Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:47, реферат
Цель данной работы, проанализировать основные течения философии XX века и попытаться выявить общую направленность – отношение к человеку.
Задачи работы заключаются в изучении следующих аспектов философии существования:
1.Общей направленности и проблематики данного направления.
2.Существовании человека и его сущности в философии XX века.
3.Проблемы бытия человека и бытия мира.
4. Человека как уникального существа.
Введение………………………………………………………………………3
1. Проблемы бытия человека: Экзистенциализм…………………………….4
2. Бытие человека и бытие мира……………………………………………..13
3. Существование человека и его сущность как основная проблема философии XX века…………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………...20
Бытие-в-мире, с одной стороны, раскрывается через неотъемлемое от человека "деление" - и это напоминает немецкую классическую философию, в частности понятие "дело - действие" у Фихте. Бытие-в-мире "светится", но Хайдеггеру, через "делание", а "делание" раскрывается через "заботу". (Конечно, не следует путать заботу как категорию философии с конкретными "тяготами", "печалью", "жизненными заботами", в философии экзистенциализма речь идет об общей, "метафизической" заботе, обеспокоенности миром, самим бытием.) Итак, Dasein способно не только вопрошать о бытии, но и заботиться о себе как бытии, заботиться о бытии как таковом. И эти моменты, действительно характеризуют бытие человека в мире и очень важны, особенно сегодня, когда именно забота человека и человечества о бытии, о сохранении бытия планеты, цивилизации, о сохранении природной среды должна противостоять вырвавшимся из-под контроля деструктивным тенденциям человеческой жизни. 12
2. Бытие человека и бытие мира
В ряде направлений современной философии подход к бытию исходит уже из анализа человеческого существования. Человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры. В философии XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета. Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира. В таких случаях, говорили они, философия и превращалась в "философию вещей", а человек чаще всего также рассматривался как вещь. Не менее категорическими были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство "философии идей", утверждали сторонники "новой онтологии", превращает человека в своего рода познавательную машину. 13
В противовес классическому онтологизму и гносеологизму представители анализируемых направлений XX века считали необходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека. Исключением было учение Канта. В нем философы XX века особенно высоко оценили ту идею, согласно которой мир мы видим исключительно сквозь призму человеческого сознания. Вещи мира, сам мир существуют в себе, совершенно независимо от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его осознания уже неотделимы от человека. К этим тезисам Канта, значительно усиливая их субъективистский крен, присоединяются не только феноменологи, экзистенциалисты, персоналисты, но и представители многих других направлений. Однако в отличие от классиков, и даже от Канта, центром "антропологической философии" XX века является не учение о разуме, не гносеология и логика, а онтология. Центром же "новой онтологии" становится не некое изолированное сознание человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие Dasein (наличное бытие, здесь - бытие), которое становится базовой категорией экзистенциалистской онтологии. 14
3. Существование человека и его сущность как основная проблема философии XX века
Трагико-драматическая
Ж. П. Сартр в работе «Экзистенциализм — это гуманизм» поясняет специфику существования человека следующим образом. При изготовлении вещи человек предварительно формирует ее идею. Ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое нож и какой именно нож сейчас надо сделать: сущность здесь предшествует существованию вещи. Принципиально иным образом обстоит дело с человеком. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности. Разделяя экзистенциализм на два основных направления — христианское (Г. Марсель, К. Ясперс) и атеистическое (М. Хайдеггер, А. Камю), Ж. П. Сартр себя относит к последнему. Утверждение атеистических экзистенциалистов: бога нет, бог умер — не повторяемые вслед за Ницше фразы, рассуждает Сартр, а исходный пункт для развертывания важнейших философских тезисов и обращенных к реальному человеку нравственно-практических выводов. 16
Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя,— в этом и состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится.
Итак, экзистенциальные философы внушают читателю здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.
Человек — своего рода «проект», который живет, развертывается, реализуется или не реализуется, и процесс обретения человеческой сущности индивидом длится всю его жизнь, не теряя остроты, напряженности, драматизма. 17
Ж. П. Сартр предвидит и разбирает возможные возражения против своей концепции — например, апелляцию к силе обстоятельств: обстоятельства-де были против меня — я не сделал и не делаю того дела, к которому предназначен, не встретил людей, которых можно было бы любить, и т. д. Для экзистенциализма, говорит Сартр, нет способностей, тяготения к какому-либо делу вне их проявления. И если человек никого и никогда не любил, ни к кому реально не проявил дружеского расположения, значит, таких качеств нет и не было в его индивидуальном «проекте». Быть в пути, то есть постоянно заботиться об обретении своей сущности, — истинно человеческий, хотя и нелегкий, полный драматизма удел. 18
X. Ортега-и-Гасет писал, что идея прогресса «усыпила» в европейце и американце то радикальное чувство опасности, которое и является субстанцией человека. Ибо если человечество прогрессирует с неизбежностью, из этого вроде бы вытекает: мы можем перестать быть настороже, отбросить все заботы, освободить себя от всякой ответственности и предоставить возможность человечеству неотвратимо вести нас к совершенствованию и к наслаждению. Человеческая история оказывается, таким образом, лишенной всякого драматизма.
