Сущность философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:34, доклад

Описание работы

Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

Интегративная функция. Философия выполняет функцию согласования, интеграции всех форм человеческого опыта: практического, познавательного, ценностного.

Интегративная функция философии  является важным элементом структуры  философского знания и одним из существенных показателей и путей реализации растущей роли диалектического и  исторического материализма в научном  познании в целом и интеграции наук в частности. В процессе интегративного функционирования научной философии  осуществляется не только ее союз со всеми  частными науками, но под воздействием философии они теснее объединяются между собой. В этой связи очевидность  превращения философии в необходимое  условие повышения эффективности  и результативности научных исследований, приращения нового знания не вызывает сомнений. Вместе с тем, занимая все  более весомое положение в  структуре философского знания, эта  функция отражает общую тенденцию  повышения марксистско-ленинской  философии в жизнедеятельности  социалистического общества, и в  целом создает условия для  более плодотворного проявления ее эвристических возможностей.

Воспитательно-гуманистическая  функция. Она заключается в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное _развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание .". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс  взаимосвязанных изменений в  рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.

Общепринятой целью в мировой  теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие  позиции общества по отношению к  личности и своему будущему. Они  позволяют осмыслить человека как  уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

Итак, мы выяснили, что философия  – это обобщенная система знаний о мире и человеке. Она возникает  на основе потребности в целостном  понимании мира как связанного и  единого в своей основе. Объективное  положение человека в системе  бесконечного мира таково, что он реально  поставлен в отношение к миру в целом, а не к отдельным его  фрагментам, частным областям или  свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия с момента  своего зарождения и стремится осмыслить  мир с точки зрения его целостности  и единства.

Специфическая особенность философии  состоит в том, что она выступает  синтезирующей формой познания. Она  дает теоретическое обобщение практической деятельности людей и данных конкретных наук о мире и человеке, результатом  которого является особое, качественно  новое – философское знание о  формах всеобщего. 

Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и  решение коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово  «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость).

Зарождение философии как специфической  формы духовной деятельности относится  примерно к началу 1-го тысячелетия  до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий  математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель.

До Платона и Аристотеля философское  знание в основном совпадало с  систематизацией так называемой житейской мудрости, т. е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картина бытия, на фоне которой только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образной манере, а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Но художественно-образные, символические способы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причем в философской традиции Востока эта последняя манера философствования до сих пор остается господствующей.

Что же касается понимания самого предмета философии, то оно сформировалось, во-первых, в процессе преодоления  ограниченности предшествовавших философии  типов мировоззренческого сознания, а именно мифологии и религии  в ее первоначальных формах (анимизм, тотемизм, политеизм и т. д.), отличных от возникших позднее мировых  религий; во-вторых, в результате длительных усилий, направленных на выделение  философского знания из всего массива  знания, имевшегося у человека в  ту историческую эпоху. В отличие  от мифологии и первоначальных форм религиозности, философия избрала  своим ориентиром не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы и стереотипы сознания, а свободное, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Антропоморфизму (наделению  человеческими качествами природных  вещей и процессов) мифологии  и ранним формам религиозности философия  противопоставила представление о  мире как о поле действия безличных  объективных сил.

Обсуждая проблему строения целостного бытия, древнегреческая философия  предложила определенный перечень разных ответов на эту проблему: представления  о наличии последних пределов, или последних самых малых  частичек вещества, из которых строится все мироздание (античный атомизм); о беспредельной, безграничной делимости  природы, следовательно, об отсутствии каких-либо пределов этой делимости; наконец, представление о всеохватывающем  единстве, всепроникающей целостности  всего сущего. Каждый мыслящий человек мог участвовать в сознательном поиске и свободном выборе подобных представлений. И поиск, и выбор осуществлялись посредством критики и принятия какого-либо из вариантов на основе методов логической аргументации, теоретического анализа и обоснования.

Более четкому осознанию предмета философии способствовало стремление вычленить из всего массива наличного  знания то своеобразное знание, которое  и составляет основное содержание именно философии. С момента своего возникновения  философия стала претендовать на то, что именно философское знание является наиболее зрелым и совершенным. Для возникновения и последующего закрепления этого мнения об особом статусе философии имелись достаточно серьезные основания, порожденные прежде всего тем, что преобладающая часть наличного знания той эпохи (за исключением собственно чисто дедуктивных наук типа математики и логики) носила описательно-регистрирующий характер и не претендовала на выявление и объяснение движущих сил, причин наблюдаемых явлений и процессов. В силу неразвитости, недостаточной зрелости эмпирического, опытного естествознания той эпохи эту роль взяла на себя философия. Она выступала в качестве своеобразной «науки наук», или «царицы наук», единственно способной дать теоретическое объяснение всего происходящего в окружающем мире и в самом человеке.

