Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:46, реферат
Онтологическое обоснование теории познания впервые преодолевается в 18 веке. Наиболее продуманно это проводит Кант. Тем самым кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекавшую по своим собственным законам. Впервые именно СПЕЦИФИКА познающего субъекта ,а не характер его и структура, рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания.
Сущность переворота, совершенное Кантом в теории познания
Онтологическое обоснование теории познания впервые преодолевается в 18 веке. Наиболее продуманно это проводит Кант. Тем самым кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекавшую по своим собственным законам. Впервые именно СПЕЦИФИКА познающего субъекта ,а не характер его и структура, рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания.
В отличие от философов 17 века, кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив , чтобы решить вопрос , что такое истинное знание. В самом субъекте кант различает два слоя, два уровня—эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому относит индивидуальные особенности человека, к трансцендентальному всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового.
Предметом теоритической философии по канту должно быть изучение не самих по себе веще- природв,мира,человека- а исследование установления законов чел разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной.
Создание трансцендентальной
фил было ответом на ряд трудностей,
возникавших в науке и
Кантовский вопрос : « как возможны синтетические и в тоже время доопытные суждения? Как получить соединение понятий, не выводимых одно из другого логически, чтоб эта связь носила всеобщий и необходимый характер?»
Чтоб разрешить этот вопрос кант пересматривает прежнее представление о человеческой чувственности, согласно которому чувственность доставляет нам лишь многообразие ощущений. Кант говорил, что многообразие ощущений действительно дает нам чувственное восприятие. Но помимо того наша чувственность \свои доопытные формы, в которые эти ощущения с самого начала как бы «укладываются» , с помощью которых они как бы упорядочиваются. Эти формы- пространство и время. Пространство – априорная форма внешнего чувства. Время – априорная форма внутреннего чувства.
В самой общей форме кантовское понимание процесса познания можно представить след обраом. Нечто неизвестное –вещь сама по себе , воздействую на чувственность человека порождает многообразие ощущений. Эти последний упорядосиваются с помощью априорных форм – пространства и времени.. располагаясь как бы рядом друг с другом в пространстве и времени , ощущения составляют предмет восприятия. Для того , чтобы оно превратилось в опыт, то есть в нечто объективное, необходимо участие другой позновательной способности, а именно мышления. Эту способность кант именует рассудком, он определяет рассудок как деятельность.,которая нуждается ы некотором содержании, что и поставляется чувственностью.
Отвечая на вопрос ,как индивидуальное восприятие становится общезначимым , всеобщим опытом, кант (да чтоб он провалился бы вообще ) утверждает : «этот переход осуществляет рассудок с помощью категорий». Ура.
Информация о работе Сущность переворота, совершенное Кантом в теории познания