Сущность переворота, совершенное Кантом в теории познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Онтологическое обоснование теории познания впервые преодолевается в 18 веке. Наиболее продуманно это проводит Кант. Тем самым кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекавшую по своим собственным законам. Впервые именно СПЕЦИФИКА познающего субъекта ,а не характер его и структура, рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания.

Файлы: 1 файл

kant.docx

— 16.73 Кб (Скачать файл)

Сущность  переворота, совершенное Кантом в  теории познания

Онтологическое обоснование  теории познания впервые преодолевается в 18 веке. Наиболее продуманно это проводит Кант. Тем самым кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекавшую по своим собственным  законам. Впервые именно СПЕЦИФИКА  познающего субъекта ,а не характер его и структура, рассматривается  как главный фактор, определяющий способ познания.

В отличие от философов  17 века, кант анализирует структуру  субъекта не для того, чтобы вскрыть  источники заблуждений, а, напротив  , чтобы решить вопрос , что такое  истинное знание. В самом субъекте кант различает два слоя, два уровня—эмпирический  и трансцендентальный. К эмпирическому  относит индивидуальные особенности  человека, к трансцендентальному  всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового.

Предметом теоритической  философии по канту должно быть изучение не самих по себе веще- природв,мира,человека- а исследование установления законов  чел разума и его границ.  В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной.

Создание трансцендентальной фил было ответом на ряд трудностей, возникавших в науке и философии 17 века., с кот не смогли справится  представители докантовского рационализма и эмпиризма. Проблемы познания, вставшие перед немецким философом, были порождены новыми подходами к изучению природы, характерными для экспериментально – математического естествознания нового времени. Кант пытается осмыслить тот способ познания природы. А философское открытие канта состоит в том, что основу научного познания он усматривает не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты.

Кантовский вопрос : «  как возможны синтетические и  в тоже время доопытные суждения? Как получить соединение понятий, не выводимых одно из другого логически, чтоб эта связь носила всеобщий и необходимый характер?»

Чтоб разрешить этот вопрос кант пересматривает прежнее представление  о человеческой чувственности, согласно которому чувственность доставляет нам лишь многообразие ощущений. Кант говорил, что многообразие ощущений действительно дает нам чувственное  восприятие. Но помимо того наша чувственность \свои доопытные формы, в которые  эти ощущения  с самого начала как бы «укладываются» , с помощью  которых они как бы упорядочиваются. Эти формы- пространство и время. Пространство – априорная форма внешнего чувства. Время – априорная форма внутреннего чувства.

В самой общей форме  кантовское понимание процесса познания можно представить след обраом. Нечто  неизвестное –вещь сама по себе , воздействую на чувственность человека порождает многообразие ощущений. Эти  последний упорядосиваются с  помощью априорных форм – пространства и времени.. располагаясь как бы рядом  друг с другом в пространстве и  времени , ощущения составляют предмет  восприятия. Для того , чтобы оно  превратилось в опыт, то есть в нечто  объективное, необходимо участие другой  позновательной способности, а именно мышления. Эту способность кант именует рассудком, он определяет рассудок как деятельность.,которая нуждается ы некотором содержании, что и поставляется чувственностью.

Отвечая на вопрос ,как индивидуальное восприятие становится общезначимым , всеобщим опытом, кант (да чтоб он провалился бы вообще ) утверждает : «этот переход  осуществляет рассудок с помощью  категорий». Ура.


Информация о работе Сущность переворота, совершенное Кантом в теории познания