Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 09:39, реферат
Могут ли животные “говорить” или язык является только уникальным свойством человека? Поскольку существует тенденция определять язык таким образом, что на основе такого определения язык подходит только человеку. Признать, что у животного есть язык, значит признать, что у животного есть разум, что люди - это те же самые животные ,только мы всего лишь стоим выше других живых существ, возникает этический конфликт.
В последние 30 лет изучение языкового поведения животных открыло совершенно новые перспективы для познания их высших психических функций. Речь идет об использовании символов, категорий, и даже способностей скрывать свои “мысли” и “намерения”. Иными словами, изучая возможности коммуникации животных, мы раскрываем дополнительные возможности их интеллекта.
На протяжении всей эволюции человек был близок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Язык и речь животных………………………………………..5
1.1 Язык обезьян…………………………………………………10
1.2 Язык летучих мышей………………………………………...12
1.3 Язык птиц……………………………………………………..13
1.4 Язык насекомых……………………………………………..16
1.5 Язык «голубого континента»………………………………19
1.6 Язык собак…………………………………………………...23
Глава 2. Психические основы обучения животных человеческой
речи. ……………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………29
Список использованных источников и литературы………………….30
1.6 Язык собак
Знаменитый дрессировщик В.Л. Дуров любил
зверей, хорошо изучил их повадки, и в совершенстве
владел мастерством обучения, дрессировки
животных. Вот как он объяснял собачий
язык. Если собака лает отрывисто – «ам!»,
глядя на человека и приподняв при этом
одно ухо, - это означает вопрос, недоумение.
Когда она поднимает морду и издает протяжное
«ау-у-у…», значит, ей тоскливо, если же
повторяет несколько раз «мм-мм-мм», то
что-то просит. Ну а рычание со звуком «ррр…»
понятно всем – это угроза.
Также я проводила собственные наблюдения
на своей собаке и вынесла следующие выводы:
Собака злится - она злобно лает и рычит,
при этом оскаливая зубы и прижимаясь
к земле. Лучше не подходить к такой собаке.
Собака напугана - она поджимает хвост
и уши, старается выглядеть маленькой,
может даже прижаться к земле и уползти.
Также если собака нервничает или боится,
она не станет смотреть вам в глаза. Так
делает обычно провинившийся щенок.
Довольна - собака виляет хвостом от радости
и удовольствия. Она может поднимать уши
и подтягивать губы, как бы улыбаясь.
Любопытствует - ставит уши торчком, сидит
тихо, обычно наклонив голову набок, и
ждет, что случится дальше.
Демонстрирует доверчивость - катается
или лежит на земле, при этом демонстрируя
свой живот. Многие собаки любят, чтобы
им почесали его.
Хочет поиграть - резко кладет голову на
передние лапы и поднимает заднюю часть
тела (игровой поклон). Она может вздергивать
голову вверх, виляя хвостом и поднимая
ушки.
Приветствует - прыгает, пытаясь лизнуть
в лицо. Если вы долго не виделись с собакой,
она может радостно повизгивать, не давать
вам пройти, пока вы ее не приласкаете.
Ученым удалось изучить значение издаваемых
собаками звуков. Оказалось, что всего
лишь в 20 % «слов» и «фраз», сказанных собакой,
говорилось о любви и дружеских чувствах
к хозяину, его силе, об охране дома, а остальные
80 % были посвящены…еде и сексу!
Взаимопонимание нужно всем, в том числе
хозяину и четвероногому жильцу дома.
Вот поэтому англичанин Джон Фингли организовал
курсы для желающих изучить «собачий язык».
Но, может быть, и в этой «школе» когда-то
будет использован так называемый метод
погружения. При этом способе обучения
человек, изучающий иностранный язык,
помещается в такую среду, где все говорят
только на изучаемом языке, и в такой обстановке
он быстро осваивает разговорную речь.
Придется тогда учениками Джона немного
пожить на псарне.
Глава 2.Психические основы обучения животных человеческой речи.
Исследование этой важной
проблемы – труднейшая задача, и над её
решением работают во всех странах. В подходах
к ней учёные разделились на две основные
группы.
Одни из них считают, что психические
процессы у животных не отличаются от
таковых у человека и разница между ними
лишь в степени и характере развития этих
процессов. По мнению учёных этой группы,
в области психики животные обладают всем
тем, что есть в человеке, а разница состоит
лишь в степени развития уровня психической
деятельности у животных по сравнению
с человеком. Животные, находясь в своей
среде обитания, не испытывают потребности
в развитии и совершенствовании этой деятельности,
если к ним не предъявляются новые требования,
т. к. они вполне соответствуют среде. Но
при необходимости они могут развить имеющиеся
у них большие возможности и овладеть
речью хотя бы в примитивной форме.
С точки зрения других зоопсихологов,
у животных имеются всего лишь предпосылки
того, что люди называют разумом, сознанием,
мышлением и интеллектом. У животных поведение,
умственная и психическая деятельность
покоятся на врождённых, наследственно
обусловленных инстинктах, закреплённых
в генетической программе на протяжении
всей эволюции. Животных не следует во
всём уподоблять человеку. У животных
есть биологические предпосылки мышления,
но не зачатки этого качества.
Но если внимательно анализировать особенности
психических процессов у животных, особенно
у выдающихся и одарённых их представителей,
то можно прийти к выводу, что животным
нельзя отказать в разуме, абстрактном
мышлении, наличии сознания и самосознания.
На основе тщательного анализа уровня
рассудочной деятельности животных Л.
