Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:52, реферат
Карл Ясперс (1883-1969) является представителем экзистенциализма, философского направления, зародившегося в Западной Европе в кризисную эпоху первой половины 20 века. Работа "Истоки истории и ее цель" написана в 1948 году и входит в число основных произведений философа. Целью провозглашен выход за рамки сегодняшнего дня, настоящего, когда прошлое и будущее обессмысливаются, к углублению сознания современности в неразрывности с историческим прошлым и ростками исторического будущего, которые проявляются уже в настоящем.
Введение ………………………………………………………….. 3
Мировая история …………………………………………………. 4
Настоящее и будущее ………………………………………….. 5
О смысле истории ……………………………………………….. 7
Выводы …………………………………………………………….. 8
Литература ………………………………………………………… 9
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Мировая история …………………………………………………. 4
Настоящее и будущее ………………………………………….. 5
О смысле истории ……………………………………………….. 7
Выводы ……………………………………………………………
Литература …………………………………………………
Введение
Карл Ясперс (1883-1969) является представителем экзистенциализма, философского направления, зародившегося в Западной Европе в кризисную эпоху первой половины 20 века.
Работа "Истоки истории и ее цель" написана в 1948 году и входит в число основных произведений философа. Целью провозглашен выход за рамки сегодняшнего дня, настоящего, когда прошлое и будущее обессмысливаются, к углублению сознания современности в неразрывности с историческим прошлым и ростками исторического будущего, которые проявляются уже в настоящем.
Работа разделена на 3 части. В первой, которая называется "Мировая история", вводится понятие осевого времени и на его основе интерпретируется история человечества.
Во второй части, "Настоящее и будущее", объектом исследования становится наука и культура, эволюция образа жизни и духовных ценностей человечества.
В третьей части под
названием "О смысле истории" ставится
вопрос о единстве истории и проистекающем
отсюда единстве человечества, а также
о возможности преодоления
Мировая история
Проанализировав концепции истории других ученых, Ясперс дает свою. Начинается она с введения понятия "осевое время". Это время между 800 и 200 гг. до н.э., когда в различных частях мира (Греция, Палестина, Месопотамия, Индия, Китай) примерно одновременно произошел переход на более высокую стадию духовного развития человечества, от мифологической эпохи первобытнообщинного строя к философии, сложному социальному устройству и первым попыткам описать действительную историю человечества. От существовавших тысячелетиями культур древности осуществляется переход к культуре, которая является частью нашей современности.
Согласно предлагаемой автором схеме мировая история делится на четыре этапа:
1. Переход от доистории к культуре древности.
2. Переход от культуры древности к осевому времени.
3. Переход от осевого времени к научно-технической эпохе.
4. Переход от научно-технической эпохи. Ясперс не дает точного ответа, куда, так как этот переход только начинался во время написания работы, и можно было лишь строить прогнозы.
Далее дается обзор великих исторических культур древности - шумеро-вавилонской, доарийской индийской и архаической китайской.
Затем описывается собственно осевое время. Народы делятся на вошедшие в прорыв и не знавшие осевого времени, что предопределило их отставание в историческом развитии.
Затем объектом рассмотрения автора становится Европа, как лидер исторического процесса начиная с 15 века, времени крупных научных и культурных достижений.
И завершает эту часть работы описание современного автору мира, в котором Европа уже далеко не лидер, она уступила свои позиции Америке и России.
Настоящее и будущее
Вначале объектом исследования становятся произошедшее главным образом за последние 200 лет развитие науки и техники, повлекшее за собой переход на новую историческую стадию.
Развитие науки у Ясперса делится на три этапа:
1. Рационализация, "донаучная наука".
2. Логически и методически осознанная наука.
3. Современная наука.
Современная наука описывается как универсальная, незавершенная, всесторонне связанная и ни к чему не равнодушная. Знание в ней носит системный характер, допустимыми являются все вопросы, включая радикальные.
Задачей науки Ясперс видит помощь людям в реальной оценке окружающей действительности. Однако для большинства людей, не имеющих отношения к науке, она, по его мнению, представляется всемогущей, способной решить любые проблемы.
