Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:37, реферат
Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство; оно "никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью" .
Целью данной работы является рассмотреть более подробно тему Сущность искусства.
1. Введение...........................................................................................3 стр.
2. Вопрос №1. Философское понятие искусства..............................4 стр.
3. Вопрос №2. Сущность художественного творчества...................7 стр.
4. Вопрос №3. Философское учение Г.В.Ф. Гегеля об искусстве как сфере прекрасного.......................................................................................9 стр.
5. Заключение.....................................................................................10 стр.
6. Список используемой литературы...............................................11 стр.
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО "Дальневосточный государственный университет
путей сообщения"
Кафедра: "Философия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
Выполнила: Пупкова И.В.
Шифр - № К10-БУ-037
Проверил: Рудицкий Олег Андреевич
Хабаровск, 2011
Содержание
Тема: Сущность искусства.
1. Введение......................
2. Вопрос №1. Философское понятие
искусства.....................
3. Вопрос №2. Сущность художественного творчества...................7 стр.
4. Вопрос №3. Философское учение
Г.В.Ф. Гегеля об искусстве как сфере прекрасного...................
5. Заключение....................
6. Список используемой
литературы....................
Введение.
Эстетическое отношение
к действительности, содержащееся во
всех видах человеческой деятельности,
не могло не стать предметом
Искусство отличается от науки тем, что оно направлено не просто на изучение сущности вещей, на постижение общего и закономерного в них, а на создание художественных образов, на вымысел событий, но так, чтобы это носило правдоподобный характер. Существенным для настоящего искусства является тонкое психологическое изображение личностных взаимоотношений, внутреннего мира людей, который раскрывается через все эти взаимоотношения.
Целью данной работы является рассмотреть более подробно тему Сущность искусства.
Вопрос №1. Философское понятие искусства
Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), стремлении к подражанию (современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.
Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетические. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства.
Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом.
Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания.
Синтетическим характером искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия на человека.
Это знали уже в античности.
Искусство нередко даже пугало людей
своей таинственной силой. Так, высказывалось
мнение, что любое стремящееся
к порядку государство должно
запретить музыку (да и другие искусства),
ибо она размягчает нравы и
делает невозможной строгую
Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Дон Жуан и Кандид, пушкинский Борис Годунов и князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.
Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.
Вопрос №2. Сущность художественного творчества.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Рассмотрим подробнее в философском аспекте. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.
Пафосом безграничных
творческих возможностей
Искусство как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики, начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека.
Две черты составляют его особенность:
Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, характеры, межличностные отношения людей. Если, читая научные, популярные издания, человек сразу же внутренне настраивается на как бы "фрагментарное" мышление о мире, "забывая все", что ему не пригодится для восприятия данного текста, то, настраиваясь на чтение художественного произведения, он активизирует в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия и т.д. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован восприятием искусства. Поэтому основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Вопрос №3. Философское учение Г.Ф.В. Гегеля об искусстве как сфере прекрасного.
Искусство как сфера прекрасного представлена у Гегеля в третьей ступени системы, которая получила название Философия духа, который представляет собой синтез двух первых систем: Логика, Философия природы. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в Абсолютном духе.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:
• искусство;
• религия;
• философия.
Искусство — непосредственное
отображение человеком
Искусство, это вид знания внутри своем делим на: само произведение, обыденность, выражающее наличное бытие, на субъект создающий и субъект созерцающий, это с одной стороны. И на созерцание этой формы, как идеала, воплощающего абсолютный дух с другой. В связи с этим встает проблема, как в произведение субъективного сознания, выраженного в чем-то определенном вместить некий абсолют, божественность, как воплотить Бога?
Глупо взять и нарисовать,
к примеру, это было бы
Заключение.
В заключение стоит сделать вывод, что истинное содержание искусства появляется тогда, когда оно схватывает и порождает представления и образы, раскрывая самые глубокие и всеобщие человеческие интересы в виде уникальных форм их проявления.
Искусство - это отстоявшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом.