Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:27, реферат
Свое понимание сущности философии Аристотель излагает главным образом в «Метафизике», уточняя ее характеристики в ряде других работ. Отождествляя философскую науку с мудростью, он ставит вопрос следующим образом: «Какими именно причинами и какими началами должна заниматься наука, которая носит название мудрости?».
Уже сама постановка вопроса свидетельствует о том, что, трактуя философию как особого рода науку, он исходит из причинной концепции научного знания в целом, стремясь выявить и строго определить прежде всего тип причин, с которыми имеет дело философия, а затем сформулировать характеристики, присущие собственно философскому знанию, в отличие от других форм познавательной деятельности.
Свое понимание
сущности философии Аристотель излагает
главным образом в «Метафизике»
Уже сама постановка вопроса
свидетельствует о том, что, трактуя философию
как особого рода науку, он исходит из
причинной концепции научного знания
в целом, стремясь выявить и строго определить
прежде всего тип причин, с которыми имеет
дело философия, а затем сформулировать
характеристики, присущие собственно
философскому знанию, в отличие от других
форм познавательной деятельности.
Отвечая на вопрос о предмете философии
и природе философского знания, Аристотель
пишет: «Есть некоторая наука, которая
рассматривает сущее как такое и то, что
ему присуще самому по себе. Эта наука
не тождественна ни с одной из частных
наук: ни одна из других наук не исследует
общую природу сущего как такого, но все
они выделяют себе какую-нибудь часть
его (сущего) и затем рассматривают относительно
этой части то, что ей окажется присущим;
так поступают, например, науки математические.
А так как предмет нашего исследования
составляют начала и высшие причины, то
они, очевидно, должны быть началами и
причинами некоторой существующей реальности
(cpogecog Tivog) согласно ее собственной природе».
Таким образом, с точки зрения Аристотеля,
предметом философии является реальность
как целое, рассматриваемая с точки зрения
ее собственных начал, или первопричин.
Такое понимание сущности философии Аристотель
стремится обосновать исторически, считая
необходимым подвергнуть тщательному
рассмотрению выработанные ранее и принятые
в его время мнения о том, что такое мудрость
и каков мудрый человек.
Согласно этим мнениям, «мудрый знает
все, насколько это возможно, не имея знания
в отдельности о каждом предмете. Далее,
мы считаем мудрым того, кто в состоянии
узнать вещи: трудные и не легко постижимые
для человека (ведь чувственное восприятие
общо всем, а потому — вещь легкая, и мудрости
(в нем) нет никакой). Кроме того, более
мудрым во всякой науке является человек
более точный и более способный научать,
а из наук в большей мере считается мудростью
та, которая избирается ради нее самой
и в целях познания, а не та, которая привлекает
из-за ее последствий, и та, которая играет
руководящую роль — в большей мере, чем
та, которая занимает служебное положение;,
ибо мудрому не надлежит получать распоряжения,
но давать их, и не он должен повиноваться
другому, а ему тот, кто менее мудр».
Развивая свою мысль, Аристотель прежде
всего подчеркивает всеобщий, универсальный
характер философского знания, которое
есть знание обо всем существующем. Такое
«знание обо-всем должно быть у того, кто
в наибольшей мере владеет знанием в общей
форме: такому человеку некоторым образом
известна вся совокупность вещей, (которая
входит в круг этого знания)». Именно вследствие
своей всеобщности философское знание
является одновременно и наиболее трудным,
поскольку «наиболее трудны для человеческого
познания такие начала — начала наиболее
общие: они дальше всего от чувственных
восприятий». Вместе с тем философия является
и наиболее точным знанием, поскольку
«наиболее точными являются те из наук,
которые больше всего имеют дело с первыми
началами: те, которые исходят из меньшего
числа (элементов), более точны, нежели
те, которые получаются в результате прибавления
(новых свойств), например арифметика точнее
геометрии». Философия является и наиболее
пригодным для обучения знанием, поскольку
«научают те люди, которые указывают причины
для каждой вещи». Мудрость, или первая
философия, — это наука о максимально
познаваемом предмете, первых причинах,
началах всего сущего. Поэтому она есть
и наиболее совершенная из всех наук. Мудрость
является и наиболее руководящей из всех
наук, поскольку «в большей мере руководящей,
чем (всякая) наука служебная является
та, которая познает, ради чего надлежит
делать каждую вещь: а такою конечною целью
в каждом случае является благо и вообще
наилучшее во всей природе».
Наиболее существенной, с точки зрения
Аристотеля, характеристикой философии
является то, что она есть наука не деятельная,
а созерцательная, теоретическая. Теоретический
характер философии обусловлен тем, что
познание в ее пределах осуществляется
не ради каких-либо иных (в частности, практических)
целей, а ради самого познания. «Ибо вследствие
удивления, — полагает он, — люди и теперь
и впервые начали философствовать, причем
вначале они испытали изумление по поводу
тех затруднительных вещей, которые были
непосредственно перед ними, а затем понемногу
продвинулись на этом пути дальше и осознали
трудности в более крупных вопросах, например
относительно изменений луны и тех, которые
касаются солнца и звезд, а также — относительно
возникновения мира. Но тот, кто испытывает
недоумение и изумление, считает себя
незнающим (потому и человек, который любит
мифы, является до некоторой степени философом,
ибо миф слагается из вещей, вызывающих
удивление). Если таким образом начали
философствовать, убегая от незнания,
то, очевидно, к знанию стали стремиться
ради постижения (вещей), а не для какого-либо
пользования (ими). То, что произошло на
деле, подтверждает это: когда оказалось
налицо почти все необходимое и также
то, что служит для облегчения жизни и
препровождения времени, тогда (только)
стало предметом поисков такого рода разумное
мышление. Ясно поэтому, что мы ищем его
ни для какой другой нужды. Но как свободный
человек, говорим мы, это — тот, который
существует ради себя, а не ради другого,
так ищем мы и эту науку, так как она одна
только свободна изо (всех) наук: она одна
существует ради самой себя».