Человек свободен, он и есть свобода, пишет Сартр. Свободный выбор индивида — его удел, ответственность и его трагедия. Ситуация личностного выбора — излюбленная тема экзистенциальной философии. Она анализируется и на реальных жизненных примерах, и через образы и коллизии художественных произведений, и в абстрактном контексте философских сочинений. В классической философии, конечно, тоже шла речь о выборе, а иногда — о побуждениях и мотивах деятельности индивидов. Но по большей части интерес философов-классиков был сосредоточен на познавательных аспектах деятельности. В XX веке центр внимания философов явно переместился. Правда, они тоже обращаются к познавательным сторонам деятельности человека, но вот его сущность, проявляющуюся в реальном существовании, усматривают, главным образом, не в рациональных познавательных и познаваемых моментах. 19
Бытие человека, в центр
которого помещено главное в нем
— индивидуальная сущность, то есть
экзистенция, в свою очередь становится
первоосновой картины мира, создаваемой
представителями экзистенциалистско-
Заключение
В данной работе мы выяснили, что основная направленность философии XX века – проблема бытия человека в этом мире.
Из всего изложенного
логически следует вывод, что
поиск первоначал, первооснов бытия
никогда не был для философии
некой интеллектуальной самоцелью.
Он всегда движим острейшей практической
и мировоззренческой
Философы XX века делали вывод,
что отчуждение является общей характеристикой
жизни человека в обществе, в особенности
на нынешнем этапе истории, когда
чувство страха порождается опасностью
уничтожения человечества. Они видели
смысл философии не только и не
столько в констатации
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. ФИЛОСОФИЯ. Учебник / П.В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2000 г. – 230 с.
2. Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. – М., 1998. – 310 с.
3. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки / В.А. Квинке. – М., - 2004 г. – 258 с.
4. Кириленко, Г.Г. ФИЛОСОФИЯ. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М. : АСТ, 1999 г. – 304 с.
5. Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ВЛАДОС, 2007 г. – 510 с.
6. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 3-4 изд. М., 2004 г. – 348 с.
7. Спиркин А.Г. Философия : учеб. Пособие для вузов / Спиркин А.Г. – 2-е изд. – М. : Гардарики, 2001. – 236с.
1 Алексеев П.В. Философия. Учебник / П.В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2000 г. – С.160
2 Алексеев П.В. Философия. Учебник / П.В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2000 г. – С.160
3 Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 3-4 изд. М., 2004 г. – С. 144
4 Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 3-4 изд. М., 2004 г. – С. 146
5 Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки / В.А. Квинке. – М., - 2004 г. – С.117
6 Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки / В.А. Квинке. – М., - 2004 г. – С. 199
7 Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки / В.А. Квинке. – М., - 2004 г. – С. 221
8 Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки / В.А. Квинке. – М., - 2004 г. – С. 224
9 Спиркин А.Г. Философия : учеб. Пособие для вузов / Спиркин А.Г. – 2-е изд. – М. : Гардарики, 2001. – С. 237
10 Спиркин А.Г. Философия : учеб. Пособие для вузов / Спиркин А.Г. – 2-е изд. – М. : Гардарики, 2001. – С. 217
11 Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. – М., 1998. – С. 277
12 Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. – М., 1998. – С. 278
13 Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В.Д. Губин. – М., 1998. – С. 245.
14 Алексеев П.В. Философия. Учебник / П.В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2000 г. – 230 с.
15 Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ВЛАДОС, 2007 г. – С.453
16 Алексеев П.В. ФИЛОСОФИЯ. Учебник / П.В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2000 г. – С. 123
17 Алексеев П.В. ФИЛОСОФИЯ. Учебник / П.В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2000 г. – С. 123
18 Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 3-4 изд. М., 2004 г. – С. 115
19 Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов / В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 3-4 изд. М., 2004 г. – С. 115
20 Алексеев П.В. ФИЛОСОФИЯ. Учебник / П.В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2000 г. – С. 230
Информация о работе Существование человека и его сущность как основная проблема философии XX века