» сил, и наоборот, чем более предсказуема жизнь, тем менее субъект склонен вспоминать о боге, судьбе и пр. Известно, например, что после теракта одиннадцатого сентября раскупаемость библий и противогазов в Америке резко возросла.
Реализация своей конечной причинности в мире есть бытие субъекта в качестве самого себя. Необходимость реализации непосредственно вытекает из основного противоречия существования субъекта в мире, не будь данного противоречия, никакой реализации не требовалось бы, так как, субъект есть конечная причина мира как таковой, без каких-либо дополнительных условий. Реализация субъектом своей конечной причинности в мире имеет вынужденный характер, являясь компенсацией определенного спектра фрустраций, полученных субъектом в качестве переживания неуправляемости мира. В данном случае можно говорить о существовании бессознательного требования субъекта к миру, как некого критерия, по которому он преобразует окружающую действительность. Данным требованием является обеспечение миром возможности для бытия субъекта в нем в качестве его конечной причины. Мир должен быть специально приспособлен для того, чтобы субъект имел устойчивую возможность для реализации в нем собственных желаний. Такой мир субъект воспринимает как нормальный. Ненормальным - субъект называет мир, в котором он не чувствует себя хозяином. Данное неприятное чувство субъект и стремиться преодолеть, переделывая «ненормальный» мир в «нормальный»
Существование в «нормальном» мире субъект считает естественным, соответственно, «ненормальный» мир является для субъекта чуждым, и попасть в такой мир он не жаждет. Примером «нормального» мира может служить некий «дом будущего», где все приспособлено для удовлетворения всяческих желаний хозяина, в качестве чуждого мира на ум почему-то приходит сибирская тайга. Характерно, что те, для кого тайга является более предпочтительной в плане «реализации...» нежели большой город, а такие люди, безусловно, есть, предпочитают жить именно в тайге.
Говоря о реализации субъектом своей конечной причинности именно как о превращении действительности, я акцентирую внимание на том, что в «реализации...» известную долю занимает воображение субъекта, без которого данная реализация не могла бы состояться. Субъект никогда не смог бы почувствовать себя комфортно в мире, если бы воображение не дорисовало ему все недостающие для этого элементы. Речь, в данном случае, идет не только о заселении мира богами, хотя это очень важный элемент «реализации...», воображение, как основа способности субъекта к интерпретации происходящего с ним является известным в психологии защитным механизмом, позволяющем субъекту удерживать ситуацию в нужном для себя контексте. Реализации субъектом своей конечной причинности в мире имеет необходимый характер. Необходимость реализации обусловлена априорным характером конечной причинности субъекта.
Реализация конечной причинности является, по сути, единственной реакцией субъекта, которая не имеет альтернативы. Заранее мы не можем предугадать реакцию субъекта на возникающие физиологические потребности. Варианты возможны прямо противоположные. Субъект может реагировать на голод поиском пищи, а может и голодать вопреки обилию пищи и т.п., но на угнетение конечной причинности все люди реагируют однозначно. Нет ни одного человека, который бы стремился пережить насилие, и не реагировал бы на насилие попыткой выхода из данной ситуации с последующей компенсацией пережитого.
Необходимый характер реализации субъектом своей конечной причинности придает субъективности объективный характер. Так, например, необходимый характер реализации позволяет утверждать, что страх является только ориентировочной реакцией, но никак не причиной поведения, человек имеет принципиальную возможность действовать, несмотря на присутствие страха. Герой, строго говоря, ничем не отличается от любого другого человека. Данное утверждение, совершенно очевидное для простой интуиции ума, не дает клиенту возможность заблокировать анализ объяснением типа: «Это все потому, что я его боюсь». Страх, как раз, ничего не объясняет; если человек делает так, а не иначе, то только потому, что ему так выгодно.
Наличие у субъекта способа реализации своей конечной причинности - необходимое условие реализации. Здесь необходимо отметить, что цель реализация субъектом своей конечной причинности можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Под «внутренней» целью я понимаю - достижение субъектом своего естественного состояния (конечной причинности), а под «внешней» целью- создание субъектом некого объекта, подавляющего источник фрустрации. Таким образом, достижение субъектом внешней цели является средством достижения внутренней (истинной) цели реализации.
Дело в том, что к сфере бытия традиционно относят всю систему связей и отношений, в которые человек вступает в процессе своей жизни, и которые формируют его как человека. Относят также и ту предметную среду, которую создает сам человек и в которой он обитает. И казалось бы, что если со связями и отношениями еще чего-то можно выяснить, то уж предметный-то мир наверное первичен. Однако, если вдуматься, то оказывается, что такая прямолинейная логика ведет в тупик.
Те вещи или объекты предметного мира, которые создаются человеком, прежде чем возникнуть в объективной реальности, существуют как идеальный план, субъективная реальность, как идея. Лишь затем через деятельность человека эта идея воплощается в материале, объективируется. Обычное возражение против этого, что материал существует вне сознания и идея не реализуется вне материи ничего не меняет, так как никто и не утверждает, что материя существует в сознании. Говорится только о том, что материя по своей природе костна и не способна к развитию. И дух, сознание оплодотворяет материю и лишь поэтому она приобретает форму, развивается.
Информация о работе Субъективный мир человека как объективная реальность