В. Крушинский приводит последовательность
их способности к решению задач: на первом
месте находятся млекопитающие – обезьяны,
дельфины, бурые медведи, собаки, лисы,
кошки; на втором месте птицы – вороновые;
на третьем месте – амфибии и рыбы.
Научные дискуссии учёных по коренным
вопросам зоопсихологии и зооэтологии
продолжаются многие десятилетия и не
утихают в настоящее время в связи с новыми
открытиями в этих областях.
Специалисты-зооэтологи по китообразным
заявляют, что изучение мозга дельфинов
позволяет перейти от оценки уровня развития
центральной нервной системы китообразных
к определённому утверждению, что этот
уровень выше уровня развития мозга исследованных
человекообразных обезьян и ближе к уровню
развития человека.
Животные после обучения различают фонемы
– звуковой эквивалент буквы и понимают
человеческую речь. Животные способны
различать звуковые характеристики отдельных
букв, звуковых сочетаний, полученных
на электронных синтезаторах человеческой
речи, и даже сложные звуки, входящие в
состав целых предложений.
Не исключено, в таком случае, что животные,
особенно наиболее талантливые, после
обучения понимают смысл произносимых
слов и что возможен активный диалог между
человеком и животным.
Произносимые воронами и попугаями слова
выражают определённые смысловые ассоциации,
то есть понятия и символы, несущие значения
слов и связи между ними.
После длительных исследований И. С. Бериташвили
пришёл к заключению, что у животных имеется
четыре вида памяти:
- свежая, краткосрочная, возникающая после
нескольких минут восприятия объекта;
- длительная, долгосрочная, проявляющаяся
через много дней;
- условно-рефлекторная, устанавливающаяся
после выработки условного рефлекса;
- эмоциональная, выражающаяся в повторном
эмоциональном возбуждении.
В жестовой речи у приматов и в разговоре
высокоодарённых птиц прослеживаются
элементы словесно-логической памяти
и самосознания. Животные умеют созерцать,
решать логические задачи, изменять модели
поведения, наслаждаются картинами, играми,
нуждаются в общении. Дельфины с упоением
готовы играть с мячом в бассейне, слоны
с удовольствием играют в футбол, а любовь
к пению отмечена у всех животных – от
лягушек до обезьян и китов. Любовь и преданность,
жалость и сострадание, альтруизм и жертвенность
– все эти высокие морально-этические
качества человека в равной мере присущи
животным.
Несомненно, большие различия лежат между
миром людей и животных: отличия в социальной,
культурной жизни, производственной деятельности,
материально-эстетических ценностях и
в наличии совершенного по структуре языка
и речи – великих эволюционных завоеваний
человека.
Животные существуют как бы в другом измерении
– на лоне природы, в свободных условиях,
со своей организацией жизни, с иными требованиями
и законами, отличающимися от созданных
человеком. Но то, что животные мыслят
разумно и говорят человеческим голосом,
признано всеми. Это является неоспоримым
фактом, не вызывающим сомнения, поскольку
многократно проверено учёными, известны
приёмы, способы и методы, с помощью которых
животных обучают человеческой речи.
Животные способны принимать мысль, передаваемую
мозгом человека. Это явление дистантной
передачи мысленного сообщения, образа,
внушения, приказа получило название телепатии.
Во всех случаях, известных в науке о говорящих
животных, человек является инициатором
и исполнителем происходящих событий.
Предоставленные сами себе животные остаются
теми, какими мы их знаем – ласковыми и
боязливыми, пугливыми и любознательными,
добрыми и сердитыми, смелыми и трусливыми
нашими меньшими братьями.
Те, кто увлечены и давно занимаются йогой
и учениями о душе, смогут привести объяснение
всем этим необыкновенным случаям. В Природе
идёт непрерывный кругооборот энергии,
материи и сознания. Всё живое обладает
разумом, сознанием, душой, и происходит
бесконечное перевоплощение одного существа
в другое: человек может в своём эволюционном
развитии прожить несколько жизней –
быть собакой, кошкой, растением, камнем,
а затем вновь перевоплотиться в человека.
Разум находится в любом живом существе.
Степень одарённости, уровень сознания,
способность к обучению у разных видов
разные. Говорящие одарённые животные
– именно те, в которых наиболее ярко проявляется
человеческая сущность, находящаяся в
них.
Заключение.
Рассмотренные в данном реферате
особенности языка и общения животных,
говорят о том, что животные , также как
и человек, могут общаться между собой,
однако не всегда при помощи вербальных
средств (здесь речь идет не о человеческой
речи, а о своеобразном языке животных,
присущем некоторым видам и проявляющемся
в виде специфичных звуков), а при помощи
каких-то движений, стимулов и т.д.
Одного только нельзя обнаружить в «языке»
животных – «язык» животных, в отличие
от людей, не может служить средством передачи
опыта. Поэтому даже если предположить,
что какой-либо отдельный выдающийся экземпляр
в своем индивидуальном опыте найдет ряд
способов наиболее легкого добывания
пищи, то он будет не в состоянии передать
свой опыт средствами, имеющимися в арсенале
“языка” животных.
Что же касается домашних животных, а также
дрессированных животных, то они не только
могут «общаться» между собой, но и «понимать»
речь окружающих людей. Однако это «понимание»
происходит за счет условных рефлексов,
которые вырабатываются в результате
многократного повторения одних и тех
же слов или действий.
Итак, можно сделать вывод о том, что практически
все виды животных имеют свой язык, и большинство
из них «общаются» посредством этого языка.
Уровень «общения» напрямую зависит от
уровня развития животных.
Литература
Адреса Интернет-ресурсов
http://nplit.ru/books/item/
http://allforchildren.ru/why/
http://chelyaby-priut.ucoz.ru/