Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:34, доклад
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о "четырех благородных истинах", открывшихся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей: есть страдание; есть причина страдания, есть свобода от страдания есть путь, ведущий к свободе от страдания В этих истинах, согласно учителю, весь закон нравственной жизни, ведущий к высшему блаженству
Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского
Философский факультет
Кафедра политических наук и международных отношений
« Таблица Философов »
Выполнил
Студент 1 курса
Философского факультета
Специальность политология
Доронин Никита
г. Симферополь
2013
Период жизни
|
Представители |
Учения |
(VI— V вв. до н.э.) |
Сиддхартха Гаутама (Будда) |
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о "четырех благородных истинах", открывшихся ему в знаменитую ночь просветления под смоковницей: есть страдание; есть причина страдания, есть свобода от страдания есть путь, ведущий к свободе от страдания В этих истинах, согласно учителю, весь закон нравственной жизни, ведущий к высшему блаженству Рождение, болезнь, смерть, разлука с близким человеком - словом, сама жизнь во всех ее проявлениях.
*Страдание в буддизме
оказывается и то, что всегда
считалось радостью Родные, близкие,
друзья, богатство, успех, власть,
утехи пяти чувств - все это
считается сковывающими
*Вторая "благородная истина"
- источником страдания является
само желание, не существо его, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно жажда обладать, жажда быть, жажда избыть"
*Третья "благородная истина"
- пресечение страданий,
*Четвертая "благородная истина" - существует путь, который ведет к нирване. Это "восьмизвенная стезя", восьмиступенчатая программа духовного возвышения.
Истинное воззрение (усвоение четырех кардинальных истин Будды - таков исходный пункт как осознание смысла жизни) |
(конец VII — середина VI вв. до н.э.) |
Лао-Цзы |
Основоположник даосизма. Является автором трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о пути к добродетели"), трактата о нравственности, посвященному выяснению основного в философии Лао-Цзы понятия "Дао" (путь, разум, логос). Дао – единое верховное существо, первопричина всего существующего, являющееся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека, критерием добра и зла. Если исследовать теоретические учения об управлении хронологически, то окажется, что основоположником этой теории является Лао-Цзы, поскольку его философские произведения содержат глубокие мысли о содержании и сущности деятельности правителя, о роли и личности первого человека и так далее.
* «Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя». |
(551— 479 гг. до н.э.) |
Конфуций (Кун-Цзы) |
Учение Конфуция весьма многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, передававшихся из поколения в поколение на протяжении 2,5 тысячелетий. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе. Цель конфуцианства — создать общественный порядок, основанный на этике и культуре личности. Ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классов и восхваление «небесной воли» |
(Около 624-547 до н.э.) |
Фалес из Милета |
Первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. Фалес – основатель стихийно-материалистической милетской школы. Он искал в многообразии вещей некое единое первоначало (элемент), хотя и рассматривал его как телесное, чувственное вещество. Согласно его учению первоосновой всего сущего является вода. |
(570 г. до н.э. — 490 г. до н.э) |
Пифагор |
О Пифагоре-основателе первой в истории философской школы известно гораздо меньше, чем о Пифагоре-математике. Между тем, философская школа, основанная им, давала не просто знания. Это была система воспитания, основанная на пробуждении души; образ жизни, позволяющий жить тем, что познаешь, и тем самым стать глубже, сильнее, внутренне свободнее. Неслучайно поэтому к нему приходили учиться со всего Средиземноморья. А его учеников приглашали в качестве советников многие правители того времени. |
(около 510 до н.э.) |
Парменид |
Как много философов до Сократа, Парменид отличался непостижимостью и определенным безумствием. Он стал основателем философской школы в Елее. Из трудов философа до нас дошла лишь его поэма «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Полагал, что бытие существует, а небытие - нет. Поскольку мышление - это и есть бытие, а о небытие мыслить невозможно, то и самого небытия не существует. Немного безумно, но логично, не так ли? |
(IV в до н.э.) |
Эвклид из Мегары |
Эвклид утверждал, что существует лишь единое добро, которое, будучи неизменным и тождественным самому себе, известно также под именами истины, ума, бога и т.п. Единственная и единая добродетель, разновидностями которой являются другие добродетели, - познание добра. Множество и разнообразие вещей противостоят единому добру и представляют собой не сущее, нереальное. |
(IV в. до н.э.) |
Диоген из Синопа |
Яркий представитель школы кинизма . Киники выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества. Основой счастья и добродетельства он считал пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий. |
(ок. 470 — 399 гг. до н.э.) |
Сократ |
Величайший философ, воспитавший целую плеяду учеников — основателей философских школ, но заявлявший, что знает только, что ничего не знает, Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас переосмысливать свою жизнь. |
(428— 348 гг. до н. э.) |
Платон |
Платон отец идеализма, он оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру. Он говорит о двух мирах: изменчивом чувственном и умопостигаемом мире идей, существующем вне времени и пространства.
Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке. Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости — позволяет душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Сила же, ведущая нас по этому пути, — Эрос Птерос, любовь, дающая крылья.
Учение Платона об идеальном государстве до сих пор является камнем преткновения для философов. «Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя». |
(384-322 гг. до н.э.) |
Аристотель |
В философии Аристотель различал:
Аристотель признавал четыре причины: 1) материю или пассивную возможность становления; 2) форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность; 3) начало движения и 4) цель. Вся природа рассматривается
у Аристотеля в виде |
(341-270гг до н.э.) |
Эпикур |
Греческий философ – материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. |
(Ок. 50-138гг. н.э.) |
Эпиктет |
Эпиктет представитель римского стоицизма. Учение Эпиктета было записано Аррианом, до нас дошли «Рассуждения Эпиктета» и другие сочинения. Весь пафос учения Эпиктета – в этике, именно в проповеди внутренней свободы. Он доказывает, что господин может быть рабом своих страстей, а раб свободным в своей внутренней духовной независимости, но эта свобода не достигается через изменение мира. Не сами вещи, а представления о них делают человека счастливым, добро и зло не в вещах, а в нашем отношении к ним, поэтому стать счастливым – в вашей воле. Философия Эпиктета оказала влияние на христианство. |
(26 апреля 121— 17 марта 180 гг. н.э.) |
Марк Аврелий |
Он философ-стоик, считающий, что человек по сути своей свободен и никакие проблемы не могут заставить его поступить против совести. Он не оставил потомкам трактатов ни о мироздании, ни о глубинах подземных, ни о душах людских... Он оставил нечто большее — самого себя, свою прекрасную душу, запечатленную на немногих страницах своего дневника, позднее получившего название «Размышления к самому себе».
«Искусство жить похоже скорее на искусство борьбы, чем танца, потому что надо стоять твердо и с готовностью к неожиданному, а не к известному заранее». |
(ок. 205 г. н.э. — 270 г. н.э.) |
Плотин |
Основал одну из самых загадочных и глубоких философских школ — неоплатонизм. Философия Плотина — это философия поиска божественного, поиска красоты, рождающей в душе человека любовь Идеалистическая теория идей
Платона приняла в |
(1033-1109гг. н. э.) |
Ансельм Кентерберийский |
Средневековый богослов и философ, представитель ранней схоластики. Ансельм утверждал, что вера должна предшествовать знанию: следует «верить, чтобы понимать», но вера может быть «рационально» обоснована. В споре об универсалиях придерживался крайнего реализма. Он развил так называемое «онтологическое доказательство бытия богов». |
(1548 — 17 февраля 1600 г.) |
Джордано Бруно |
Итальянский философ, борец против схоластической философии и римско-католической церкви, пропагандист материалистического мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма ( пантеизм – философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а является тождественным с ней. Пантеиз растворяет Бога в природе, отвергая сверхприродное начало ). Бруно пришел к выводу о бесчисленности миров, а также о населенности их. Ликвидируя натурфилософский дуализм схоластики, утверждал физическую однородность земного и небесного мира, состоящую из земли, воды, воздуха, огня и эфира. Под влиянием неоплатонизма Бруно допускал существование мировой души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех без исключения вещах, составляет их начало. |
(1561-1626гг) |
Бэкон Фрэнсис |
Английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. В развитии философского материализма Бэкон, во-первых, восстановил материалистическую традицию, и произвел – под этим углом зрения – переоценку философских учений прошлого, возвысив ранний греческий материализм. Во-вторых, Бэкон выработал собственное материалистическое понимание природы, положив в основу взгляд на материю как на совокупность частиц, а на природу – как на совокупность тел, наделенных многообразными качествами. Неотделимым свойством материи является движение, не ограничивающееся у Бэкона механическим перемещением (он насчитывал 19 видов движения). |