Технику Ясперс определяет как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой.
Техника радикально изменила образ жизни людей. В том числе произошел отрыв человека от его почвы, превращение в деталь машины, что крайне отрицательно отразилось на самосознании. Автор делает вывод, что во взаимодействии человека и техники главным является мысль, реализации которой эта техника служит.
Характеризуя современную ему социально-политическую ситуацию в мире, Ясперс утверждает, что решающим фактором мировой истории становятся массы людей. Причем массы не равны народу, а представляют собой пустоту, образовавшуюся параллельно с прогрессом, заполняемую пропагандой, внушением и превращением в творца истории.
Также происходит распад традиционных ценностей, основу мышления начинают составлять идеологии. Еще две отмеченных философом характеристики - массовое стремление к упрощению действительности и к попытке свести причину несчастий в некий фантом, который объявить ответственным за них.
Будущее, по мнению Ясперса, является частью исторической концепции человеческого существования. Однако оно не может быть осознано и исследовано кроме как в реальных возможностях и прогнозах.
Затем объектом исследования
становится понятие "свобода". Ее
Ясперс определяет как преодоление
внешнего подчиняющего фактора. Исследуется
главным образом политическая и
экономическая свобода в
И завершает эту часть работы рассуждение о тенденциях развития современного автору мира. Прежде всего это дальнейшее связывание мира в единое целое путем образования все большего числа взаимозависимостей между различными его частями. В качестве политических сил в нем будут выступать суверенные государства. Угроза атомной войны упразднит войны из практики межгосударственных отношений. В то же время религия сохранит свои позиции, равно как и гуманистические идеалы человечества.
О смысле истории
Через историю, считает Ясперс, лежит путь к пониманию природы человека.
Границы истории - природа и космос.
Основные структуры истории - всеобщее и индивидуальное.
Целью истории в этой части работы провозглашено единство человечества, причем единство многоуровневое, приводящее прежде всего к взаимопониманию людей в сфере духа.
И завершает работу глава "Преодоление истории". Где подчеркивается, что наряду с бесконечными возможностями истории по обнаружению новых, не замеченных ранее истин, имеется множество способов преодоления истории: путем обращения к природе, к вневременным истинам, к истории мироздания в целом, к бессознательному, к высочайшим творениям человечества, к единой истории, которая, будучи воспринятой, перестает быть историей.
Выводы
Работа Карла Ясперса "Истоки истории и ее цель" значительно расширяет горизонт восприятия истории, открывает множество граней и вводит множество параметров для понимания этого предмета. Будучи не в состоянии оспаривать те или иные допущения и выводы ученого, могу выделить лишь те моменты, которые наиболее сильно запомнились мне при чтении книги.
Прежде всего это гуманистический, ориентированный на человека и на человечество. Ясперс выходит за рамки как обыденной жизни, так и обыденной массовой коммуникации, что дает ему колоссальные возможности в осмыслении происходящих в мире вообще и в человечестве в частности процессов.
В предлагаемых Ясперсом ориентирах развития человека заложен глубокий психотерапевтический эффект. Для деморализованного технико-индустриальным окружением и подходом человека идеи Ясперса могут оказаться спасительными, предохранить от деградации или самоубийства.
И, наконец, понимание себя в истории, к чему приближает книга, кардинально изменяет самосознание читателя, выявляет множество возможностей и следствий влияния как на свою жизнь, так и на жизнь окружающих и, в какой-то мере, всего человечества.
Литература
Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. 2-е изд. - М.: Республика, 1994. - 527 с. - (Мыслители ХХ в.).
ВВЕДЕНИЕ......................
........................3
ГЛАВА1. Истоки истории и ее смысл.........................
§ 1 «Осевое время» как
начало начал.........................
§ 2 «Историческое» и «историчное» в философии
Ясперса.......................
............6
§ 3 Противоречия в концепции
Ясперса.......................
ГЛАВА 2. Некоторые положения экзистенциальной концепции
Ясперса.......................
...........11
ГЛАВА 3. Философская вера..............