С целью прояснения своеобразия  философского знания и соответственно предмета философии Аристотель ввел специальное понятие «метафизика», которое и по сей день часто  употребляется почти как синонимичное понятию философии. В его понимании  метафизика являла собой особый тип  знания, надстраивающегося над физическим знанием, которое в то время отождествлялось  с естественно-научным знанием. И если в понятие «знание» вкладывать более глубокий смысл, не исчерпываемый только фиксацией непосредственно данного или непосредственно наблюдаемого, но и предполагающий способность дать теоретическое объяснение, выявить глубинную сущность наблюдаемого, то можно сказать, что на первоначальных фазах своего развития философия включала в себя все наличное знание. И в этом прямом смысле слова представляла собою знание о мире в целом и о человеческом мире в частности. Такое понимание предмета философии сохранялось на протяжении многих веков.

Значительно позже, уже в эпоху  Нового времени, начало которого датируется XVII в., из философии стали выделяться отдельные конкретные науки. С развитием экспериментального естествознания они достигли более высоких рубежей теоретической зрелости, обретя способность своими собственными средствами объяснять суть изучаемых ими физических, химических, биологических и иных естественных процессов. В итоге естественные науки перестали нуждаться в покровительстве, опеке, надзоре и контроле со стороны философии как некоего высшего типа знания. Философия уже не могла претендовать на роль «науки наук». Соответственно появилась потребность в изменении и уточнении представления о ее предмете.

Другое существенное обстоятельство, весьма активно стимулировавшее  поиск новых представлений о  предмете философии, заключалось в  необходимости пересмотра характера  взаимоотношений философии с  религией — этой другой важнейшей  формой мировоззренческой регуляции  поведения людей. С момента своего возникновения философия находилась в самых тесных, но одновременно и весьма сложных и внутренне  противоречивых взаимоотношениях с  религией. Для западноевропейской философской  традиции, которую мы здесь прежде всего имеем в виду, данная проблема выступает как проблема взаимоотношений философии с христианской религией.

На первых порах своего существования (I—V вв.) христианство в ходе своего утверждения для прояснения и  углубления собственного содержания активно  обращалось к античным философским  учениям, признавало за античной мыслью достаточно важную и самостоятельную  роль в духовной и социальной жизни  человека. В эпоху Средневековья  ситуация существенно изменилась: религия  стала не просто преобладающей, но и  практически монопольно господствующей сферой духовной жизни человека. Философии  отводится роль хотя и важного, но все-таки достаточно технического, вспомогательного орудия духовного освоения мира человека и мира окружающей природы. Эти взаимоотношения между философией и религией предельно четко выражены широко известной формулой: «философия — служанка богословия». Хотя, следует подчеркнуть, эта формула не выражала всей многоплановости взаимоотношений между философией и теоретическим ядром христианства — его богословием (теологией).

Эта трактовка стала все более  явственно обнаруживать свою несостоятельность  на фоне роста общественной значимости и авторитета специально-научного, а затем и философского познания и знания, четко обозначившегося  в эпоху Нового времени и Просвещения. Соответственно начинает утверждаться мысль о необходимости восстановления самостоятельного статуса философии, обретения ею достаточной независимости  от религии и богословия.

На протяжении XVII и XVIII столетий эту  задачу удалось полностью реализовать. Более того, в утверждении своего самостоятельного статуса философия  и наука продвинулись очень далеко, во многом изменив соотношение сил  в свою пользу. В этих новых условиях религия и богословие оказались  постепенно отодвинутыми на периферию  социальной и духовной жизни человека и человечества, а в качестве доминирующей силы выдвинулась философия, а примерно с середины XIX столетия — наука. Стремительный  рост престижа науки привел к существенному  изменению понимания предмета и  предназначения философии. Многие выдающиеся мыслители стали рассматривать  философию как научное знание особого типа. Именно в этом русле  развилось и прочно закрепилось, особенно в нашей стране, представление  о философии как науке о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Наиболее полно и отчетливо оно было сформулировано и выражено К. Марксом и Ф. Энгельсом. В отличие от всех философских учений прошлого, свою философию они называли научной философией. Более радикальных взглядов придерживались основоположники позитивизма, которые считали, что так называемые позитивные, т. е. конкретные, науки делают совершенно излишней, ненужной философию как таковую.

Ориентация на науку, на научное  знание как на высший или вообще единственный доступный для человека тип знания привела к существенному  изменению представлений о характере  философского мышления, философского сознания. Широкое распространение  получило убеждение в том, что  философия, в отличие от всех других форм духовно-практического освоения мира человеком — таких, например, как религия, нравственное сознание, эстетическое восприятие, повседневный жизненно-практический опыт, идеология  и т. д., — должна ориентироваться  в своих усилиях по построению целостной картины природного и  человеческого бытия на средства рационального постижения. Другими  словами, философия должна опираться  только и исключительно на способности  и силы, таящиеся в человеческом интеллекте. Человеческий разум, мышление стали рассматриваться не только как вполне автономные, но и как  самодостаточные основания для осмысления мира вообще и человеческого мира в частности. Поэтому философия с этой точки зрения есть не что иное, как познание последних оснований бытия, осуществленное в последовательно рациональной форме. Философия есть рационализированная форма мировоззрения. На предшествующих этапах многовековой истории западноевропейской философии такого понимания предмета философии не было.

Информация о работе Сущность философии