(1588-1679 гг.) |
Гоббс Томас |
Английский философ – Гоббс развивал учение механического материализма, систематизировал материализм Бэкона. Мир, по Гоббсу, совокупность тел, подчиненных законам механического движения. К движениям и усилиям Гоббс сводит также духовную жизнь животных и человека. Они – сложные механизмы, всецело определяемые воздействиями извне. Отсюда Гоббс выводит: 1)отрицание существования души как особых субстанций; 2) признание материальных тел в качестве единой субстанции; 3) утверждение, что вера
в бога только плод |
(1596-1650гг.) |
Декарт Рене |
Французский философ, математик, физик, физиолог. Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. Декарт отождествил материю с протяжением или с пространством: только притяжение не зависит от субъективности и обусловлено необходимыми свойствами телесной субстанции. В материалистическую физику Декарта вторгается дуализм: общая причина движения, по Декарту, бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. Также дуалистично учение Декарта о человеке; в человеке по Декарту, реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с воюющей и мыслящей душой. По Декарту, разнородное тело и душа, взаимодействуют по средствам особого органа – шишковидной железы. В отличие от тела, сущность души по Декарту, в мышлении. В животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. |
(1632-1677гг.) |
Бенедикт Спиноза |
Нидерландский философ-материалист. Спиноза – создатель геометрического метода в философии. Вместе с передовыми умами века – Бэконом и Декартом, Спиноза считал целью знания завоевание господства над природой и совершенствование человека Спиноза считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл, Бог. От субстанции – бытия необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) – как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее вкусах и аспектах. Но наш конечный человеческий разум постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как «протяжение» и как «мышление». Согласно Спинозе, человек – существо, в котором модусу протяжения – телу – соответствует модус мышления – душа. И по первому и по второму модусу человек – часть природы. Спиноза отверг идеалистическое учение о свободе, воле, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. По учению Спинозы, свободной может быть не масса, но лишь мудрец. |
(1632-1704гг.) |
Локк Джон |
Английский философ- Локк единственным
источником всех идей |
(1712-1778гг.) |
Руссо Жан Жак |
Главные философские и социологические труды Руссо: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей»(1755) и «Общественный договор» (1762). В вопросах мировоззрения Руссо придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал бессмертную душу. Руссо учил о материи и уже как двух извечно существующих началах (дуализм). В теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей. |
(1713-1784гг.) |
Дидро Дени |
Французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, критик искусства. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма Дидро развил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные, - инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью. В теории познания идеалистов о спонтанности мышления все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем известные нам из опыта явления, между которыми существует либо необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не следует что наши ощущения – зеркально точные копии предметов: между большинством ощущений и их внешними причинами не сходства, чем между представлениями и их названиями в языке. |
(1724-1804гг) |
Кант Иммануил |
Немецкий философ и ученый, родоначальник
немецкого классического Кант высказал гипотезу
о существовании Большой Канта утверждает, что
природа вещей, как они По Канту, в разуме
заложено неискоренимое Кант считал, что
с равной доказательностью Учение Канта оказало
огромное влияние на
|