Сведения о З. Фрейде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 19:37, реферат

Описание работы

Зигмунд Фрейд родился в 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, в той части австро-венгерской империи, которая ныне принадлежит Чешской республике. Его родителями были евреи. Он изучал медицину в Вене, где жил и работал до нацистской аннексии Австрии в 1938 г. Как еврей, он был вынужден покинуть родину, и уехал в Лондон, где и умер в 1939 г. В течение многих лет он боролся с неизлечимым раковым заболеванием.

Содержание работы

Сведения о З. Фрейде………………………………………………………………3
1. Развитие психоанализа………………………………………………………….3
2. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека..6
3. Специфика психоаналитической философии………………………………….6
4.Психоанализ, как философское течение вообще………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………10
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

реферат Фрейд.docx

— 40.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание:

Сведения о З. Фрейде………………………………………………………………3

1. Развитие психоанализа………………………………………………………….3

2. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека..6

3. Специфика психоаналитической философии………………………………….6                                                                         

4.Психоанализ, как философское течение вообще………………………………7

Заключение…………………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………….12

 

1. Сведения о З. Фрейде

 Зигмунд Фрейд родился в 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, в той части австро-венгерской империи, которая ныне принадлежит Чешской республике. Его родителями были евреи.  Он изучал медицину в Вене, где жил и работал до нацистской аннексии Австрии в 1938 г. Как еврей, он был вынужден покинуть родину, и уехал в Лондон, где и умер в 1939 г. В течение многих лет он боролся с неизлечимым раковым заболеванием.                                                                                               

 

2. Развитие психоанализа

 

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях: психоанализ- как метод психотерапии; психоанализ - как метод изучения психологии личности; психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении,психологии,философии.                                                                                                             Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.                                                                                                                              

Учение Фрейда прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.              

 

2. Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека

 

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу  противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.                                                                                   

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

 

3.Специфика психоаналитической философии                                                                            

Большое значение Фрейд придает выявлению тех движущих сил, которые 
изнутри задают направленность человеческого развития. Такими движущими 
силами в психоаналитическом учении Фрейда признаются влечения человека. 
На раскрытии их природы сосредоточены все усилия основателя 
психоанализа, ибо он полагает, что "влечения, а не внешние раздражения 
являются настоящим двигателем прогресса и что "раздражение влечения 
исходит не из внешнего мира, а изнутри организма. Специфика психоаналитической философии состоит в том, что во внимание 
принимается только психологическое значение внешнего мира. Все другие 
составляющие не являются предметом осмысления, не входят в остов 
психоаналитического учения. Другая его особенность заключается в том, 
что основным объектом исследования у Фрейда становится специфическая 
форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та 
сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые 
для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие 
воздействие на организацию всего человеческого бытия.                                         Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд пытается 
переосмыслить картезианские представления о тождестве человеческой 
психики с сознанием. Он принимает гипотезу о существовании 
бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого 
происходит особая жизнь, еще недостаточно изученная и осмысленная, но, 
тем не менее, реально значимая и заметно отличающаяся от сферы сознания. 
Причем, если в философических системах прошлого признание 
самостоятельного статуса бессознательно ограничивалось в лучшем случае 
попытками рассмотрения взаимоотношений между сознательными и 
бессознательными процессами, то Фрейд идет дальше. Он не только 
рассматривает взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, т.е. сознанием и бессознательным, но и стремится раскрыть содержательные характеристики самого бессознательного психического, выявить те глубинные процессы, которые протекают по ту сторону сознания. 

4.Психоанализ, как философское  течение вообще

 

Для Фрейда быть сознательным - значит иметь непосредственное и надежное восприятие. Говоря же о восприятии в сфере бессознательного, он 
сравнивает восприятие сознанием бессознательных процессов с восприятием 
органами чувств внешнего мира. Причем Фрейд исходит из тех уточнений, 
которые были внесены Кантом в понимание данной проблемы. Если Кант 
подчеркивал субъективную условность человеческого восприятия с 
неподдающимся познанию воспринимаемым, то и Фрейд акцентирует внимание на неправомерности отождествления восприятия с бессознательными психическими процессами, являющиеся объектом этого сознания. 
Это дальнейшее развитие кантовских идей выливается в психоанализе в 
утверждение, согласно которому бессознательное психическое признается 
как нечто реально существующее, но восприятие, которого сознанием требует 
особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с 
умением истолковывать воспринимаемые явления. Рассматривая вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания.

Причем переход в сознание - это отнюдь не обязательный процесс, ибо, по мнению Фрейда, далеко не все психические акты становятся сознательными. Он сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой 
находятся все душевные движения, а сознание - примыкающей к ней узкой 
комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту 
страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное 
движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в 
другую или нет. Если какое то душевное движение допускается стражем в 
салон, то это вовсе не означает, что оно тем самым становится непременно 
сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда 
привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Т.е., 
если комната - это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, 
вместилище предсознательного, и только за ним находится келья собственно 
сознательного.                                                                                                                         Позднее в 20-е годы, Фрейд использует иное сравнение для характеристики 
структуры человеческой психики, которая понимается как структура, 
состоящая из трех слоев, или инстанций, о чем мы говорили выше. И задача 
психоанализа может быть сравнима с задачей криптографа, помочь 
нуждающимся в переводе бессознательного в сознание.

Фрейд исходит из того, что психически реальное существует в различных 
точно так же, как бессознательное психическое может проявляться в 
разнообразных выражениях. С его точки зрения, одно из основных свойств 
бессознательных процессов заключается в том, что "для них критерий 
реальности не имеет никакого значения". Независимо от того, с чем 
имеет дело человек, с внешней ли действительностью или с какими-либо 
мысленными продуктами деятельности, будь то фантазия, грезы или иллюзии, все это может восприниматься им в качестве психической реальности. 
Поэтому он высказывает мысль о том, чтобы "не делать различия между 
фантазией и действительностью. Более того, для Фрейда фантазия 
оказывается такой формой человеческого существования, в которой индивид 
освобождается от каких либо притязаний со стороны внешней реальности не 
обретает былую свободу, ранее утраченную им в силу необходимости 
считаться с окружающим его реальным миром.

Здесь Фрейд вторгается в традиционную область философских споров, 
которая касалась соотношения свободы и необходимости, случайности и 
закономерности. Фрейд занимает в этом вопросе своеобразную позицию. С 
одной стороны его взгляды совпадают с философией Фихте, бессознательное 
руководствуется "принципом удовольствия", т.е. не имеет каких-либо 
ограничений, в то время как в сфере сознания действует "принцип 
реальности" с присущими ему социокультурными запретами. С другой 
стороны, фрейдовские размышления о бессознательном лежат в русле 
философии Шеллинга, поскольку Фрейд не рассматривает психические 
процессы как нечто произвольное, ничем не детерминированное. 
Фрейд не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытие человека 
в мире не редко зависит от случая, хотя в самом мире действуют довольно 
строгие и устойчивые закономерности. Но он не абсолютизирует роль 
случайности в развитии мира. В отличии от тех философов, для которых 
только случай является причиной возникновения того или иного явления. 
Фрейд признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за 
каждой случайностью. Другое дело сфера психической реальности, 
внутренний мир человека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для 
случайности, связанной с желаниями отдельного человеческого существа. В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка зрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определенным закономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию, выявление и понимание сути которой должно стать объектом пристального внимания исследователей.  

Информация о работе Сведения о З. Фрейде