§ 1 Постановка проблемы нигилизма в философии
Ясперса.......................
...........15
§ 2 Понятие и смысл философской
веры как возможное решение проблемы
нигилизма.....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
..................19
ВВЕДЕНИЕ
К.Ясперс (1883-1969) – выдающийся немецкий философ. Вместе с
М.Хайдеггером он – основоположник, или один из основоположников, экзистенциализма, влиятельнейшего течения философской мысли. Философский экзистенциализм К.Ясперса мало известен у нас в стране, между тем Ясперса, расцвет творчества которого пришелся на 30-40 гг. ХХ века, можно с полным правом назвать одним из духовных лидеров Германии и Западной Европы тех лет.
Темой ясперсовской философии стали человек и история как изначальное измерение человеческого бытия и философия как способ свободного размышления, постижения человеческого и исторического в его индивидуальности и неповторимости. В чем же суть, главный смысл философских воззрений Ясперса? Через все произведения Ясперса красной нитью проходит одна, главная мысль: как спасти цивилизацию, культуру, человечество, как противостоять тоталитаризму, угрозе войны, культурному, духовному упадку, как возродить гуманизм, обрести свободу, духовную самостоятельность, как остаться, как стать Человеком. И особую роль в этом процессе Ясперс отводит философии. Именно философия с помощью философской веры должна и может служить противоядием против всех утопий, против фанатизма, нетерпимости, всего того, что разрушает нравственные и культурные традиции и ценности.
Именно философия должна способствовать утверждению в межчеловеческих отношениях (как в личностных, так и международных) духа взаимопонимания, братства и любви. Но это должна быть иная, не прежняя «университетская философия». Ясперс трактует философию как духовное устремление, отличное от науки, он доказывает, что философия – не частный род умственной деятельности, не специальность, а непосредственное духовное действование, захватывающее всего человека.
Что привлекает в философии Ясперса? Как отмечалось чуть ранее, это прежде всего особое внимание к человеку, как субъекту исторического творчества, исследованию его уникальности. Это новые штрихи в осознании относительной самостоятельности духовного мира человека. Это новые подходы к пониманию исторического сознания, а вернее исторического самосознания, когда утверждается, что только переработанные знания о прошлом, как бы прошедшие через призму человеческой личности могут «подсвечивать» ее изнутри и позволяют лучше разобраться в современных ситуациях.
Отправной пункт философии
– человеческое бытие, которое является
в первую очередь существованием,
внешним бытием человека. Можно сказать,
что существование – это
Ясперс для этого использует понятие «пограничной ситуации случая».
Случайным является мое рождение в данное время, в среде данного народа и от данных родителей. Другими словами, мое существование находится постоянно во власти случая. Случай является той границей, которая суживает, определяя саму жизнь. Жизни хотелось бы быть всеобщей, бесконечной, она хотела бы располагать бесконечным изобилием и бесконечными возможностями. Однако случай хочет того, чтобы я в качестве эмпирического бытия всегда находилась в определенной ситуации и из этих рамок, определенных случаем, эмпирическое бытие никогда не может освободиться.
Глава 1 Истоки истории и ее смысл
§1 «Осевое время» как начало начал
Историческая доктрина Ясперса необычайно оригинальна – она не похожа ни на одну из множества исторических концепций Х1Х-ХХ века. И оригинальность эта заключается, пожалуй, не столько в чисто внешнем, схематическом построении (от общих истоков человечества, от доистории, к великим культурам древности, к «осевому времени», к веку науки и техники, когда возникает единый мир человечества – в этом отношении она мало отличается от других исторических концепций), сколько во внутренних смысловых содержаниях основных понятий и категорий, используемых Ясперсом для постижения цели истории.
Прежде всего, обращает на себя внимание понятие «осевого времени», введенное Ясперсом и являющееся у него своеобразной точкой отсчета истории как таковой. Временную «ось мировой истории» он относит к середине первого тысячелетия до нашей эры (между 800 и 200 гг. до н.э.) когда произошел самый резкий поворот в истории – появился тип человека нашего времени. В это время в Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии возникли Упанишады, жил